Расходы бюджетов на здравоохранение

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 16:06, реферат

Описание работы

Целью данной курсовой работы является отражение основных источников финансирования расходов на здравоохранение, а так же изучение составной части расходов на социальную сферу.
Для достижения цели были рассмотрены и решены следующие задачи:
1. Характеристика отрасли здравоохранения;
2. Источники финансирования, дифференциация источников финансирования учреждений здравоохранения в зависимости от типа учреждения;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ: ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА………………………………....6
1.1 Финансирование здравоохранения за счёт средств федерального бюджета……………………………………………………………………………….8
1.2 Финансирование здравоохранения за счёт средств фондов обязательного медицинского страхования…………………………………………11
2. РАСХОДЫ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ – СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНУЮ СФЕРУ……………………………….……….16
2.1 Реализация долгосрочных целевых программ на примере приоритетного национального проекта «Здоровье»………………………………22
3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ НА УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ…………………………………………………...…………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………......................................36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………......40

Работа содержит 1 файл

Курсач- Расходы бюджетов на здравоохранение распечатала.doc

— 233.50 Кб (Скачать)

      Цель  организации работ по стандартизации в здравоохранении - создание и развитие системы стандартизации как основы повышения качества лечебно-диагностических и профилактических мероприятий при решении задач сохранения и улучшения здоровья населения.

      К началу 2003 г. создание системы стандартизации в здравоохранении в части  формирования структуры и принятия системообразующих документов было в основном закончено. Началась активная работа по созданию важнейших документов системы стандартизации - отраслевых стандартов (протоколов ведения больных) - нормативных документов, определяющих требования к оказанию медицинской помощи больным отдельными заболеваниями, синдромами, клиническими ситуациями.

      В статусе отраслевых стандартов были утверждены 8 документов, среди них 2 - по ведению больных инфекциями, передаваемыми половым путем (сифилис, гонококковая инфекция - Приказ МЗ РФ №327 от 25 июля 2003 г. и Приказ МЗ РФ №415 от 20 августа 2003 г.). Федеральный закон «О техническом регулировании» внес существенные изменения в построение и функционирование системы стандартизации в здравоохранении. В соответствии с новым Законом к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

      - национальные стандарты;

      - правила стандартизации, нормы и  рекомендации в области стандартизации;

      - применяемые в установленном  порядке классификации, общероссийские  классификаторы технико-экономической и социальной информации;

      - стандарты организаций.

      Законом предусматривается переходный период (до 2010 г.), в течение которого необходимо привести систему стандартизации в  согласование с новыми законодательными нормами, включая переработку действующих отраслевых протоколов ведения больных. В настоящее время разработка и утверждение медицинских стандартов осуществляются в 2 направлениях:

      1.   Создание национальных стандартов, в том числе протоколов ведения  больных (подлежат утверждению  техническими комитетами - ТК - при Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии).

      2.   Создание стандартов медицинской  помощи с участием Минздравсоцразвития  (утверждаются приказом Минздравсоцразвития  России).

      В 2006 г. разработаны и в 2007 г. приказами Ростехрегулирования утверждены первые три национальных стандарта в сфере здравоохранения:

      1.  ГОСТ Р 52600-2006 «Протоколы ведения  больных. Общие положения».

      2.  ГОСТ Р 52623-2006 «Технологии выполнения  простых медицинских услуг. Общие  положения».

      3.  ГОСТ Р 52636-2006 «Электронная история  болезни. Общие положения».

      Утверждены  первые 4 национальных стандарта по клинической лабораторной диагностике, созданы проекты 14 национальных стандартов по лабораторной диагностике, проекты 2 национальных стандартов по службе крови.

      На  обсуждение медицинской общественности представлены подготовленные проекты 3 из 8 национальных стандартов, включенных в план работы ТК 466 на 2008 г.:

      1.      Гонококковая инфекция. Неосложненная  форма.

      2.      Хламидийная инфекция. Неосложненная форма.

