Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 13:34, контрольная работа
Конструктивизм – в искусстве (В.Татлин и др.) Затем – в науку (в связи с обоснованием оснований науки, особ. – математики, ведь мат. объекты = ментальные конструкции). РК - начиная с 80-х: П. Ватцлавик (1921), Х. фон Фёрстер (1911-2002), Г. Рот (1942), З. Шмидт (1940), Б. ван Фраасен и др. Уже не проблема обоснования знания, а исследование самого процесса создания конструкций, к-рые оказываются последней реальностью.
РАДИКАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ (РК)
Конструктивизм – в искусстве (В.Татлин и др.) Затем – в науку (в связи с обоснованием оснований науки, особ. – математики, ведь мат. объекты = ментальные конструкции). РК - начиная с 80-х: П. Ватцлавик (1921), Х. фон Фёрстер (1911-2002), Г. Рот (1942), З. Шмидт (1940), Б. ван Фраасен и др. Уже не проблема обоснования знания, а исследование самого процесса создания конструкций, к-рые оказываются последней реальностью.
Предшественники: - Ф. де Соссюр (язык = система знаков, где значение и звучание едины, причем это единство устанавливается каждым пользователем языка индивидуально), - Ж. Пиаже (его генетическая Э инструменталистски понимала знание как приспособление к окруж. миру, а приспособление и отражение – разные вещи) - теории самоорганизующихся систем («входом» явл. не то, что видит внеш. наблюдатель, а то, что воспринимает сама система. Аутопоэтические системы (auto=сам, poien=делать) – сами себя сделавшие, продукты самих себя. Информационно замкнутые системы, не могут взглянуть на себя со стороны, представления о внешнем сформированы на основе внутренних состояний системы).
Мозг содержит около 3-4 млн. нервных окончаний на периферии и 100 млрд. – 1 биллион центральных нейронов. Т.е. только около 1/100 000 общей активности мозга идет от чувственных органов. Все остальное – на основе собственной информации. – Восприятия нет в чувственных органах! Чувств. органы не отражают мир как он есть. Восприятие = рез-т обработки информации внутри мозга. Мозг конструирует восприятие. Г.Рот: «Мы можем констатировать: ни одно восприятие в себе не упорядочено и не оформлено. Поступающие от чувственных органов сырые данные переплетены, многозначны, только имплицитно информативны. Они постоянно должны формироваться согласно внутренним критериям, это значит, что их информация должна эксплицитно выявляться в свете прошлого опыта. Поэтому восприятие никогда не явл. отражениям чувственных данных, но всегда конструкцией».
Есть только та действительность, к-рую мы сконструировали сами.
Осн. идеи РК:
1. Познание = активный
процесс конструктивной
Б. Ван Фраасен
1. Антиреализм. Не вводит в свою концепцию теорию истины. Принятие теории зависит от признания ее эмпирически адекватной и от др. требований прагматического хар-ра. Истинность же ничего не добавляет к достоинствам теории. Все зависит от оценки ее объяснительных возможностей. «Язык науки д.б. строго сконструированным, но теории не обязаны быть истинными, чтобы быть пригодными».
2. Модельная концепция. Теория = семейство мысленных структур. Похожа на иерархию «чертежей» или «географических карт» наблюдаемых явлений, причем «чертежи» и «карты» первого уровня непосредственно воспроизводят эти явления. «Когда Ньютон требует эмпирической адекватности от своей теории, он требует того, чтобы его теория обладала такой моделью, что все действительные факты(«появления») были бы отождествляемы (изоморфны) с движениями в этой модели».
3. Научная деятельность = конструктивная деят-ть, а не открытие.
Эрнст фон Глазерсфельд (р.1917)
«РК явл.
попыткой построения теории
1.
Невозм-ть познания
2.
ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ СТРОИТСЯ НА
ОСНОВЕ СУБЪЕКТИВНОГО ОПЫТА. (ребенок
учит слова, изменяя их
3.
На основе нашего опыта
«Сигналы не транспортируют значения, а только указывают на уже установленные интерпретации. Значения уже должны быть в наличии как в передатчике, так и в приемнике, до того, как между ними может осуществиться коммуникация. Сигналы явл. просто ссылками на определенное место, опред. адрес в мозге говорящего, слушающего, или в компьютере. Сигналы только тогда становятся сигналами, когда они интерпретируются. Поэтому, чтобы говорить о значении, нужно уже заранее знать, с чем должен ассоциироваться воспринимаемый «сигнал» или для чего он послан». – Значит, разговор об информ-и из внешнего мира = вздор. «Информация всегда основывается на распознавании, а распознавание может осуществляться только самим организмом в его субъективном мире переживаний. Поэтому значение, к-рое организм приписывает распознаванию, явл. поневоле субъективным.»
