Психологическое направление социальной философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 14:07, контрольная работа

Описание работы

Психологическая школа в социологии. Представители психологического направления: американский социолог Л. Уорд (1841 - 1913)., французский социолог Г. Тард (1843-1904, Э. Богардус, Л. Бернард . Русский социолог Михайловский Н.К. очертил объем и содержание таких социально-психологических понятий как заражение, внушение и подражание. Лавров Пётр Лаврович (1823 - 1900) напрямую связал субъективный метод с теоретическим обоснованием прогресса.

Содержание

Введение 3
1. Обоснование психологических механизмов развития общества Л. Уордом 4
2. Исследование проблем психического подражания Г. Тардом 7
2.1. Теория человеческих действий В. Парето 12
3. Психологическое направление как субъективный метод в объяснении явлений общественной жизни в русской социологической мысли 15
Вывод 19
Список использованной литературы 20

Работа содержит 1 файл

философия контрольная работа на печать.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

Филиал  г. Ярославля

Кафедра философии и социологии 

контрольная работа

по дисциплине «Философия».

     «Психологическое направление социальной философии».

Вариант 4. 

              Студент: Галькевич Александра Михайловна

              Факультет: Менеджмент и маркетинг

              Специальность: Менеджмент организации

              Форма обучения: Заочная

              Курс:   2

              Зачётная  книжка №   08ММБ03612

              Преподаватель:  Панасий Вера Дмитриевна 
               
               
               
               
               

Ярославль-2009

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Социальная  философия — раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек.  Социальная философия взаимодействует со многими нефилософскими дисциплинами, изучающими общество: с социологией, психологией, политэкономией, политологией, юриспруденцией, культурологией, искусствознанием и другими социальными и гуманитарными науками; она опирается в развитии своих представлений на общие понятия этих наук, на всю ту существенную информацию, которая в них вырабатывается.

     В конце XIX в. совокупность основных направлений социальной философии пополнилась школами и течениями психологического толка. В каком-то плане появление психологического направления было реакцией социологической мысли на примитивизм географического и биологического объяснения общественной жизни, равно как и на некоторые погрешности марксизма — недостаточное внимание к проблемам общественной психологии.

     Под психологическим направлением имеются  в виду те философские школы, которые  ищут объяснения сложных социальных процессов в психологии больших социальных групп (классов, этнических общностей и т.п.). Что же касается попыток интерпретировать поведение личности и общества, исходя из индивидуальной психологии, то такие попытки вполне вписываются в русло биологического детерминизма с его гипертрофированием роли бессознательного, инстинктов и т.д.

     Большое влияние на развитие социальной философии  оказало ее психологическое направление, представленное прежде всего в трудах Л. Уорда, Г. Тарда, В. Парето и некоторых других мыслителей. 
 

1. Обоснование психологических  механизмов развития  общества Л. Уордом

 

     Одной из самых влиятельных школ американской социологии была так называемая «психологическая» школа, пытавшаяся подменить объективные закономерности общественного развития психическими факторами, человеческими желаниями, волей и т. д., которым приписывалась определяющая роль в развитии общества. Капиталистический способ производства рассматривается представителями психологического направления в социологии в качестве необходимого выражения нормальной человеческой психики и, таким образом, провозглашается надысторической системой.

     Основоположником  психологической школы был американский социолог Лестер Франк Уорд (1841 - 1913), написавший ряд социологических исследований, в том числе двухтомную «Динамическую социологию» (1883), «Психологические факторы цивилизации»  (1893),  «Очерки  социологии»   (1898).

       Качественную специфику общества Уорд видел в психологичности социальных явлений.

