Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:44, реферат
Китайская философия создала самобытное представление о человеке и мире как
созвучных реальностях. Начало китайского философского мышления, подобно тому,
как это было позже в Древней Греции, уходит своими корнями в мифологическое
мышление.
Введение
1.Философия Древнего Китая
2. Особенности развития философии в Китае
3. Школы в китайской философии
4. Даосизм
5.Конфуцианство
6.Идеи Конфуция
Заключение
Список литературы
должен обладать Цзюнь-цзы? Конфуций выделяет два фактора : “жэнь” и “вэнь”.
Иероглиф, обозначающий первый фактор, можно перевести как
“благорасположенность”. По мнению Конфуция, благородный человек должен
относится к людям очень гуманно, ведь гуманность по отношению друг к другу
является одним из основных положений учения Конфуция. Составленная им
космогоническая схема рассматривает жизнь как подвиг самопожертвования, в
результате которого и возникает этически полноценное общество. Еще один вариант
перевода - “человечность”. Благородный человек всегда правдив, не
подстраивается под других. “Человечность редко сочетается с искусными
речами и умильным выражением лица”.
Определить наличие в человеке этого фактора очень сложно, практически
невозможно со стороны. Как считал Конфуций, стремиться к достижению “жэнь”,
человек может лишь по искреннему желанию сердца, и определить, достиг он
этого или нет, может также лишь он сам.
“Вэнь” - “культура”, “литература”. Благородный муж должен иметь богатую
внутреннюю культуру. Без духовной культуры человек не может стать благородным,
это нереально. Но в то же время Конфуций предостерегал от чрезмерного увлечения
“вэнь”: “Когда в человеке одерживают верх свойства натуры, получается
дикость, когда образованность - одна ученость.” Конфуций понимал, что
общество не может состоять из одних “жэнь” - оно потеряет жизнеспособность, не
будет развиваться, и, в конце концов, регрессирует. Однако нереально и
общество, включающее в себя одних “вэнь” - прогресса не будет и в этом случае.
По мнению Конфуция, человек должен сочетать в себе естественные страсти (т.е.
природные качества) и приобретенную ученость. Это дано не каждому и добиться
этого может лишь идеальная личность.
Конфуций жил в период внедрения в китайское общество системы доносов.
Умудренный опытом, он понимал, какую опасность несло распространение
доносительства, тем более на близких родственников - братьев, родителей.
Более того, он понимал, что такое общество просто не имеет будущего. Конфуций
улавливал необходимость срочной выработки каркаса, укрепляющего общество на
нравственных началах, и добиться, чтобы общество само отторгало
доносительство.
Именно поэтому решающей мыслью в учении проходит забота о старших, о родне.
Конфуций считал, что это должно было установить связь между поколениями,
обеспечить полную связанность современного общества с предыдущими его
стадиями, а значит, обеспечить и преемственность традиций, опыта и т.д. Также
важное место в учении занимает чувство уважения и любви к людям, живущим
рядом. Общество, пропитанное таким духом, очень сплочено, а значит и способно
к быстрому и эффективному развитию.
Взгляды Конфуция базировались на нравственных категориях и ценностях
тогдашней китайской деревенской общины, в которой главную роль играло
соблюдение традиций, заложенных в глубокой древности. Поэтому древность и
все, что с ней связано, ставилось Конфуцием в пример для современников.
Однако Конфуций внес и много нового, например ,культ грамотности, знаний. Он
считал, что каждый член общества обязан стремиться к знанию, прежде всего
собственной страны. Знание - атрибут здорового общества.
Все критерии нравственности объединялись Конфуцием в общий поведенческий блок
“ли” (в переводе с китайского - правило, ритуал, этикет ). Этот блок прочно
связывался им с жэнь. “Преодолеть себя, чтобы вернуться к ли – жэнь.
Благодаря “ли” Конфуцию удалось связать воедино общество и государство, соединив
две важные части своего учения.