      3.  Урогенитальный трихомониаз. Неосложненная  форма.

      Разработка  указанных национальных стандартов инициирована созданным в 2008 г. Отделом  социально значимых заболеваний  НИЦ - научной базы Центра ВИЧ-ассоциированных  инфекций Академии. Создание стандартов проводилось в содружестве со специалистами смежных внутренних структур Академии и внешними профильными ор­ганизациями, перечень которых указан в проектах национальных стандартов.

      Дальнейшая  работа по проектам национальных стандартов предполагает внесение конструктивных замечаний рецензентов и представителей медицинской общественности с последующей апробацией в системе практического здравоохранения.

      Внедрение национальных стандартов в медицинских  организациях следует рассматривать  как существенное (кардинальное) изменение, инновацию в отечественном здравоохранении. В настоящее время к стандартам существует осторожное (если не отрицательное) отношение практикующих медицинских работников, что объясняется противоречиями между сложившимися традициями оказания медицинской помощи (провозглашение индивидуального подхода к больному - одна из важнейших ценностей отечественной школы) и принципами стандартизации (унификация, единообразие, использование принципов доказательной медицины и др.).

      Контрольные функции за соблюдением стандартов медицинской помощи возложены на Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Приказ Минздравсоцразвития России №905 от 31.12.06).

      Основными задачами, стоящими перед здравоохранением, были названы:

      • увеличение объема мероприятий по профилактике заболеваний;

      • сокращение сроков восстановления утраченного  здоровья населения путем внедрения  в медицинскую практику современных  методов профилактики, диагностики  и лечения;

      • повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении;

      • внедрение системы стандартизации в здравоохранении.

      В отличие от многих отраслей экономики, в которых установленные стандарты  носят обязательный характер, стандарты  медицинской помощи являются рекомендательными.

      На  заседании президиума Совета при  Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (04.02.2008) Д.А. Медведев подчеркнул, что "оказывать  медицинскую помощь в России следует  по единым стандартам, в какое бы медицинское учреждение человек ни обратился. На основе такой стандартизации ... должна получить развитие система управления качеством медицинской помощи".  
 
 
 
 
 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Развитие  здравоохранения имеет большое  социальное и народнохозяйственное значение. По показателям здоровья людей можно судить о прогрессе того или иного общества.

     Здоровье  является непременным условием и  составным элементом гармоничного развития человека. От этого зависит продолжительность жизни, а главное — активная деятельность человека, его возможности пользования материальными и духовными богатствами, всеми социальными правами.

     Вместе  с тем укрепление здоровья, сокращение периода болезней и удлинение  периода активной трудоспособности способствуют развитию человека как главной производительной силы, ведут к повышению производительности труда и эффективности всего общественного производства, умножению ресурсов экономического роста.

     Роль  здравоохранения особенно возрастает в условиях развития рыночных отношений, когда все более высокие, жесткие требования предъявляются не только к уровню квалификации, но и к состоянию здоровья рабочей силы. Все это происходит в условиях интенсификации производства и технического прогресса, вызывающих изменения в труде и образе жизни людей (изменение окружающей среды, рост миграционной и транспортной подвижности, повышение информационных нагрузок, сложность адаптации организма работника к технологии производства, профессиональная вредность и т. д.). Кроме того, потребности в услугах здравоохранения увеличиваются и в связи с повышением доли лиц пожилого возраста в общей численности населения.

      Все это требует расширения сети и  штатов медицинских учреждений, предполагает мобилизацию значительных объемов финансовых ресурсов. Во многих странах финансирование здравоохранения имеет смешанный бюджетно-страховой характер. При этом за счёт государства оплачиваются целевые программы, капитальные вложения и некоторые другие расходы, а финансирование основной медицинской помощи осуществляется через систему медицинского страхования.

