Религиозно-философское учение Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:44, реферат

Описание работы

Китайская философия создала самобытное представление о человеке и мире как
созвучных реальностях. Начало китайского философского мышления, подобно тому,
как это было позже в Древней Греции, уходит своими корнями в мифологическое
мышление.

Содержание

Введение

1.Философия Древнего Китая
2. Особенности развития философии в Китае
3. Школы в китайской философии
4. Даосизм
5.Конфуцианство
6.Идеи Конфуция
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ref po filo.docx

— 43.33 Кб (Скачать)

должен обладать Цзюнь-цзы? Конфуций выделяет два фактора : “жэнь” и “вэнь”.

Иероглиф, обозначающий первый фактор, можно перевести  как

“благорасположенность”. По мнению Конфуция, благородный человек должен

относится к людям очень гуманно, ведь гуманность по отношению друг к другу

является одним из основных положений учения Конфуция. Составленная им

космогоническая схема рассматривает жизнь как подвиг самопожертвования, в

результате которого и возникает этически полноценное общество. Еще один вариант

перевода - “человечность”. Благородный человек всегда правдив, не

подстраивается под других. “Человечность редко сочетается с искусными

речами и умильным выражением лица”.

Определить наличие в человеке этого фактора очень сложно, практически

невозможно со стороны. Как считал Конфуций, стремиться к достижению “жэнь”,

человек может лишь по искреннему желанию сердца, и определить, достиг он

этого или нет, может также лишь он сам.

“Вэнь” - “культура”, “литература”. Благородный муж должен иметь богатую

внутреннюю культуру. Без духовной культуры человек не может стать благородным,

это нереально. Но в то же время Конфуций предостерегал от чрезмерного увлечения

“вэнь”: “Когда в человеке одерживают верх свойства натуры, получается

дикость, когда образованность - одна ученость.” Конфуций понимал, что

общество не может состоять из одних “жэнь” - оно потеряет жизнеспособность, не

будет развиваться, и, в конце концов, регрессирует. Однако нереально и

общество, включающее в себя одних “вэнь” - прогресса не будет и в этом случае.

По мнению Конфуция, человек должен сочетать в себе естественные страсти (т.е.

природные качества) и приобретенную ученость. Это дано не каждому и добиться

этого может лишь идеальная личность.

Конфуций жил в период внедрения в китайское общество системы доносов.

Умудренный опытом, он понимал, какую опасность несло распространение

доносительства, тем более на близких родственников - братьев, родителей.

Более того, он понимал, что такое общество просто не имеет будущего. Конфуций

улавливал необходимость срочной выработки каркаса, укрепляющего общество на

нравственных началах, и добиться, чтобы общество само отторгало

доносительство.

Именно поэтому решающей мыслью в учении проходит забота о старших, о родне.

Конфуций считал, что это должно было установить связь между поколениями,

обеспечить полную связанность современного общества с предыдущими его

стадиями, а значит, обеспечить и преемственность традиций, опыта и т.д. Также

важное место в учении занимает чувство уважения и любви к людям, живущим

рядом. Общество, пропитанное таким духом, очень сплочено, а значит и способно

к быстрому и эффективному развитию.

Взгляды Конфуция базировались на нравственных категориях и ценностях

тогдашней китайской деревенской общины, в которой главную роль играло

соблюдение традиций, заложенных в глубокой древности. Поэтому древность и

все, что с ней связано, ставилось Конфуцием в пример для современников.

Однако Конфуций внес и много нового, например ,культ грамотности, знаний. Он

считал, что каждый член общества обязан стремиться к знанию, прежде всего

собственной страны. Знание - атрибут здорового общества.

Все критерии нравственности объединялись Конфуцием в общий поведенческий блок

“ли” (в переводе с китайского - правило, ритуал, этикет ). Этот блок прочно

связывался им с жэнь. “Преодолеть себя, чтобы вернуться к ли – жэнь.

Благодаря “ли” Конфуцию удалось связать воедино общество и государство, соединив

две важные части своего учения.

