Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 16:06, реферат
Целью данной курсовой работы является отражение основных источников финансирования расходов на здравоохранение, а так же изучение составной части расходов на социальную сферу.
Для достижения цели были рассмотрены и решены следующие задачи:
1. Характеристика отрасли здравоохранения;
2. Источники финансирования, дифференциация источников финансирования учреждений здравоохранения в зависимости от типа учреждения;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ: ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА………………………………....6
1.1 Финансирование здравоохранения за счёт средств федерального бюджета……………………………………………………………………………….8
1.2 Финансирование здравоохранения за счёт средств фондов обязательного медицинского страхования…………………………………………11
2. РАСХОДЫ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ – СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНУЮ СФЕРУ……………………………….……….16
2.1 Реализация долгосрочных целевых программ на примере приоритетного национального проекта «Здоровье»………………………………22
3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ НА УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ…………………………………………………...…………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………......................................36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………......40
- в 2006 году 1 914 молодых специалистов – врачей, окончивших интернатуру (1 457 чел.) и ординатуру (457 чел.) – пришли работать в первичное звено здравоохранения;
- первичная медицинская помощь станет более доступной и качественной;
- повысится квалификация участковых врачей (24 805 переподготовленных специалистов за два года);
- амбулаторно-поликлинические учреждения будут оснащены необходимым диагностическим оборудованием, а значит, снизятся сроки ожидания диагностических исследований;
- будут поставлены в регионы 12 782 новых автомобилей скорой медицинской помощи, вследствие чего повысится оперативность работы службы «скорой помощи»;
- будет организована дополнительная бесплатная иммунизация населения;
- будет организовано массовое обследование новорожденных детей на наследственные врожденные заболевания;
- благодаря строительству новых медицинских центров снизятся сроки ожидания и повысится доступность высокотехнологичной медицинской помощи, особенно для детей и жителей сельских районов и отдаленных территорий;
- будет обеспечена «прозрачность» очереди на получение высокотехнологичной медицинской помощи за счет введения системы «листов ожидания (учета)».
К числу основных мероприятий можно отнести:
- совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, что поможет ежегодно сокращать смертность в результате ДТП на 2700 случаев, а также снизить инвалидность до уровня 8 тыс. случаев в год. В рамках этого направления запланировано оснащение 1 130 государственных и муниципальных учреждений здравоохранения санитарным автотранспортом (610 ед.) и медицинским оборудованием (4 182 ед.) на общую сумму 4,9 млрд. руб.;
- совершенствование медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями обеспечит снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в 1,3 раза (с 325 случаев до 250 случаев на 100 тыс. населения);
Общий
объем финансовых ресурсов, необходимых
для реализации дополнительных мероприятий
на 2008-2009 годы составил 20,9 млрд. руб., из
них на 2008 год – 11 млрд. руб., на 2009 год –
9,9 млрд. руб.
3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ НА УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
На современном этапе в условиях решения задачи по повышению эффективности управления общественными финансами приоритетное значение приобретает оптимизация расходов на социально-значимые цели, в том числе организацию здравоохранения. Среди основных направлений совершенствования – переход к новым формам организации предоставления услуг здравоохранения, в том числе переход к финансированию на основе государственного (муниципального) задания; внедрение стандартов качества оказания услуг здравоохранения; проведение мониторинга эффективности расходов бюджета в этой области и менеджмента распорядителей средств бюджетов, ответственных за этот блок.
Для обеспеченья этих направлений были определены следующие задачи в области оптимизации расходов:
1.
Следует установить жесткие
2.
Следует завершить
Вопросы разработки, формирования и реализации муниципальных заданий сейчас особенно актуальны и вызывают многочисленные вопросы финансистов. С одной стороны, БК РФ (ст. 69.2) определяет, что при формировании бюджета должны использоваться государственные муниципальные задания, а с другой, нет никаких методических рекомендаций по этому вопросу. Многие муниципалитеты вырабатывают и практикуют собственные подходы к формированию заданий. При формировании проектов бюджетов на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 гг. с текущего года начинается работа по созданию нормативной базы с целью планирования бюджетных ассигнований на основе государственного (муниципального) задания учредителя (п. 2 ст. 69.2. БК РФ).
Задания учредителя устанавливаются:
- государственным (муниципальным) учреждениям (бюджетным и автономным);
- иным некоммерческим организациям.
Государственным (муниципальным) заданием (ст. 6 БК РФ) является документ, содержащий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Цель установления заданий — предоставление услуг (выполнение работ) для исполнения предусмотренных российским законодательством функций государства в области науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.