     В целом положительно восприняв идеи эволюционного развития общества, обоснованные в трудах О. Конта и Г. Спенсера, Л. Уорд перенес центр тяжести с биологических моментов на психологические. В своих трудах «Динамическая социология», «Психические факторы цивилизации», «Очерки социологии» и других он пытается раскрыть психологические причины деятельности и поведения людей и тем самым обосновать психологические механизмы развития общества. Он писал, что «социальные силы суть силы психологические и заключаются в умственной природе индивидуальных членов общества».1

Проблема  причин и движущих сил деятельности людей одна из центральных в социальной философии Уорда. По его мнению, в  качестве изначальной причины деятельности любого субъекта выступают его желания. Он характеризовал желания людей  как «всепроникающий и весь мир оживляющий принцип… пульс природы, главная причина всякой деятельности»2. Обосновывая «философию желаний»3, Уорд выделяет первичные желания, связанные с удовлетворением потребностей людей в пище, тепле, продолжении рода и т. п. На их основе формируются более сложные желания людей, в том числе – в творческой деятельности, гражданской свободе, а также моральные, эстетические и религиозные желания. «Желания людей, – пишет Уорд, – порождают их волю», которую он называет «динамическим двигателем общества»4. Желания и воля выступают, по Уорду, как основные природные и социальные силы, обеспечивающие развитие общества.

     Он  рассматривает их как весьма динамические психические силы, действующие чаще всего непроизвольно, стихийно. Эти  слепо действующие, во многом иррациональные силы до конца не осознаются людьми и не вполне контролируются ими. Влекомые этими силами, люди действуют в заданном направлении и нередко лишь потом осмысливают свои поступки. Но даже если желания и влечения человека осознаны им, он мало может управлять ими и, как правило, следует им. И все-таки, считает Уорд, очень важно осознавать желания, чтобы хоть как-то управлять своими действиями в соответствии с требованиями цивилизации. Он пишет, что «с тех пор, как действия организма начали определяться сознательными желаниями, начались большие преобразования, которые продолжаются до сих пор»5.

     В качестве основного носителя коллективных стремлений и целей у Уорда  выступало государство.

     Поскольку действия людей осуществляются в их взаимном общении, они, по мнению Уорда, являются социальными действиями. В этом смысле действующий в обществе человек выступает как социальное существо6. В связи с этим Уорд выдвинул и обосновал проблему законов и принципов социальных действий людей. Ранее проблему социальных законов по-своему решали, как мы уже знаем, О. Конт, Г. Спенсер и К. Маркс.

     Изучение  этих законов Уорд относил к области  социальной философии или теоретической  социологии. Последняя, по его словам, «в значительной степени является философией», поскольку «помогает понять законы общества»7. Данные законы выступают, по Уорду, как законы социальной деятельности людей и человеческой эволюции. Они осуществляются под влиянием указанных выше психических сил, прежде всего человеческих желаний и воли. Их Уорд и называет основными психическими факторами цивилизации. Выявление их роли лежит в основе «психологического эволюционизма» Л. Уорда.

     Сознательное  воздействие на них, насколько это  возможно, позволяет придать развитию общества социально направленный характер, совершенствовать его в интересах большинства людей. Именно так высказывался Уорд как ученый и политик, социально-политические взгляды которого выражали в свое время интересы широких демократических кругов США. 
 
 

2. Исследование проблем психического подражания Г. Тардом

 

     Наряду  с психологическим эволюционизмом Л. Уорда развивалось направление, которое исследовало проблему психологического подражания и его роли в функционировании общества. Ведущим его представителем был французский мыслитель Габриэль Тард (1843—1904). Свое учение он развил в трудах «Законы подражания» (1890), «Социальная логика» (1895), «Социальные законы», «Этюды по социальной психологии», «Общественное мнение и толпа» и др.

           В конце XIX столетия среди французских буржуазных социологов усиленно распространяется психологическая теория общественного развития. Напуганные Парижской Коммуной, идеологи буржуазии изыскивают новые способы борьбы с революционным движением рабочего класса. Они стремятся широко использовать данные психологии, которая к тому времени уже выделилась в самостоятельную область знания и достигла некоторых успехов в результате применения экспериментального метода исследования психических явлений. Вместе с тем, среди буржуазных психологов открыто господствовали субъективно-идеалистические теории, которые в свою очередь широко использовались буржуазными социологами, в особенности же сторонниками психологического направления в социологии.