Конфуций считал, что благополучное материальное состояние общества было

немыслимо без воспитательной проповедческой деятельности. Он говорил, что

благородные люди должны оберегать и распространять в народе нравственные

ценности. В этом Конфуций видел одну из важнейших составных частей здоровья

общества.

В отношениях общества с природой Конфуций также руководствовался заботами о

людях. Чтобы продлить свое существование, общество обязано рационально

относится к природе.

Конфуций вывел четыре основополагающих принципа взаимоотношения общества и

природы :

1) Чтобы стать достойным членом общества, нужно углублять свои знания о

природе. Эта мысль вытекает из вывода Конфуция о  необходимости

образованности общества, особенно развития знаний об окружающем мире, и

дополняет его.

2) Только природа способна дать человеку и обществу жизненную силу и

вдохновение. Этот тезис напрямую перекликается с древнекитайскими учениями,

пропагандирующими невмешательство человека в природные процессы и лишь

созерцание их в поисках внутренней гармонии.

3) Бережное отношение как к живому миру, так и к природным ресурсам. Уже в то

время Конфуций предостерегал человечество от бездумного расточительного

подхода к использованию природных ресурсов. Он понимал, что в случае

нарушения существующих в природе  балансов могут возникнуть необратимые

последствия как для человечеств, так и для всей планеты в целом.

4) Регулярное благодарение Природе. Этот принцип уходит корнями в

древнекитайские религиозные представления.

Конфуций высказывал несколько своих пожеланий об устройстве  и принципах

руководства идеальным государством.

Все управление государством должно базироваться на “ли”. Значение “ли” здесь

очень объемно. Жэнь здесь включает в себя и любовь к родственникам, и

честность, и искренность, стремление к собственному самоусовершенствованию,

вежливость и прочее, причем вежливость, по мнению Конфуция, обязательный

элемент для людей, исполняющих государственные функции.

Согласно схеме Конфуция, правитель возвышается над главой своей семьи лишь на

несколько ступенек. Подобный универсальный подход превращал государство в

обычную семью, только большую. Следовательно, править в государстве должны те

же принципы, что и в обществе, то есть проповедуемые Конфуцием отношения

гуманности, всеобщей любви и искренности.

Исходя из этого, Конфуций отрицательно отнесся к вводимым в то время в

некоторых царствах Китая фиксированным законам, считая, что равенство всех

перед законом базируется на насилии над личностью и, по его мнению, нарушает

основы управления государством. Была и еще одна причина неприятия Конфуцием

законов, он считал, что все, насильственно навязываемое человеку сверху,  не

дойдет до души и сердца последнего, а значит, неспособно эффективно

функционировать. Каркас модели государственного устройства, предложенной

Конфуцием, - Правила. Принципом, придающим им жизнеспособность, является

принцип “хэ”.

К тому же в создании их, по мысли Конфуция, принимали участие все члены

общества. В условиях , когда управление государством и народом предполагалось

на основании “ли” , эти Правила выполняли роль закона.

Правитель обязан следить за выполнением Правил, а также смотреть, чтобы

общество не сошло с истинного пути. Концепция за данности с ориентацией на

древность оказала огромное влияние на дальнейшее  ход развития политической

мысли Китая. Политики искали решения насущных проблем в “идеальном” прошлом.

Людей Конфуций разделил по отношению к управлению государством  на две группы:

1) Управляющие

2) Управляемые

Наибольшее внимание в этой части Учения уделяется первой группе людей. По

мнению Конфуция, это должны быть люди, обладающие качествами Цзюнь-цзы.

Именно они должны осуществлять власть в государстве. Их высокие нравственные

качества должны быть примером для всех остальных. Их роль заключается в

воспитании народа , направлении его на правильный путь. При сравнении с

семьей видна явная аналогия между Цзюнь-цзы в государстве и отцом в семье.

Управляющие - отцы народа.

Для управляющих Конфуций вывел четыре Дао:

1) Чувство самоуважения. Конфуций считал, что только уважающие  себя люди

способны проявить уважение к народу при вынесении каких-либо решений. Это

просто необходимо, учитывая беспрекословное подчинение народа правителю.