БК РФ (п. 3 ст. 69.2) определяет общие правила формирования государственного задания. Оно устанавливается на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Однако в некоторых случаях установленный трехлетний срок явно недостаточен и ограничивает возможности формирования услуг, выполнение которых занимает во времени более длительный период. С другой стороны, данная норма БК РФ позволяет сделать вывод о возможности формирования задания на любой период в рамках одного года либо трех лет (исчисляемый в днях, неделях, месяцах и т. д.). Сложившаяся практика определяет целесообразность поквартального его формирования и доведения, а именно: с 1 апреля, с 1 июля, с 1 октября. При этом объем финансового обеспечения задания учредителя, доведенного учреждению не с начала финансового года, можно определять как разность между объемом финансового обеспечения задания на полный финансовый год и фактическим финансированием по бюджетной смете до момента доведения задания учредителем.
На федеральном уровне устанавливаются единые требования к финансовому обеспечению выполнения государственного задания для бюджетных и автономных учреждений:
- средства на выполнение государственных заданий выделяются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью федерального бюджета и (или) бюджетными росписями главных распорядителей средств федерального бюджета;
- порядок определения затрат на оказание аналогичных государственных услуг не должен зависеть от организационно-правовой формы организации, которая их оказывает (либо федеральное бюджетное учреждение, либо федеральное автономное учреждение).
Так же были определены различные ведомства, на которые возложена основная функция по разработке и утверждению методических рекомендаций по расчету затрат на оказание услуг в зависимости от типа государственного учреждения. Такое разночтение может стать серьезным препятствием для продуктивной работы.
Подвести
установленный ст. 70 БК РФ набор затрат
под обеспечение
Действующие нормативно-правовые акты, например, в сфере здравоохранения ограничивают переход на планирование бюджетных ассигнований с применением государственных (муниципальных) заданий.
На региональном уровне полномочия органов государственной власти субъекта РФ в данной сфере ограничиваются вопросами установления региональных нормативов финансирования здравоохранения. Таким образом, ни одна статья данного закона не определяет установление государственного (муниципального) задания для учреждений здравоохранения в том смысле, который подразумевает Бюджетный кодекс.
К факторам, ограничивающим процесс планирования бюджетных ассигнований федерального бюджета на основе установления для бюджетных учреждений государственных заданий, относятся:
- отсутствие отраслевого документа, согласно которому это задание доводится до бюджетных учреждений. Нет никаких ссылок на разработку какого-либо документа (рамочного), которым бы устанавливалось и доводилось задание бюджетному учреждению за исключением утвержденной формы государственного задания.
В отношении автономных учреждений сдерживающим фактором реализации п. 2 и 3 ст. 4 Закона «Об автономных учреждениях» является отсутствие нормативных документов, регламентирующих:
- порядок формирования задания учредителя на выполнение работ;
- порядок разработки и утверждения программ развития автономных учреждений, а также механизмы (порядок) их финансирования;
- установление нормативов затрат на оказание услуг, на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономными учреждениями;
- отнесение имущества автономных учреждений к особо ценному движимому имуществу.
В результате преодоления выявленных и иных проблем появится возможность в полной мере осуществить переход на планирование ассигнований на основе задания учредителя.
Вместе с тем подход к определению содержания задания учредителя, вытекающий из характеристик качества и параметров, оказываемых учреждением услуг, является положительным, поскольку учредитель сможет более рационально осуществлять финансирование предоставления услуг населению, увеличивая задания тем учреждениям, которые обеспечивают предоставление услуг более высокого качества. Введение конкурентных начал в распределение задания на оказание бюджетных услуг будет стимулировать учреждения к повышению качества своей деятельности и ориентации на потребителя.
Так
же с целью организации
Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сфере производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг. Необходимость стандартизации в здравоохранении определяется следующими обстоятельствами:
-
увеличением стоимости
-
появлением новых медицинских
технологий и лекарственных
-
использованием медицинских
-
неэффективным использованием
-
наличием противоречий среди
врачей по вопросу
Следует
подчеркнуть, что в нашей стране
до настоящего времени выполнено
незначительное количество научных
исследований по сравнительной оценке
эффективности различных
В то же время в медицине в последние десятилетия широкое распространение получила концепция доказательной медицины - добросовестного, точного и осмысленного использования лучших результатов клинических исследований для выбора лечения конкретного больного. В результате развития идеологии медицины, основанной на доказательствах, создания электронных баз данных в здравоохранении, компьютеризации рабочих мест появились реальные условия для создания эффективных качественных стандартов и внедрения их в повседневную практику.
Министерством здравоохранения РФ в сотрудничестве с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Государственным комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) проводилась активная работа по созданию системы стандартизации в здравоохранении в рамках Государственной системы стандартизации. Введение в действие Федерального закона «О техническом регулировании» изменило законодательные основы стандартизации, что повлекло за собой необходимость актуализации нормативно-правовой документации, при этом изменились статус стандартов, порядок их разработки и мониторирования при сохранении общих принципов.