Вывод: Рац. знание всегда и исключительно относится к построенной нами самими действительности.
Критика РК.
- феноменальный мир связан с действительным миром, хотя и не прямо (как стрелка на приборной панели машины показывает уровень бензина в баке). Активность мозга и есть восприятие вещей, нет восприятия восприятия. Если восприятия идентичны состояниям мозга, то доступ к этим репрезентациям явл. и доступам к вещам «снаружи».
- как объяснить факт крушения теорий? Они не соответствуют миру? Но для этого мир должен существовать, иметь структуру, к-рой можно соответствовать или нет. Для объяснения успеха теории – можно не быть реалистом, для объяснения ее крушения – приходится им быть.
- явление конвергенции исследований (независимые методы приводят к одному и тому же рез-ту, разные теории описывают одни и те же явления и т.п.)
Вывод:
Подход РК не
везде применим. НЕ УНИВЕРСАЛЕН.
Вопрос 20. Радикальный
конструктивизм о строении научной
теории
Официальной датой
рождения радикального конструктивизма
можно считать год публикации
сборника на немецком языке «Изобретенная
действительность» под
Вот что Ватцлавик
говорит о самом термине
В сжатой форме
центральная парадигма
В предисловии
к широко известной работе Н. Луманна
«Социальные системы», Эва Кнодт
дает радикальному конструктивизму
похожую характеристику: «Еще сложнее
в нескольких словах определить дискурс,
который носит
Говоря о конструктивистском
дискурсе, всегда следует помнить о ключевом
различии между понятиями конструктивизм
и радикальный конструктивизм. Общее,
что их объединяет, – это утверждение
о том, что любое знание конструируется
субъектом (когнитивной системой, наблюдателем,
живым организмом и т.п.). То, как это понимается
в каждом конкретном случае и какие из
этого следуют выводы, определяет вид
конструктивизма, исповедуемого той или
иной группой ученых. Радикальность радикального
конструктивизма состоит, по словам Глазерсфельда,
в его радикальном отмежевании от всех
форм традиционной эпистемологии, допускающей
в той или иной мере соответствие знания
объективной реальности. Сам по себе принцип
конструирования знания, разделяемый
после Пиаже многими когнитивными направлениями
в психологии и философии, вовсе не подразумевает
автоматически того факта, что такое знание
не есть отражение объективной действительности.
Философская позиция, на которой жестко
настаивает Глазерсфельд, гласит о том,
что знание принципиально не может отражать
или соответствовать никакому реальному
миру ввиду того, что единственный ему
доступный «реальный мир» – это и есть
тот мир, который субъект сам конструирует
в процессе познания. Как мы увидим в дальнейшем,
в рамках радикального конструктивизма
два утверждения – «конструирование знания»
и «конструирование реальности» – обретают
одинаковое звучание.
Материал, составляющий здание конструктивистского дискурса, условно может быть разделен на два относительно автономных проблемных поля. В рамках данной работы эти поля целесообразно обозначить как философский конструктивизм и концептуальный конструктивизм.
Философский конструктивизм по праву может рассматриваться как полноценное направление в современной философии, или, как настаивают его авторы – в эпистемологии. Однако, нетрудно показать, что любые выводы эпистемологического характера имеют общефилософское значение на том основании, что какой бы ни была эпистемологическая концепция, прежде всего, она должна решить вопрос об онтологическом статусе знания. Уйти от решения данного вопроса невозможно. И несмотря на довольно частые напоминания Глазерсфельда и других конструктивистов о том, что радикальный конструктивизм – это «эпистемология без онтологии» и что «конструктивизм... ничего не говорит и говорить не должен о том, что может или не может существовать», уже в самих этих утверждениях четко просматривается отношение авторов к проблеме существования бытия. Как мы увидим далее в ходе философского анализа, авторы конструктивизма не только «забывают» о своем обещании не делать никаких заявлений онтологического, либо метафизического характера, но и напрямую обсуждают вопрос о том, до какой степени можно допустить существование онтологической реальности (см., например, рассуждения П. Ватцлавика о «реальность первого порядка» и «реальности второго порядка», Г. Рота о противопоставлении так называемой реальной «реальности» и конструируемой «действительности», высказывания самого Глазерсфельда о «двух смыслах» понятия онтологии). Помимо прочего, к такого рода заявлениям конструктивистов вынуждает постоянно висящее над ними обвинение в солипсизме, которое можно снять лишь признав существование какой-либо реальности помимо самого мыслящего эго.
Философская (эпистемологическая)
позиция конструктивизма