Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 12:41, контрольная работа
Философия - от древне греческого - "любовь к мудрости", "любомудрие", представляет собой наиболее общую теорию или, как философия еще называют, - одна из форм мировоззрения. Философия также можно отнести к науке, так как философия является одной из форм человеческой деятельности и особым способом познания. Кстати говоря, одним из вопросов философии является вопрос: Относится ли философия к наукам?
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. 2
ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? 2
ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ. 3
ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ. 6
ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. 8
СОЗНАНИЕ. 9
ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ. 9
ХАРАКТЕРИСТИКА СОЗНАНИЯ. 10
ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ. 12
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ. 12
ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ И ФИЛОСОФИЯ. 14
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ. 15
ВЫВОД. 19
ПОЧЕМУ ЖЕ НЕОБХОДИМО ИЗУЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ? 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 21
Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными.
Сознание образует высший уровень психики, свойственный человеку. Сознание - есть высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.
В этом смысле сознание есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, как осознанное бытие.
Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании: сознание, то есть совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из психических познавательных процессов, неизбежно становится расстройством сознания.
Вторая характеристика сознания — закрепленное в нем отчетливое
различение субъекта и объекта, то есть того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя ему, сохраняет в своем сознании это противопоставление и различие. Он - единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, то есть обратить психическую деятельность на исследование самого себя: человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение «я» от «не-я» - путь, который проходит каждый человек в детстве,
осуществляется в процессе формирования самосознания человека.
Третья характеристика сознания — обеспечение целеполагающей деятельности человека. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели. При этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий, и вносятся в него необходимые коррективы.
Четвертая характеристика – сознании наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется расстройством именно в сфере чувств отношений: больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т.д.
Что же касается философских характеристик сознания, то сознание в современной трактовке – это способность направлять свое внимание на предметы внешнего мира и одновременно сосредоточиваться на тех состояниях внутреннего духовного опыта, которые сопровождают это внимание; особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир и он сам.
Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях:
конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может,
Таким образом, можно сделать вывод, что сознание – это свойство высокоорганизованной материи мозга. Поэтому основой сознания является мозг человека, а также его органы чувств
Обыденное сознание - это низший уровень общественного сознания, его неотъемлемая часть, подсистема общественного сознания. Оно отражает простые, зримые отношения между людьми, между людьми и вещами, человеком и природой. Повседневная практика людей позволяет устанавливать на эмпирическом уровне отдельные причинно-следственные связи между явлениями, позволяет строить простые умозаключения, вводить новые понятия, открывать простые истины. Однако на уровне обыденного сознания невозможно глубоко проникнуть в сущность вещей, явлений, подняться до глубоких теоретических обобщений. В первый период жизни людей обыденное сознание являлось единственным и главным. По мере развития общества возникает необходимость в более глубоких обобщениях, а обыденное сознание становится недостаточным для удовлетворения возросших потребностей. Тогда возникает теоретическое сознание. Возникая на основе обыденного сознания, оно направляет внимание людей на отражение сущности явлений природы и общества, побуждая к более глубокому их анализу. Через обыденное сознание теоретическое сознание связано с общественным бытием.
Теоретическое сознание делает
жизнь людей более осознанной, способствует
более глубокому развитию общественного
сознания, поскольку раскрывает закономерную
связь и сущность материальных и духовных процессов.
Обыденное сознание
складывается из обыденного знания и общественной
психологии. Теоретическое сознание
несет в себе научные знания о природе
и обществе. Обыденное знание - это знание
элементарных условий бытия людей, позволяющее
человеку ориентироваться в его непосредственном
окружении. Это знание об использовании
простых орудий труда, простых природных
явлениях, нормах отношений друг с другом.
Обыденное сознание это противоположность философии. Но это и источник философии. Обыденное сознание складывается в повседневной жизни людей, в течение долгого времени (в жизни многих поколений) и приобретают силу абсолютного знания. Догмы обыденного сознания распространяются двумя путями:
Исторически философия выступала в виде ниспровержения догм обыденного сознания, в виде иронии. Ирония означает согласие с действующими в обществе предрассудками, но только по форме. Путем рассуждения иронизирующий человек приводит своего оппонента к тому, что он отказывается от своих первоначальных утверждений. Иронизирующий уже философ.