     Страховая система здравоохранения, финансируемая, как и бюджетная, из общественных фондов потребления, формируется на целевой основе и более защищена от остаточного принципа финансирования, характерного для многих бюджетных систем здравоохранения. Поэтому в России с целью соединения положительных сторон государственной и частной медицины была выбрана бюджетно-страховая модель. Такая модель одновременно сохраняет государственные гарантии населения в медицинском обслуживании и привлекает в здравоохранение дополнительные ресурсы.

     Расходы на здравоохранение по своему экономическому содержанию объединяются в три основные группы: 1) расходы на лечебно-профилактические учреждения и мероприятия; 2) санитарно-профилактические учреждения и мероприятия; 3) прочие учреждения и мероприятия. Основная доля финансовых ресурсов здравоохранения направляется на строительство и содержание лечебно-профилактических учреждений, к которым относятся больницы, поликлиники, фельдшерско-акушерские пункты, станции скорой помощи, дома ребенка, санатории, детские ясли и некоторые другие учреждения.

      Среди основных направлений совершенствования  системы здравоохранения выделяют – переход к новым формам организации  предоставления услуг здравоохранения, в том числе переход к финансированию на основе государственного (муниципального) задания; внедрение стандартов качества оказания услуг здравоохранения; проведение мониторинга эффективности расходов бюджета в этой области и менеджмента распорядителей средств бюджетов, ответственных за этот блок.

      В результате преодоления выявленных и иных проблем появится возможность  в полной мере осуществить переход  на планирование ассигнований на основе задания учредителя.

      Вместе  с тем подход к определению  содержания задания учредителя, вытекающий из характеристик качества и параметров, оказываемых учреждением услуг, является положительным, поскольку учредитель сможет более рационально осуществлять финансирование предоставления услуг населению, увеличивая задания тем учреждениям, которые обеспечивают предоставление услуг более высокого качества. Введение конкурентных начал в распределение задания на оказание бюджетных услуг будет стимулировать учреждения к повышению качества своей деятельности и ориентации на потребителя.

      Так же с целью организации здравоохранения  осуществляется  и усовершенствуется  внедрение стандартов качества оказания услуг здравоохранения.

     Для организации и проведения работ  по стандартизации в сфере здравоохранения  на национальном уровне образован ТК №466 «Медицинские технологии».

     Основными задачами ТК 466 являются следующие:

     -   разработка, согласование и представление  годовых планов создания стандартов  здравоохранения;

     -   организация разработки, согласование  и представление на утверждение  проектов национальных стандартов;

     - формирование, согласование и принятие  программ работ на конкретную  перспективу.

     План  работы ТК 466 на 2008 г. включает более 30 национальных стандартов ведения больных и  более 50 технологий выполнения простых  медицинских услуг. Разработка стандартов происходит на основании консенсуса экспертов - специалистов в соответствующей области медицинских знаний. Суждения экспертов базируются на признанных доказательствах эффективности и безопасности вмешательств, полученных в качественных клинических исследованиях, и экономической целесообразности их применения.

     Следует подчеркнуть, что утвержденные в  настоящее время медико-экономические (табличные) стандарты не отвечают интересам  врачей и пациентов, так как не содержат алгоритмов выполнения услуг, индикаторов качества оказания медицинской помощи и, как правило, не являются согласованным мнением различных экспертов, работающих в профильных учреждениях.

     К сожалению, процесс внедрения стандартов в настоящее время не управляется  в должной мере, а механизмы их использования в целях повышения качества медицинской помощи до конца не разработаны. В связи с этим Отделом стандартизации в здравоохранении разрабатывается Программа ближайших и отдаленных работ по внедрению стандартов в медицинских организациях, с указанием этапов их реализации, ожидаемыми результатами и критериями оценки.

     Вопросы разработки, формирования и реализации муниципальных заданий сейчас особенно актуальны и вызывают многочисленные вопросы финансистов. С одной  стороны, БК РФ (ст. 69.2) определяет, что при формировании бюджета должны использоваться государственные муниципальные задания, а с другой, нет никаких методических рекомендаций по этому вопросу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Расходы бюджетов на здравоохранение