Конфуций считал, что благополучное материальное состояние общества было
немыслимо без воспитательной проповедческой деятельности. Он говорил, что
благородные люди должны оберегать и распространять в народе нравственные
ценности. В этом Конфуций видел одну из важнейших составных частей здоровья
общества.
В отношениях общества с природой Конфуций также руководствовался заботами о
людях. Чтобы продлить свое существование, общество обязано рационально
относится к природе.
Конфуций вывел четыре основополагающих принципа взаимоотношения общества и
природы :
1) Чтобы стать достойным членом общества, нужно углублять свои знания о
природе. Эта мысль вытекает из вывода Конфуция о необходимости
образованности общества, особенно развития знаний об окружающем мире, и
дополняет его.
2) Только природа способна дать человеку и обществу жизненную силу и
вдохновение. Этот тезис напрямую перекликается с древнекитайскими учениями,
пропагандирующими невмешательство человека в природные процессы и лишь
созерцание их в поисках внутренней гармонии.
3) Бережное отношение как к живому миру, так и к природным ресурсам. Уже в то
время Конфуций предостерегал человечество от бездумного расточительного
подхода к использованию природных ресурсов. Он понимал, что в случае
нарушения существующих в природе балансов могут возникнуть необратимые
последствия как для человечеств, так и для всей планеты в целом.
4) Регулярное благодарение Природе. Этот принцип уходит корнями в
древнекитайские религиозные представления.
Конфуций высказывал несколько своих пожеланий об устройстве и принципах
руководства идеальным государством.
Все управление государством должно базироваться на “ли”. Значение “ли” здесь
очень объемно. Жэнь здесь включает в себя и любовь к родственникам, и
честность, и искренность, стремление к собственному самоусовершенствованию,
вежливость и прочее, причем вежливость, по мнению Конфуция, обязательный
элемент для людей, исполняющих государственные функции.
Согласно схеме Конфуция, правитель возвышается над главой своей семьи лишь на
несколько ступенек. Подобный универсальный подход превращал государство в
обычную семью, только большую. Следовательно, править в государстве должны те
же принципы, что и в обществе, то есть проповедуемые Конфуцием отношения
гуманности, всеобщей любви и искренности.
Исходя из этого, Конфуций отрицательно отнесся к вводимым в то время в
некоторых царствах Китая фиксированным законам, считая, что равенство всех
перед законом базируется на насилии над личностью и, по его мнению, нарушает
основы управления государством. Была и еще одна причина неприятия Конфуцием
законов, он считал, что все, насильственно навязываемое человеку сверху, не
дойдет до души и сердца последнего, а значит, неспособно эффективно
функционировать. Каркас модели государственного устройства, предложенной
Конфуцием, - Правила. Принципом, придающим им жизнеспособность, является
принцип “хэ”.
К тому же в создании их, по мысли Конфуция, принимали участие все члены
общества. В условиях , когда управление государством и народом предполагалось
на основании “ли” , эти Правила выполняли роль закона.
Правитель обязан следить за выполнением Правил, а также смотреть, чтобы
общество не сошло с истинного пути. Концепция за данности с ориентацией на
древность оказала огромное влияние на дальнейшее ход развития политической
мысли Китая. Политики искали решения насущных проблем в “идеальном” прошлом.
Людей Конфуций разделил по отношению к управлению государством на две группы:
1) Управляющие
2) Управляемые
Наибольшее внимание в этой части Учения уделяется первой группе людей. По
мнению Конфуция, это должны быть люди, обладающие качествами Цзюнь-цзы.
Именно они должны осуществлять власть в государстве. Их высокие нравственные
качества должны быть примером для всех остальных. Их роль заключается в
воспитании народа , направлении его на правильный путь. При сравнении с
семьей видна явная аналогия между Цзюнь-цзы в государстве и отцом в семье.
Управляющие - отцы народа.
Для управляющих Конфуций вывел четыре Дао:
1) Чувство самоуважения. Конфуций считал, что только уважающие себя люди
способны проявить уважение к народу при вынесении каких-либо решений. Это
просто необходимо, учитывая беспрекословное подчинение народа правителю.
