Происхождение и предмет философии. Обеденное сознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 12:41, контрольная работа

Описание работы

Философия - от древне греческого - "любовь к мудрости", "любомудрие", представляет собой наиболее общую теорию или, как философия еще называют, - одна из форм мировоззрения. Философия также можно отнести к науке, так как философия является одной из форм человеческой деятельности и особым способом познания. Кстати говоря, одним из вопросов философии является вопрос: Относится ли философия к наукам?

Содержание

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. 2
ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? 2
ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ. 3
ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ. 6
ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. 8
СОЗНАНИЕ. 9
ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ. 9
ХАРАКТЕРИСТИКА СОЗНАНИЯ. 10
ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ. 12
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ. 12
ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ И ФИЛОСОФИЯ. 14
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ. 15
ВЫВОД. 19
ПОЧЕМУ ЖЕ НЕОБХОДИМО ИЗУЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ? 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 21

Работа содержит 1 файл

Контрольная по филисофии.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

    Особо важное значение для развития человеческого  сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли, представления и  чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при  последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными.

    Сознание  образует высший уровень психики, свойственный человеку. Сознание - есть высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.

  В этом смысле сознание есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

Характеристика  сознания.

  

       Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании: сознание,  то  есть совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания,  таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из психических познавательных процессов, неизбежно  становится расстройством сознания.

    Вторая характеристика сознания закрепленное в нем отчетливое

различение  субъекта и объекта, то  есть того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя ему, сохраняет в своем сознании это противопоставление  и различие. Он - единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, то есть обратить психическую деятельность на исследование самого себя: человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение «я»  от  «не-я» - путь, который   проходит  каждый   человек  в    детстве,

осуществляется  в процессе формирования самосознания человека.

     Третья характеристика сознанияобеспечение целеполагающей деятельности человека. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели. При этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий, и вносятся в него необходимые коррективы.

     Четвертая характеристика – сознании наличие эмоциональных оценок в  межличностных отношениях. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется расстройством именно в сфере чувств отношений: больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т.д.

      Что же касается философских характеристик  сознания, то сознание в современной трактовкеэто способность направлять свое внимание на предметы внешнего мира и одновременно сосредоточиваться на тех состояниях внутреннего духовного опыта, которые сопровождают это внимание; особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир и он сам.

       Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях:

  • когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения
  • когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа
  • когда  необходимо  осознать   и   найти   выход  из  какой-либо

          конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться  без волевого  решения не может,

  • когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.

      Таким образом, можно сделать вывод, что  сознание – это свойство высокоорганизованной материи мозга. Поэтому основой сознания является мозг человека, а также его органы чувств 

Обыденное  сознание.

Общее  понятие.

 

      Обыденное сознание - это низший уровень общественного сознания, его неотъемлемая часть, подсистема общественного сознания. Оно отражает простые, зримые отношения между людьми, между людьми и вещами, человеком и природой. Повседневная практика людей позволяет устанавливать на эмпирическом уровне отдельные причинно-следственные связи между явлениями, позволяет строить простые умозаключения, вводить новые понятия, открывать простые истины. Однако на уровне обыденного сознания невозможно глубоко проникнуть в сущность вещей, явлений, подняться до глубоких теоретических обобщений. В первый период жизни людей обыденное сознание являлось единственным и главным.     По мере развития общества возникает необходимость в более глубоких обобщениях, а обыденное сознание становится недостаточным для удовлетворения возросших потребностей. Тогда возникает теоретическое сознание. Возникая на основе обыденного сознания, оно направляет внимание людей на отражение сущности явлений природы и общества, побуждая к более глубокому их анализу. Через обыденное сознание теоретическое сознание связано с общественным бытием.

        Теоретическое сознание делает жизнь людей более осознанной, способствует более глубокому развитию общественного сознания, поскольку раскрывает закономерную связь и сущность материальных и духовных процессов. 
       Обыденное сознание складывается из обыденного знания и общественной   психологии.  Теоретическое   сознание   несет в   себе научные знания о природе и обществе. Обыденное знание - это знание элементарных условий бытия людей, позволяющее человеку ориентироваться в его непосредственном окружении. Это знание об использовании простых орудий труда, простых природных явлениях, нормах отношений друг   с другом
. 
    

Обыденное  сознание  и  философия.

 

      Обыденное сознание это противоположность  философии. Но это и источник философии. Обыденное сознание складывается в  повседневной жизни людей, в течение  долгого времени (в жизни многих поколений) и приобретают силу абсолютного знания. Догмы обыденного сознания распространяются двумя путями:

  • путем подражания (дети подражают родителям)
  • путем насильственного принуждения индивида со стороны общества (здесь имеем дело с общественными предрассудками).

      Исторически философия выступала в виде ниспровержения догм обыденного сознания, в виде иронии. Ирония означает согласие с действующими в обществе предрассудками, но только по форме. Путем рассуждения иронизирующий человек приводит своего оппонента к тому, что он отказывается от своих первоначальных утверждений. Иронизирующий уже философ.

