Происхождение и предмет философии. Обеденное сознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 12:41, контрольная работа

Описание работы

Философия - от древне греческого - "любовь к мудрости", "любомудрие", представляет собой наиболее общую теорию или, как философия еще называют, - одна из форм мировоззрения. Философия также можно отнести к науке, так как философия является одной из форм человеческой деятельности и особым способом познания. Кстати говоря, одним из вопросов философии является вопрос: Относится ли философия к наукам?

Содержание

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. 2
ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? 2
ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ. 3
ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ. 6
ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. 8
СОЗНАНИЕ. 9
ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ. 9
ХАРАКТЕРИСТИКА СОЗНАНИЯ. 10
ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ. 12
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ. 12
ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ И ФИЛОСОФИЯ. 14
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ. 15
ВЫВОД. 19
ПОЧЕМУ ЖЕ НЕОБХОДИМО ИЗУЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ? 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 21

Работа содержит 1 файл

Контрольная по филисофии.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

Содержание.

 

Происхождение и предмет философии.

Что такое философия?

 

    Философия - от древне греческого - "любовь к мудрости",   "любомудрие", представляет собой наиболее общую теорию или, как философия еще называют, - одна из форм мировоззрения. Философия также можно отнести к науке, так как философия является одной из форм человеческой деятельности и особым способом познания. Кстати говоря, одним из вопросов философии является вопрос: Относится ли философия к наукам?                           

    Философия, в отличие от всех других наук, не имеет общепринятого определения. Равно как и общепринятого представления, о предмете философии также не существует. В наиболее общем понимании философия видят как деятельность, которая направлена на поиск наиболее рационального разрешения наиболее общих вопросов. Вопросы эти могут касаться как сущности знания, так и человека.                          

    Философия исторически принято понимать как  исследование первопричин. Изучение мышления и бытия, которое существует в  границах универсальных закономерностей. Бытие является одной из основных философских категорий. В философии к бытию относятся не одни лишь происходящие процессы, но также и умопостигаемые возможности человека. Философы больше всего концентрируют своё внимание на первопричинах, предельно общих понятиях, категориях, так как мыслимое необозримо в своих частностях.

    Различные дисциплины включаются в философию, такие как метафизика, логика, этика, эпистемология, онтология, эстетика и другие. В рамках данных дисциплин рассматриваются такие вопросы, как:

  • Существует ли Бог?
  • Возможно ли объективное познание?
  • Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?

    Метод построения умозаключений можно  назвать фундаментальным методом  философии. Данный метод позволяет  оценить те или иные аргументы, возникающие при постановке тех или иных вопросов. Хотя надо признать, что ни единой методики, ни каких либо более или менее четких границ в философии не существует.

До сих  пор философы дискутируют на тему: что считать философией, и каково в различных философских школах определение философии.  

Основной   вопрос философии.  

      Философия изучает содержание человеческого сознания в его необходимой связи с бытием человека и общества, а также природы. Поэтому основным вопросом философии является вопрос о мышлении к бытию духа к природе, сознания к материи. Вопрос о происхождении философии является существенным для понимания характера этого знания.

      Существует  три источника  философии:

  • мифология
  • обыденное   сознание
  • донаучное  знание

   Основной  вопрос философии - вопрос об отношении  сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон:

  1. во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание.
  2. во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир.

   Последовательное решение основного вопроса философии возможно лишь при учете обеих его сторон. Философы, являющиеся сторонниками материализма, признают первичным материю, бытие, вторичным - сознание и считают сознание результатом воздействия на субъекта объективно существующего внешнего мира. Философы-идеалисты принимают за первичное идею, сознание, рассматривая их как единственно достоверную реальность. Поэтому, с их точки зрения познание не является отражением материального бытия, а есть лишь постижение самого сознания в форме самопознания, анализа ощущений, понятий, познания абсолютной идеи, мировой воли.     Промежуточную, непоследовательную позицию в решении основного вопроса  философии занимают дуализм, агностицизм.

       Прежней философии был присущ метафизический подход к решению основного вопроса философии проявляющийся либо в недооценке активности сознания, в сведении познания к пассивному созерцанию (метафизический материализм), в отождествлении сознания и материи (Вульгарный материализм), либо в преувеличении активности мысли, в возведении ее в абсолют, оторванный от материи (Идеализм), либо в утверждении их принципиальной несовместимости (дуализм, агностицизм).