2) Чувство ответственности. Правитель должен чувствовать ответственность за
управляемый им народ. Это качество также присуще Цзюнь-цзы.
3) Чувство доброты при воспитании народа. Правитель, обладающий чувством
доброты, способен лучше воспитать народ повысить его моральные качества,
образованность, а значит, и обеспечить прогресс всего общества.
4) Чувство справедливости. Это чувство должно быть развито особенно у людей,
от чьей справедливости зависит благосостояние общества.
Даже будучи сторонником авторитарной системы, Конфуций был противником
излишней абсолютизации царской власти, и в своей модели ограничивал права
царя, большое значение придавая тому, чтобы основные решения принимались не
одним человеком, а группой лиц. По мнению Конфуция, это исключало возможность
субъективного подхода к ращению различных проблем.
Выделяя главное место в своей системе человеку, Конфуций, тем не менее,
признавал высшую над людьми волю, Волю Неба. На его взгляд, Цзюнь-цзы
способны правильно интерпретировать земные проявления этой воли.
Уделяя основное внимание управляющим людям, Конфуций подчеркивал, что главный
фактор стабильности государства – доверие народа. Власть, которой не доверяет
народ, обречена на отдаление от него, а значит, на неэффективность управления
и в этом случае неизбежен регресс общества.
Исторически сложилось так, что развитие Китая в течение длительного периода
времени шло обособленно от развития европейских стран. Знания китайцев об
окружающем их мире были очень ограниченными это способствовало появлению в
Древнем Китае представлений о том, что Китай является центром мира, а все
остальные страны находятся в вассальной зависимости от него.
Что же касается Европы, то она по-настоящему “открыла” Китай лишь в период
позднего средневековья, когда после путешествия Марка Пола в Китай стали
прибывать миссионеры для обращения многомиллионной массы китайцев в
христианство. Миссионеры плохо знали историю страны, ее культуру, не сумели
понять ее культуру и традиции. Это привело к искажению истинного облика
китайской культуры, в том числе и основной части философии.
С легкой руки миссионеров Китай то представал как страна особых, неповторимых
в своей оригинальности традиции и культуры, где люди всегда жили по иным
социальным законам и нравственным нормам, чем в Европе, то как страна где
якобы в первозданной чистоте сохранились утраченные на Западе истинные
моральные принципы. Это привело к появлению двух диаметрально противоположных
точек зрения на историю китайской культуры и философии, одна из которых
сводилась к противопоставлению западной и китайской культуры и философии за
счет принижения последних, а другая - к превращению отдельных элементов
китайской культуры в том числе и философских учений (конфуцианство), в
образец для подражания.
Таким образом, философские системы Китая внесли огромный вклад в сокровищницу
мировой культуры, по-особому передав различные взгляды выдающихся мыслителей
прошлого. Многочисленные направления китайской философской мысли привнесли
особенный восточный колорит в мировую философию, как науку, позволив
человечеству еще на шаг приблизиться к пониманию вечных вопросов бытия.
1. «Введение философии» - учебник для высших учебных заведений (часть I).
Москва. Издательство политической литературы.
2. «Основы философии» - учебное пособие А.Г. Спиркин. Москва. Издательство
политической литературы 1988 г.
3. История философии в кратком изложении. Москва. «Мысль». 1991г.
4. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: [Учеб. пособие для филос.
фак. и отд-ний ун-тов]. – М.: Высш. шк., 1981. – 374с.; 22 см.
5. Философия: Учебное пособие. Под ред. Н.И. Жукова. 4-е изд., испр. и
доп. – Мн.: НТЦ «АПИ», 1999. – 367с. 6.Карманный словарь атеиста.
Ю.А. Бахныкин,
М.С. Беленький, А.В. Белов и др.; Под ред. М.П. Новикова. – 2-е изд., испр. и
доп. – М.: Политиздат, 1979. – 279с.7
Информация о работе Религиозно-философское учение Древнего Китая