     Наряду  с психологическим эволюционизмом Л. Уорда и его последователей развивалось и такое направление, которое исследовало проблему психического подражания и его роли в функционировании общества. Ведущим его представителем был французский мыслитель Габриэль Тард.

     Одна  из фундаментальных проблем, решаемых Г. Тардом, — взаимодействие личности и общества. Он решал эту проблему, постоянно полемизируя со своим соотечественником Эмилем Дюркгеймом (1858—1917). Если для Дюркгейма общество, коллектив выступают как исходное начало, формирующее человека во многом по своему образу и подобию, то для Тарда первичным элементом во взаимодействии человека и общества является человек. Каждая человеческая личность живет и действует рядом со многими другими людьми. В результате их взаимодействия формируются группы людей с присущей им групповой психологией и общество как сложная система взаимодействия отдельных людей и социальных групп.

     Как и Уорд, Тард решал проблему движущихся сил деятельности людей, социальных групп и развития общества. Он находил эти силы в индивидуальной и групповой психике людей. Видимо, поэтому он не проводил сколько-нибудь существенной грани между социологией как наукой о развитии общества и социальной психологией. Почти все его социологические труды были посвящены, по сути, проблемам социальной психологии. Более того, Тард называет социологию «простой социальной психологией»8.

     Он  исходил из того, что в основе социальной деятельности лежит психологический настрой отдельных людей и социальных групп. В процессе их взаимодействия один человек или социальная группа подражает другим. Во взаимном подражании людей Тард видит изначальный элемент социальности, основной способ существования и развития личности, социальных групп и общества.

     Социальный  организм по сути своей — подражательный, — считал Г. Тард. И пояснял, что подражание играет в обществе такую же роль, как и наследственность в живых организмах. Он рассматривал подражание как усвоение и повторение людьми того нового, что появляется в той или иной сфере общественной жизни. Этим новым могут быть малые и большие изобретения и открытия, совершенствующие быт людей, их производственную, познавательную и иную деятельность, расширяющие их власть над природой, обогащающие отношения между ними. «Изобретение и подражание — таков основной элементарный общественный процесс», — делает вывод Тард9.

     Тард  «объясняет» все процессы и явления  социальной жизни двумя психологическими факторами: стремлением к изобретению и стремлением к подражанию. Меньшинство, учит он, изобретает; огромное большинство — подражает гениальным   одиночкам — изобретателям.   В   своей   работе Гард рассматривает общественный организм как «по существу своему подражательный... Подражание,— пишет он,— играет в обществах роль, аналогичную с наследственностью в физиологических организмах...»10.

     Всякие новации, будь то изобретения или открытия, представляют собой акты творчества способных и талантливых людей, которые затем усваиваются и повторяются многими людьми. В результате человеческие изобретения и открытия порождают огромное количество подражаний, распространяемых по всему миру.

     Тард  указывает на геометрическую прогрессию подражания. При этом он подкрепляет  свои выводы многочисленными ссылками на статистику. В частности, он ссылается на статистику потребления кофе, табака и других продуктов, начиная с момента их первого ввоза в Европу и до того времени, когда они заполнили рынок, а также многократного увеличения числа локомотивов, построенных с возникновением железнодорожного дела. Открытию Америки, писал он, подражают в том смысле, что первое путешествие из Европы в Америку, задуманное и осуществленное Колумбом, вызвало множество новых путешествий, совершенных другими мореплавателями в разных направлениях; каждое из этих путешествий было новым маленьким открытием, отпрыском на открытие великого генуэзца, находившим в свою очередь подражателей11.

     «Общество — это подражание», — заключает  Тард. Изобретения и открытия одних становятся достоянием многих. Он считал, что подражания возникают на почве социально-психологических отношений между людьми и направлены на выполнение вполне определенных функций, связанных с удовлетворением потребностей людей, достижением какой-либо пользы.

Информация о работе Психологическое направление социальной философии