Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:44, реферат
Китайская философия создала самобытное представление о человеке и мире как
созвучных реальностях. Начало китайского философского мышления, подобно тому,
как это было позже в Древней Греции, уходит своими корнями в мифологическое
мышление.
Введение
1.Философия Древнего Китая
2. Особенности развития философии в Китае
3. Школы в китайской философии
4. Даосизм
5.Конфуцианство
6.Идеи Конфуция
Заключение
Список литературы
приверженцев скрылись на западе, в горных приграничных районах, где
действовала другая даосская секта Чжан Лу. Эта, теперь объединенная, секта
после падения династии Хань превратилась в самостоялельное теократическое
образование, которое так же называют государством даосских пап-патриархов.
Впоследствии с ними считались даже официальные власти. Власть в этом
«государстве в государстве» передавалась по наследству, само оно состояло из
24 общин, возглавляемых епископами. Жизнь в этих общинах была организованна
таким образом, чтобы каждый мог очиститься, покаяться и, пройдя через серию
постов и обрядов, подготовить себя к бессмертию. Согласно Дао, тело человека
представляет собой микрокосм - это скопление духов и божественных сил,
результат взаимодействия мужского и женского начал. Стремящийся к достижению
бессмертия должен прежде всего постараться создать для всех этих духов-монад
(их около 36 000) такие условия, чтобы они не стремились покинуть тело. Даосы
предполагали достичь этого за счет ограничения в еде, специальных физических
и дыхательных упражнений. Так же чтобы достичь бессмертия, кандидат должен
был совершить не менее 1200 хороших поступков, и при этом один плохой
поступок сводил все на нет.
Сам акт перевоплощения почитался настолько священным и таинственным, что его
никто не мог зафиксировать. Просто был человек и – нет его. Он не умер, но
исчез, покинул свою телесную оболочку, дематериализовался, вознесся на небо,
стал бессмертным. На протяжении веков даосизм переживал взлеты и падения,
поддержку и гонения, иногда становился официальной идеологией какой-либо
династии. Но тем не менее он был нужен как образованным верхам, так и
необразованным низам китайского общества. Образованные верхи обращались чаще
всего к философским теориям даосизма, к его древнему культу простоты и
естетественности, слияния с природой и свободы самовыражения. Часто
отмечалось, что китайский интеллигент(любой), будучи в социальном плане
конфуцианцем, в душе всегда был немного даосом. Необразованные низы искали в
даосизме другое. Их привлекали социальные утопии с уравнительным
распределением имуществ при жесточайшей регламентации жизненного распорядка.
Эти теории играли свою роль в качестве знамени в ходе средневековых
крестьянских восстаний. Кроме того, с народными массами даосизм был связан
обрядами, практикой гадания и врачевания и т.п. Именно на этом, низшем уровне
даосизма складывается тот гигантский пантеон, которым всегда отличалась
религия даосов. В этот пантеон наряду с главами религиозных доктрин мог
попасть любой незаурядный исторический деятель, даже простой чиновник,
оставивший после себя хорошую память. Даосизм в Китае, как и буддизм, занимал
скромное место в системе официальных религиозно-идеологических ценностей,
однако в периоды кризисов, когда централизованная власть приходила в упадок,
даосизм выходил на передний план, проявляясь в народных восстаниях, которые
двигали утопические идеи даосизма.
Конфуцианство
Конфуцианство – философско-этическое учение мыслителя древнего Китая
Конфуция (Кун-цзы) и его последователей, превратившееся на рубеже н.э. в
религию. Источник конфуцианства – «Лунь-юй» («Беседы и суждения»), написанные
последователями Конфуция (6 в. до н.э.). Конфуцианство отразило взгляды и
интересы феодального чиновничества, стремившегося предохранить общество от
социальных потрясений. Целью конфуцианства являлось воспитание народа в духе
уважения существующих порядков. Согласно конфуцианству, в обществе действует
закон «жень», ниспосланный небом. Для усвоения этого закона человек должен
соблюдать «ли» - нормы общественного поведения, традиционные обряды, поступать
согласно своему общественному положению: «Государь должен быть государем,
подданный – подданным, отец – отцом, сын - сыном». Конфуцианство оправдало
власть «благородных» над простым народом. С превращением конфуцианства в
религию Конфуций был обожествлен. Конфуцианство отличается от многих религий
отсутствием жречества, мистических элементов и сводиться к строгому выполнению
предписанных обрядов. Основное содержание культа конфуцианства – сложившееся
еще до конфуцианства – почитание предков: каждая семья, род имеют свой храм,
где размещены символизирующие предков таблички «чжу», перед которыми
расставляются жертвоприношения и совершаются обряды. Конфуцианство с его
учением о незыблемом постоянстве порядков, разделение людей на высших и низших
по воле неба использовали господствующие классы Китая.
