Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 14:07, контрольная работа
Психологическая школа в социологии. Представители психологического направления: американский социолог Л. Уорд (1841 - 1913)., французский социолог Г. Тард (1843-1904, Э. Богардус, Л. Бернард . Русский социолог Михайловский Н.К. очертил объем и содержание таких социально-психологических понятий как заражение, внушение и подражание. Лавров Пётр Лаврович (1823 - 1900) напрямую связал субъективный метод с теоретическим обоснованием прогресса.
Введение 3
1. Обоснование психологических механизмов развития общества Л. Уордом 4
2. Исследование проблем психического подражания Г. Тардом 7
2.1. Теория человеческих действий В. Парето 12
3. Психологическое направление как субъективный метод в объяснении явлений общественной жизни в русской социологической мысли 15
Вывод 19
Список использованной литературы 20
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
Филиал г. Ярославля
Кафедра
философии и социологии
контрольная работа
по дисциплине «Философия».
«Психологическое направление социальной философии».
Вариант
4.
Студент: Галькевич Александра Михайловна
Факультет: Менеджмент и маркетинг
Специальность: Менеджмент организации
Форма обучения: Заочная
Курс: 2
Зачётная книжка № 08ММБ03612
Преподаватель: Панасий
Вера Дмитриевна
Ярославль-2009
Содержание
Социальная философия — раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек. Социальная философия взаимодействует со многими нефилософскими дисциплинами, изучающими общество: с социологией, психологией, политэкономией, политологией, юриспруденцией, культурологией, искусствознанием и другими социальными и гуманитарными науками; она опирается в развитии своих представлений на общие понятия этих наук, на всю ту существенную информацию, которая в них вырабатывается.
В конце XIX в. совокупность основных направлений социальной философии пополнилась школами и течениями психологического толка. В каком-то плане появление психологического направления было реакцией социологической мысли на примитивизм географического и биологического объяснения общественной жизни, равно как и на некоторые погрешности марксизма — недостаточное внимание к проблемам общественной психологии.
Под психологическим направлением имеются в виду те философские школы, которые ищут объяснения сложных социальных процессов в психологии больших социальных групп (классов, этнических общностей и т.п.). Что же касается попыток интерпретировать поведение личности и общества, исходя из индивидуальной психологии, то такие попытки вполне вписываются в русло биологического детерминизма с его гипертрофированием роли бессознательного, инстинктов и т.д.
Большое
влияние на развитие социальной философии
оказало ее психологическое направление,
представленное прежде всего в трудах
Л. Уорда, Г. Тарда, В. Парето и некоторых
других мыслителей.
Одной из самых влиятельных школ американской социологии была так называемая «психологическая» школа, пытавшаяся подменить объективные закономерности общественного развития психическими факторами, человеческими желаниями, волей и т. д., которым приписывалась определяющая роль в развитии общества. Капиталистический способ производства рассматривается представителями психологического направления в социологии в качестве необходимого выражения нормальной человеческой психики и, таким образом, провозглашается надысторической системой.
Основоположником психологической школы был американский социолог Лестер Франк Уорд (1841 - 1913), написавший ряд социологических исследований, в том числе двухтомную «Динамическую социологию» (1883), «Психологические факторы цивилизации» (1893), «Очерки социологии» (1898).
Качественную специфику общества Уорд видел в психологичности социальных явлений.
В целом положительно восприняв идеи эволюционного развития общества, обоснованные в трудах О. Конта и Г. Спенсера, Л. Уорд перенес центр тяжести с биологических моментов на психологические. В своих трудах «Динамическая социология», «Психические факторы цивилизации», «Очерки социологии» и других он пытается раскрыть психологические причины деятельности и поведения людей и тем самым обосновать психологические механизмы развития общества. Он писал, что «социальные силы суть силы психологические и заключаются в умственной природе индивидуальных членов общества».1
Проблема
причин и движущих сил деятельности
людей одна из центральных в социальной
философии Уорда. По его мнению, в
качестве изначальной причины
Он рассматривает их как весьма динамические психические силы, действующие чаще всего непроизвольно, стихийно. Эти слепо действующие, во многом иррациональные силы до конца не осознаются людьми и не вполне контролируются ими. Влекомые этими силами, люди действуют в заданном направлении и нередко лишь потом осмысливают свои поступки. Но даже если желания и влечения человека осознаны им, он мало может управлять ими и, как правило, следует им. И все-таки, считает Уорд, очень важно осознавать желания, чтобы хоть как-то управлять своими действиями в соответствии с требованиями цивилизации. Он пишет, что «с тех пор, как действия организма начали определяться сознательными желаниями, начались большие преобразования, которые продолжаются до сих пор»5.
В качестве основного носителя коллективных стремлений и целей у Уорда выступало государство.
Поскольку действия людей осуществляются в их взаимном общении, они, по мнению Уорда, являются социальными действиями. В этом смысле действующий в обществе человек выступает как социальное существо6. В связи с этим Уорд выдвинул и обосновал проблему законов и принципов социальных действий людей. Ранее проблему социальных законов по-своему решали, как мы уже знаем, О. Конт, Г. Спенсер и К. Маркс.