      Обыденное сознание не выносит философии, отвергает  ее, но является и источником философии, семь мудрецов говорят: "Соображай, что делаешь".  Моральное содержание обыденного сознания, которое стало выражаться в форме суждения, стало основой философии, так  как философия тоже имеет моральное содержание. Обыденное сознание выражает истину и дает человеку возможность ориентироваться в мире, ядро обыденного сознания называют здравым смыслом. Нет такого человека, который мог претендовать на роль философа, не обладая здравым смыслом. Поэтому философия нуждается в здравом смысле. Философия теоретическое знание, его в обыденной жизни не приобретешь, в отличие от обыденного сознания и здравого смысла, но, тем не менее, связь между здравым смыслом и философией существует, поэтому можно считать правыми тех философов, которые утверждали, что каждый человек - философ.

Взаимодействие с окружающим миром.

 

      К обыденному сознанию относится сознание масс людей, формирующееся в практике повседневной жизни, в непосредственном взаимодействии с окружающим миром в труде и быту.

      Оно включает в себя:

  1. накопленный веками опыт трудовой деятельности, эмпирические знания, навыки, представления об окружающем мире, стихийное мировоззрение, сложившееся из фактов;
  2. житейские нормы нравственности, обычаи, стихийно сложившиеся представления о своем положении, своих потребностях;
  3. народное художественное творчество.

      Обыденное сознание не обладает глубиной рационального осмысления, четкой осознанностью, научной обоснованностью и в этом аспекте уступает сознанию теоретического уровня. Зато обыденное сознание имеет такие преимущества перед теоретическим, как полнота, многосторонность, цельность мироощущения. Кроме того, обыденное сознание ближе, чем теоретическое, к непосредственной реальной жизни, поэтому полнее, детальнее отражает особенности ситуаций текущей социальной действительности.

Обыденное сознание очень близко к индивидуальному. Однако это

массовое,  коллективное  сознание   и  формируется  оно  в   сознании определенных групп. Определение массового сознания представляется довольно сложным. Одни утверждают, что это разновидность обыденного сознания, другие, что это сознание различных типов и видов масс (сознание больших социальных групп, общечеловеческое сознание), третьи интерпретируют общественную психологию как массовое сознание. Это связано с тем, что в действительности массовое сознание является очень сложным духовно-социальным феноменом. Оно представляет собой совокупность психических, гносеологических и социальных по природе духовных образований, включающих элементы всех уровней и форм общественного сознания. Оно выражает реальное состояние сознания больших масс людей, со всеми его противоречиями, особенностями и различием наполняющих его компонентов.

    Обыденное сознание формируется в ходе освоения явлений, с которыми человек сталкивается в быту, в повседневной жизни. Оно  редко дает объяснение этих явлений  и ограничивается лишь накоплением определенного повседневного опыта. На уровне обыденного    сознания    вырабатываются  правила    повседневного  

поведения  людей.

    В условиях социалистического общества именно на уровне обыденного сознания отчетливее всего проявляется отставание общественного сознания от общественного бытия, в то время как на уровне научной марксистско-ленинской идеологии можно проследить процесс так называемого опережающего отражения. Сталкиваясь с временными трудностями экономического или бытового порядка, нехваткой тех или иных предметов, недостатками в системе бытового обслуживания, отдельными проявлениями бюрократизма, нарушениями законности и так  далее, обыденное сознание не только отражает эти факты, но и склонно преувеличивать их значение, так как не в состоянии объяснить их подлинные причины и внутреннюю несовместимость с законами развития социалистического общества. Напротив, марксистско-ленинская теория способна объяснить эти явления и показать пути их преодоления.

    Между идеологией, различными уровнями общественной психологии, обыденным сознанием в процессе исторического развития возникает сложное взаимодействие. С одной стороны, идеология черпает в них свое фактическое содержание. С другой стороны, влияет на них через пропаганду, средства массовой информации. Изменения в социальной психологии, обыденном сознании во многом зависят от того, какая идеология оказывает на них преобладающее воздействие. Идеология, социальная психология выражаются в различных формах, и это надо постоянно иметь в виду, рассматривая особенности общественного сознания.

    Обыденный”  вовсе не значит “обывательский”  или “неполноценный”; в этом понятии  отражен объективно существующий и  необходимый, наполненный большим  жизненным содержанием уровень  общественного сознания, который, безусловно, имеет свои определенные “минусы”, но в нем есть и свои “плюсы”. Так, в противовес систематичности, рациональности, четкой осознанности теоретического уровня обыденное сознание обладает таким не свойственным теоретическим формам сознания качеством, как полнота и цельность жизнеощущения.

    Цельность сознания — это один из главных  показателей его жизнестойкости. Можно не владеть ни одной теоретической  системой, не быть знакомым с философскими построениями и не испытывать тем  не менее серьезных психологических неудобств, если обыденное сознание внутренне бесконфликтно и гармонично (хотя, конечно, с объективной точки зрения такой человек правомерно будет представляться необразованным). Но нельзя, будучи даже высококвалифицированным специалистом в своей области, не обладать при этом и каким-либо синтетически-цельным, пусть даже обыденным, воззрением на мир. В противном случае такое сознание неизбежно будет испытывать дискомфорт. На теоретическом уровне в его современном развитии синтетическая цельность может быть обеспечена лишь философским мировоззрением, однако это пока лишь идеал, так как, с одной стороны, философское мировоззрение формируется только в результате длительных усилий, а с другой — в самом таком мировоззрении даже на уровне теории далеко не все систематизировано и пронизано рациональными связями (как, например, идеалы, убеждения, ценности и т.д.).

Информация о работе Происхождение и предмет философии. Обеденное сознание