Обыденное сознание не выносит философии, отвергает ее, но является и источником философии, семь мудрецов говорят: "Соображай, что делаешь". Моральное содержание обыденного сознания, которое стало выражаться в форме суждения, стало основой философии, так как философия тоже имеет моральное содержание. Обыденное сознание выражает истину и дает человеку возможность ориентироваться в мире, ядро обыденного сознания называют здравым смыслом. Нет такого человека, который мог претендовать на роль философа, не обладая здравым смыслом. Поэтому философия нуждается в здравом смысле. Философия теоретическое знание, его в обыденной жизни не приобретешь, в отличие от обыденного сознания и здравого смысла, но, тем не менее, связь между здравым смыслом и философией существует, поэтому можно считать правыми тех философов, которые утверждали, что каждый человек - философ.
К обыденному сознанию относится сознание масс людей, формирующееся в практике повседневной жизни, в непосредственном взаимодействии с окружающим миром в труде и быту.
Оно включает в себя:
Обыденное сознание не обладает глубиной рационального осмысления, четкой осознанностью, научной обоснованностью и в этом аспекте уступает сознанию теоретического уровня. Зато обыденное сознание имеет такие преимущества перед теоретическим, как полнота, многосторонность, цельность мироощущения. Кроме того, обыденное сознание ближе, чем теоретическое, к непосредственной реальной жизни, поэтому полнее, детальнее отражает особенности ситуаций текущей социальной действительности.
Обыденное сознание очень близко к индивидуальному. Однако это
массовое, коллективное сознание и формируется оно в сознании определенных групп. Определение массового сознания представляется довольно сложным. Одни утверждают, что это разновидность обыденного сознания, другие, что это сознание различных типов и видов масс (сознание больших социальных групп, общечеловеческое сознание), третьи интерпретируют общественную психологию как массовое сознание. Это связано с тем, что в действительности массовое сознание является очень сложным духовно-социальным феноменом. Оно представляет собой совокупность психических, гносеологических и социальных по природе духовных образований, включающих элементы всех уровней и форм общественного сознания. Оно выражает реальное состояние сознания больших масс людей, со всеми его противоречиями, особенностями и различием наполняющих его компонентов.
Обыденное сознание формируется в ходе освоения явлений, с которыми человек сталкивается в быту, в повседневной жизни. Оно редко дает объяснение этих явлений и ограничивается лишь накоплением определенного повседневного опыта. На уровне обыденного сознания вырабатываются правила повседневного
поведения людей.
В условиях социалистического общества именно на уровне обыденного сознания отчетливее всего проявляется отставание общественного сознания от общественного бытия, в то время как на уровне научной марксистско-ленинской идеологии можно проследить процесс так называемого опережающего отражения. Сталкиваясь с временными трудностями экономического или бытового порядка, нехваткой тех или иных предметов, недостатками в системе бытового обслуживания, отдельными проявлениями бюрократизма, нарушениями законности и так далее, обыденное сознание не только отражает эти факты, но и склонно преувеличивать их значение, так как не в состоянии объяснить их подлинные причины и внутреннюю несовместимость с законами развития социалистического общества. Напротив, марксистско-ленинская теория способна объяснить эти явления и показать пути их преодоления.
Между идеологией, различными уровнями общественной психологии, обыденным сознанием в процессе исторического развития возникает сложное взаимодействие. С одной стороны, идеология черпает в них свое фактическое содержание. С другой стороны, влияет на них через пропаганду, средства массовой информации. Изменения в социальной психологии, обыденном сознании во многом зависят от того, какая идеология оказывает на них преобладающее воздействие. Идеология, социальная психология выражаются в различных формах, и это надо постоянно иметь в виду, рассматривая особенности общественного сознания.
Обыденный” вовсе не значит “обывательский” или “неполноценный”; в этом понятии отражен объективно существующий и необходимый, наполненный большим жизненным содержанием уровень общественного сознания, который, безусловно, имеет свои определенные “минусы”, но в нем есть и свои “плюсы”. Так, в противовес систематичности, рациональности, четкой осознанности теоретического уровня обыденное сознание обладает таким не свойственным теоретическим формам сознания качеством, как полнота и цельность жизнеощущения.
Цельность
сознания — это один из главных
показателей его
Информация о работе Происхождение и предмет философии. Обеденное сознание