Изучение этих законов Уорд относил к области социальной философии или теоретической социологии. Последняя, по его словам, «в значительной степени является философией», поскольку «помогает понять законы общества»7. Данные законы выступают, по Уорду, как законы социальной деятельности людей и человеческой эволюции. Они осуществляются под влиянием указанных выше психических сил, прежде всего человеческих желаний и воли. Их Уорд и называет основными психическими факторами цивилизации. Выявление их роли лежит в основе «психологического эволюционизма» Л. Уорда.
Сознательное
воздействие на них, насколько это
возможно, позволяет придать развитию
общества социально направленный характер,
совершенствовать его в интересах большинства
людей. Именно так высказывался Уорд как
ученый и политик, социально-политические
взгляды которого выражали в свое время
интересы широких демократических кругов
США.
Наряду
с психологическим
В конце XIX столетия среди французских буржуазных социологов усиленно распространяется психологическая теория общественного развития. Напуганные Парижской Коммуной, идеологи буржуазии изыскивают новые способы борьбы с революционным движением рабочего класса. Они стремятся широко использовать данные психологии, которая к тому времени уже выделилась в самостоятельную область знания и достигла некоторых успехов в результате применения экспериментального метода исследования психических явлений. Вместе с тем, среди буржуазных психологов открыто господствовали субъективно-идеалистические теории, которые в свою очередь широко использовались буржуазными социологами, в особенности же сторонниками психологического направления в социологии.
Наряду
с психологическим
Одна из фундаментальных проблем, решаемых Г. Тардом, — взаимодействие личности и общества. Он решал эту проблему, постоянно полемизируя со своим соотечественником Эмилем Дюркгеймом (1858—1917). Если для Дюркгейма общество, коллектив выступают как исходное начало, формирующее человека во многом по своему образу и подобию, то для Тарда первичным элементом во взаимодействии человека и общества является человек. Каждая человеческая личность живет и действует рядом со многими другими людьми. В результате их взаимодействия формируются группы людей с присущей им групповой психологией и общество как сложная система взаимодействия отдельных людей и социальных групп.
Как и Уорд, Тард решал проблему движущихся сил деятельности людей, социальных групп и развития общества. Он находил эти силы в индивидуальной и групповой психике людей. Видимо, поэтому он не проводил сколько-нибудь существенной грани между социологией как наукой о развитии общества и социальной психологией. Почти все его социологические труды были посвящены, по сути, проблемам социальной психологии. Более того, Тард называет социологию «простой социальной психологией»8.
Он исходил из того, что в основе социальной деятельности лежит психологический настрой отдельных людей и социальных групп. В процессе их взаимодействия один человек или социальная группа подражает другим. Во взаимном подражании людей Тард видит изначальный элемент социальности, основной способ существования и развития личности, социальных групп и общества.
Социальный организм по сути своей — подражательный, — считал Г. Тард. И пояснял, что подражание играет в обществе такую же роль, как и наследственность в живых организмах. Он рассматривал подражание как усвоение и повторение людьми того нового, что появляется в той или иной сфере общественной жизни. Этим новым могут быть малые и большие изобретения и открытия, совершенствующие быт людей, их производственную, познавательную и иную деятельность, расширяющие их власть над природой, обогащающие отношения между ними. «Изобретение и подражание — таков основной элементарный общественный процесс», — делает вывод Тард9.
Тард «объясняет» все процессы и явления социальной жизни двумя психологическими факторами: стремлением к изобретению и стремлением к подражанию. Меньшинство, учит он, изобретает; огромное большинство — подражает гениальным одиночкам — изобретателям. В своей работе Гард рассматривает общественный организм как «по существу своему подражательный... Подражание,— пишет он,— играет в обществах роль, аналогичную с наследственностью в физиологических организмах...»10.
Всякие новации, будь то изобретения или открытия, представляют собой акты творчества способных и талантливых людей, которые затем усваиваются и повторяются многими людьми. В результате человеческие изобретения и открытия порождают огромное количество подражаний, распространяемых по всему миру.
Тард указывает на геометрическую прогрессию подражания. При этом он подкрепляет свои выводы многочисленными ссылками на статистику. В частности, он ссылается на статистику потребления кофе, табака и других продуктов, начиная с момента их первого ввоза в Европу и до того времени, когда они заполнили рынок, а также многократного увеличения числа локомотивов, построенных с возникновением железнодорожного дела. Открытию Америки, писал он, подражают в том смысле, что первое путешествие из Европы в Америку, задуманное и осуществленное Колумбом, вызвало множество новых путешествий, совершенных другими мореплавателями в разных направлениях; каждое из этих путешествий было новым маленьким открытием, отпрыском на открытие великого генуэзца, находившим в свою очередь подражателей11.
«Общество — это подражание», — заключает Тард. Изобретения и открытия одних становятся достоянием многих. Он считал, что подражания возникают на почве социально-психологических отношений между людьми и направлены на выполнение вполне определенных функций, связанных с удовлетворением потребностей людей, достижением какой-либо пользы.
Информация о работе Психологическое направление социальной философии