2) Чувство ответственности. Правитель должен чувствовать ответственность за

управляемый им народ. Это качество также присуще Цзюнь-цзы.

3) Чувство доброты при воспитании народа. Правитель, обладающий чувством

доброты, способен лучше воспитать народ повысить его моральные качества,

образованность, а значит, и обеспечить прогресс всего общества.

4) Чувство справедливости. Это чувство должно быть развито особенно у людей,

от чьей справедливости зависит благосостояние общества.

Даже будучи сторонником авторитарной системы, Конфуций был противником

излишней абсолютизации царской власти, и в своей модели ограничивал права

царя, большое значение придавая тому, чтобы основные решения принимались не

одним человеком, а группой лиц. По мнению Конфуция, это исключало возможность

субъективного подхода к ращению различных проблем.

Выделяя главное место в своей системе человеку, Конфуций, тем не менее,

признавал высшую над людьми волю, Волю Неба. На его взгляд, Цзюнь-цзы

способны правильно интерпретировать земные проявления этой воли.

Уделяя основное внимание управляющим людям, Конфуций подчеркивал, что главный

фактор стабильности государства – доверие народа. Власть, которой не доверяет

народ, обречена на отдаление от него, а значит, на неэффективность управления

и в этом случае неизбежен регресс общества.

    

Заключение

 

Исторически сложилось так, что развитие Китая в течение длительного периода

времени шло обособленно от развития европейских стран. Знания китайцев об

окружающем их мире были очень ограниченными это способствовало появлению в

Древнем Китае представлений о том, что Китай является центром мира, а все

остальные страны находятся в вассальной зависимости от него.

Что же касается Европы, то она по-настоящему “открыла” Китай лишь в период

позднего средневековья, когда после путешествия Марка Пола в Китай стали

прибывать миссионеры для обращения многомиллионной массы китайцев в

христианство. Миссионеры плохо знали историю страны, ее культуру, не сумели

понять ее культуру и традиции. Это привело к искажению истинного облика

китайской культуры, в том числе и основной части философии.

С легкой руки миссионеров Китай то представал как страна особых, неповторимых

в своей оригинальности традиции и культуры, где люди всегда жили по иным

социальным законам и нравственным нормам, чем в Европе, то как страна где

якобы в первозданной чистоте сохранились утраченные на Западе истинные

моральные принципы. Это привело к появлению двух диаметрально противоположных

точек зрения на историю китайской культуры и философии, одна из которых

сводилась к противопоставлению западной и китайской культуры и философии за

счет принижения последних, а другая - к превращению отдельных элементов

китайской культуры в том числе и философских учений (конфуцианство), в

образец для подражания.

Таким образом, философские системы Китая внесли огромный вклад в сокровищницу

мировой культуры, по-особому передав различные взгляды выдающихся мыслителей

прошлого. Многочисленные направления китайской философской мысли привнесли

особенный восточный колорит в мировую философию, как науку, позволив

человечеству еще на шаг приблизиться к пониманию вечных вопросов бытия.

    

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература

 

1.   «Введение философии» - учебник для высших учебных заведений (часть I).

Москва. Издательство политической литературы.

2.   «Основы философии» - учебное пособие А.Г. Спиркин. Москва. Издательство

политической литературы 1988 г.

3.   История философии в кратком изложении. Москва. «Мысль». 1991г.

4.   Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: [Учеб. пособие для филос.

фак. и отд-ний ун-тов]. – М.: Высш. шк., 1981. – 374с.; 22 см.

     5.   Философия: Учебное пособие. Под ред. Н.И. Жукова. 4-е изд., испр. и

доп. – Мн.: НТЦ «АПИ», 1999. – 367с.  6.Карманный словарь атеиста.

Ю.А. Бахныкин,

М.С. Беленький, А.В. Белов и др.; Под ред. М.П. Новикова. – 2-е изд., испр. и

доп. – М.: Политиздат, 1979. – 279с.7         

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Религиозно-философское учение Древнего Китая