Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 13:34, контрольная работа
Конструктивизм – в искусстве (В.Татлин и др.) Затем – в науку (в связи с обоснованием оснований науки, особ. – математики, ведь мат. объекты = ментальные конструкции). РК - начиная с 80-х: П. Ватцлавик (1921), Х. фон Фёрстер (1911-2002), Г. Рот (1942), З. Шмидт (1940), Б. ван Фраасен и др. Уже не проблема обоснования знания, а исследование самого процесса создания конструкций, к-рые оказываются последней реальностью.
Основным
естественнонаучным источником
радикального конструктивизма
Саморегулируемые
системы функционируют на
Прямая связь между «воспринимаемым» воздействием, сигналом и соответствующей активностью для термостата установлена, определена человеком. В сложных, «нетривиальных» системах такая связь в большей степени определяется внутренним состоянием системы. Однако в любом случае, все «искусственные устройства» строятся и направляются человеком «извне», они не являются продуктом самоорганизации, их организация задана «внешним» образом. Такие системы называют аллопоэтическими (греч. “allos” – чужой; “poien” делать).
В
отличие от них,
(1) Рекурсивной, операциональной замкнутостью. (Самоосуществление становится возможным посредством обратной связи, которая строится на основе собственных, внутренних закономерностей системы, а не корректируется извне.)
(2) Информационной замкнутостью. (Все «внешние» воздействия должны быть переведены во «внутренние» состояния нейронной активности, на которые только и реагирует аутопоэтическая система).
(3) Физической открытостью (обмен веществом и энергией с окружением), характер (область взаимодействий) которой активно определяется самой аутопоэтической системой.
Аутопоэтическая
система, вследствие своей
Г.
Рот, на основе
Известно,
что органы чувств «работают»
лишь в определенных
При
переводе (трансдукции) внешних
Из
всего этого следует: в
Основные
философские утверждения
(1) Познание есть активный процесс конструктивной деятельности субъекта. Радикальный конструктивизм прощается с тяжеловесным понятием репрезентации в классическом смысле и исходит из того, что познание представляет собой, прежде всего, самостоятельный процесс: субъект только тогда располагает знанием, когда он произвел его собственными операциями в когнитивном аппарате. Знание как результат процесса познания не есть отражение в смысле открытия внешней действительности, а скорее конструкция действительности. Тем самым на вопросы о предметной области познания (что мы можем познавать?) и о методах познания (как мы можем познавать?) невозможно ответить раздельно: как определяет что. Познавательный процесс и результат (знание) являются эквивалентными, мы можем познать только то, что сами «сделали».
(2) Познание (Kognition) имеет адаптивное значение и нацелено на приспособление и выживание. Репрезентации в невральном субстрате не выполняют функции отражения мира в когнитивном аппарате. Посредством непрерывных физических изменений они конструируют адекватное поведение, необходимое для выживания и репродукции организма и обеспечивают стабильные отношения между окружающей средой и организмом. Репрезантационная система принимает активное участие в конструктивном процессе. Динамика окружающего мира при этом выполняет только роль отбора, которая селектирует способы поведения, детерминированные репрезентационной системой. Концепция стратегии проб-ошибок и функциональное приспособление определяют связь между окружающим миром и репрезентационной системой. Репрезентационная структура определяет опыт и проявляется в поведении до тех пор, пока внутренние или внешние ошибки будут минимизироваться, соответственно, сохраняться гомеостатическое состояние. Изменение в репрезентационном субстрате не ведет необходимым образом к «отражению» окружающего мира. Здесь достаточно, чтобы выполнялся конструктивистский (слабый) критерий «функционального приспособления»: любая конфигурация является «функционально соответствующей» формой репрезентации, если она олицетворяет физический субстрат и соответствующую динамику генерирования адекватного и обеспечивающего выживание поведения.
(3) Познание (Kognition) служит организации внутреннего мира субъекта, а не задачам описания объективной онтологической реальности. Радикальность этого подхода состоит в том, что он учреждает понимание знания, которое хочет обходиться без онтологии и тем самым без идеи репрезентации в классическом смысле. Когниция имеет адаптивную функцию и состоит не в отражении объективной действительности, а в продуцировании «адаптивных» способов поведения. Знание есть конструктивно-понятийное образование, которое не должно вступать в конфликт с опытным миром. Эти конструкты согласуются не с онтологическим миром (в смысле репрезентации), они должны соответствовать только общей концепции опыта. Если эти понятийные образования, которые конструктивизм называет знанием «соответствуют», то это означает лишь то, что это знание помещается в опытном мире как селекционном механизме и что из этого процесса обратной связи продуцируется подходящий путь обеспечения его выживания, соответственно, приспособления. Познание как конструкция в этом смысле не означает, что под действительностью следует понимать любую, произвольно созданную фантастическую конструкцию, но конструкцию, которая не уничтожается сопротивляемостью мира и постольку «подходит», является «жизнеспособной», поскольку «функционирует».
(4) Научное познание, в конечном счете, должно служить практическим целям. Один из лидеров радикального конструктивизма утверждает: «Важнейшее следствие этой эмпирической концепции состоит в том, что наука концептуализируется исключительно в человеческом измерении. Ибо если идея познаваемости абсолютной действительности теряет свой смысл, стремление к абсолютному познанию истины не может служить … легитимацией научной деятельности. Скорее, любая исследовательская деятельность в каждом случае должна доказывать свою полезность».(35, 138). Этот тезис сформулирован активно примкнувшим к радикальному конструктивизму философом и языковедом Зигфридом Шмидтом (1940) слишком прямолинейно. Хотя такие прямолинейные выводы, на мой взгляд, и будут делаться широкой общественностью. Тем не менее, основоположники радикального конструктивизма в отношении научного познания далеко не прямолинейны. Опираясь на модель Ж. Пиаже, Э. фон Глазерсфельд говорит о необходимости различения двух уровней. Во-первых, сенсомоторного уровня, который имеет дело с биологическим существованием. Целью здесь, в конечном счете, является выживание и поэтому здесь можно говорить о полезности. Второй уровень – рефлексивный, где речь идет не о полезности, а о равновесии. Здесь идет речь о жизнеспособности концепций, понятий, теорий. Эта жизнеспособность должна пониматься только в структуре ментального но, в конечном счете, также и чувственного равновесия. Таким образом, главным внутренним критерием для научного познания, по мнению Глазерсфельда, является равновесие или, прибегая к известным понятиям, критерий «когерентной истинности». Как пошутил один из философов, конструктивисты довольны тогда, когда ученым ничего не надо делать.
Позицию
радикального конструктивизма
С другой
стороны, нет ни одного