Крупнейший ученый своего времени Конфуций одним из первых заинтересовался
человеческой сущностью, смыслом человеческой жизни, истоками человеческих
стремлений и желаний. Пытаясь объяснить их, он, руководствуясь собственным
опытом, предложил ряд интереснейших идей. Вся жизнь Конфуция прошла в поисках
того главного, ради чего и живет человек.
Конфуций родился в 551 году до нашей эры. Отцом его был великий воин своего
времени, прославившийся своими подвигами Шу Лянхэ.
Когда мальчику было два года и три месяца (китайцы считают возраст ребенка с
момента зачатия), Шу Лянхэ скончался. Две предыдущие жены Шу Лянхэ,
ненавидевшие молодую мать наследника, не стали сдерживать свою ненависть к
ней, и, вырвав сына из атмосферы дрязг и скандалов, женщина вернулась в свой
родной город.
Однако родители не согласились принять ее в дом, который она опозорила, выйдя
замуж раньше двух старших сестер, да еще за человека намного старше. Поэтому
мать с маленьким Конфуцием поселились отдельно от всех. Жили они очень
замкнуто, однако мальчик рос веселым и общительным, много играл со
сверстниками. Уже тогда он отличался от них обостренным восприятием
несправедливости, чувством особой любви к родителям, знанием многих
религиозных обрядов (его мать, выполняя долг жены, каждый день читала молитвы
по усопшему мужу). Несмотря на бедность, мать растила его достойным
преемником знаменитого отца. Конфуций знал историю своего рода, насчитывающую
не одно столетие. Узнав об опыте своих предков , среди которых были
талантливые люди, проявившие себя во многих областях человеческой
деятельности , он сделал вывод, что одной военной доблести недостаточно для
достижения желаемого, нужны и другие достоинства. Когда Конфуцию было
семнадцать лет, умерла его мать, которой в ту пору едва исполнилось тридцать
восемь лет. Это был жестокий удар судьбы.
Юноша возвращается домой и живет один. Из-за бедности он вынужден был делать
даже женскую работ, которой раньше занималась его умершая мать. В то же время
Конфуций помнил о своей принадлежности к высшим слоям общества и был
подвергнут огромному унижению на одном обеде. В то время в Китае
разбогатевшие мещане всячески старались наладить дружественные отношения с
представителями низших слоев аристократии и давали для них званые обеды. На
один из таких обедов пришел и Конфуций, однако был остановлен стражем,
который сказал юноше, что ему не место среди знатных людей. Этот случай
Конфуций запомнил на всю жизнь. В то время Конфуций усиленно занимается
самообразованием. Судьба, словно в компенсацию за неудачно начавшуюся жизнь
наделила его здоровьем, недюжинной силой, природным умом. В девятнадцать лет
он женится на девушке, которая сопровождала его всю свою жизнь, и вскоре у
них рождается сын, названный Ли ( карп ). Выполняя обязанности отца
семейства, Конфуций поступает на службу богатому аристократу Цзи, сначала
управляющим складов, затем домашним слугой и учителем. Здесь впервые убедился
Конфуций в необходимости образованности.
Служил Конфуций до обретения зрелости, чувство которой пришло к нему в возрасте
тридцати лет. Позднее он скажет:" В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к
учебе. В тридцать лет я обрел самостоятельность . В сорок лет я освободился от
сомнений. В шестьдесят лет я научился отличать правду от неправды. В семьдесят
лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала ".
К тридцати годам сложились и основные его этико-философские концепции, в
основном касающиеся управления государством и обществом. Более четко
сформулировав эти концепции, Конфуций открывает частную школу, появляются
первые ученики, некоторые из них сопровождали своего Учителя в течение всей
своей жизни. Желая использовать свои учения в практической деятельности,
Конфуций присоединяется к изгнанному высшей аристократией царю и бежит в
соседнее царство . Там он знакомится с советником могущественного царя Цзин
Гуна Янь Ином и, беседуя с ним, производит очень хорошее впечатление.
Воспользовавшись этим, Конфуций добивается встречи с самим царем,
и,разговаривая с ним, потрясает Цзин Гуна глубиной и широтой своих познаний,
смелостью и необычностью суждений, интересностью взглядов, высказывает свои
рекомендации по управлению государством.
Возвратившись в родное царство, Конфуций становится известным человеком. По
личным мотивам он отказывается от нескольких возможностей стать чиновником.
Однако вскоре отвечает согласием на приглашение царя Дин-гуна и, продвигаясь
по служебной лестнице, занимает пост сычкоу (главного советника самого царя).
На этом посту Конфуций прославился многими мудрыми решениями. Вскоре
обеспокоенное его увеличивающимся влиянием окружение царя вынуждает его
"добровольно" покинуть свой пост. После этого для Конфуция наступает пора
странствий.
Долгие четырнадцать лет он в окружении учеников путешествует по Китаю,
прославившись еще больше. Однако его желание вернуться на родину усиливается,
и вскоре при содействии одного из бывших учеников Конфуций с большими
почестями возвращается домой как очень уважаемый человек. К его помощи
прибегают цари, многие из которых зовут его к себе на службу. Но Конфуций
прекращает поиски "идеального" государства и все больше внимания уделяет
своим ученикам. Вскоре он открывает частную школу. С целью сделать ее более
доступной Учитель назначает минимальную плату за обучение. После нескольких
лет преподавания в своей школе на семьдесят четвертом году жизни Конфуций
умирает. Произошло это в 478 году до нашей эры.
Учение Конфуция можно разделить на три тесно взаимосвязанные условные части,
объединяемые идеей центральности человека во всем конфуцианстве. Первое и
главное во всех трех учениях – само Учение о человеке.
На основе личного общения с людьми вывел закономерность о том, что нравы в
обществе со временем падают и разбил людей на три группы :
1) Распущенные
2) Сдержанные
3) Глупцы
Приводя примеры, характеризующие поведение людей, принадлежащих к определенной
группе, он доказал это утверждение и попытался найти причины данного явления,
и, как следствие, силы, движущие людьми в процессе жизнедеятельности.
Анализируя и делая выводы Конфуций пришел к мысли, выраженной в одном
изречении: “Богатство и знатность -- вот к чему стремятся все люди. Если
не установить для них Дао в достижении этого, они этого не достигнут. Бедность
и презренность - вот что ненавидят все люди. Если не установить для них Дао в
избавлении от этого, они от этого не избавятся ". Эти два основные
стремления Конфуций считал заложенными в человеке от рождения, то есть
биологически предопределенными. Поэтому эти факторы по мнению Конфуция
определяют как поведение отдельных индивидуумов, так и поведение больших
коллективов, то есть и этноса в целом. К природным факторам Конфуций относился
отрицательно, и высказывания его на этот счет очень пессимистичны : "Я
никогда не встречал человека, который, заметив свою ошибку, решился бы сам
осудить себя". На основе далеко не идеальности природных факторов Конфуций
даже вступил в противоречие с древнекитайскими учениями, принимавшими
идеальность природных творений за аксиому.
Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни,
главным для него было уяснить скрытую природу человека, то, что движет им и
его стремлениями. По обладанию определенными качествами и отчасти положению в
обществе Конфуций разделил людей на три категории:
1) Цзюнь-цзы (благородный муж ) - занимает одно из центральных мест во всем
учении. Ему отведена роль идеального человека, примера для подражания двум
остальным категориям.
2) Жэнь - обычные люди, толпа. Среднее между Цзюнь-цзы и Сло Жэнь .
3) Сло Жэнь (ничтожный человек ) - в учении используется в основном в
сочетании с Цзюнь-цзы, только в отрицательном значении.
Конфуций выразил свои мысли об идеальном человеке, написав: "Благородный муж
думает прежде всего о девяти вещах - о том, чтобы видеть ясно, о том, чтобы
слушать четко, о том, чтобы лицо было приветливым, о том, чтобы речь была
искренней, о том, чтобы действия были осторожными, о необходимости спрашивать
других, когда возникают сомнения, о необходимости помнить о последствиях своего
гнев, о необходимости помнить о справедливости, когда есть возможность извлечь
пользу.”
Смысл жизни благородного человека заключается в достижении Дао, материальное
благополучие отходит на второй план: “Благородный муж беспокоится лишь о
том, что не может постичь Дао, его не волнует нищета”. Какими же качествами
Информация о работе Религиозно-философское учение Древнего Китая