        Только марксистская философия дала всестороннее материалистическое, научно обоснованное решение основного вопроса философии Первичность материи она видит в том, что:

  1. материя является источником сознания, а сознание - отражением материи;
  2. сознание - результат длительного процесса развития материального мира;
  3. сознание есть свойство, функция высокоорганизованной материи головного мозга;
  4. существование и развитие человеческого сознания, мышления невозможно без языковой материальной оболочки, без речи;
  5. сознание возникает, формируется и совершенствуется в результате материальной трудовой деятельности человека;
  6. сознание носит общественный характер и определяется материальным общественным бытием.

      Отмечая абсолютную противоположность материи и сознания лишь в  пределах  основного вопроса философии, диалектический материализм одновременно указывает на их взаимосвязь и взаимодействие. Будучи производным от материального бытия, сознание обладает относительной самостоятельностью в своем развитии и оказывает обратное активное воздействие на материальный мир, содействуя его практическому освоению и преобразованию. Человеческое сознание, опираясь на практику, способно к достоверному познанию мира. Вопрос об отношении материи и сознания, будучи основным, определяет не только решение частных проблем, но и характер мировоззрения в целом, дает надежный критерий для различения основных философских направлений. Поэтому научная формулировка основного вопроса философии позволяет последовательно провести принцип партийности философии, четко разграничить и противопоставить материализм и идеализм, решительно отстаивать научное мировоззрение диалектического материализма

      Ближайшим к философии видом был элементарный счет, на основе которого возникает  математика. Математика является пропедевтикой  философии. Греческая пропедевтика означает вступление, начальный этап. Математика подготавливает человеческий ум для восприятия философских понятий, но человек овладевший математикой может никогда не перейти к философскому категориальному мышлению (категория - это предельно общее философское понятие, напр., понятие сознания или бытия). Гегель очень правильно говорил, что число легко воспринимается рассудком, а вот философское понятие рассудок отвергает, не приемлет. Математику любят все, философию понимают не многие.

Функции философии.

 

    Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

Принято выделять следующие функции философии:

  • мировоззренческую;
  • методологическую;
  • мыслительно-теоретическую;
  • гносеологическую;
  • критическую;
  • аксиологическую;
  • социальную;
  • воспитательно-гуманитарную;
  • прогностическую

   Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

   Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

    Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

    Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности.

    Роль  критической функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

    Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios — ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее.

    Социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

    Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

    Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества

Особенности философского знания.

  

      Философское   знание   носит  всеобщий характер. Оно  говорит

человеку  не о частном, обыденном и отдельном, а говорит человеку о всеобщем. Философское знание прорабатывает мыслительные орудия, благодаря которым добывается новое знание во всех областях науки. Эти орудия называются методом, поэтому философия является методологическим знанием.

    Абстракция  является принадлежностью философского мышления, она является результатом процесса мысленного отвлечения от несущественных сторон предмета, явления, процесса и выделения в нем его необходимых и закономерным связей и сторон. Философия выражает свое знание посредством абстракции, поэтому сознание не воспринимает это знание. Число и счет как идеальный объект и логическая операция стоят посередине чувственностью и абстрактным мышлением, поэтому математик причастен к мышлению, а с другой стороны далек. Особые общественные условия, в которых возникает философия,  выразил Гегель: философия возникает тогда, когда отступает набор вожделений, как возникает сильное желание обладания какой-либо вещью. Когда люди начинаю думать об общем интересе, а не об отдельных вещах, думать об общих предметах. Когда люди начинаю рассуждать на темы морали и подвергать критике существующие обычаи, тогда говорят, что люди начинают философствовать. Философия возникает в обществе, в котором имеет место расцвет действительной политической свободы. Она возникает в условиях политической демократии. Политическая свобода - это возможность высказывания знание, обосновывая при этом его истинность, своим личным разумением и опытом, и именно в демократии осуществляется данная возможность. Истину добывает каждый человек, руководствуясь только своим разумом и опытом.

Сознание.

Понятие сознания.

       

    Сознание  является одним из основных понятий философии, психологии социологии. Оно обозначает высший уровень психической активности человека как социального существа. Своеобразие этой активности заключается в том, что отражение реальности в форме чувствительных и умственных образов предвосхищает практические действия человека, придавая им целенаправленный характер. Это обусловливает творческое преобразование действительности первоначально в сфере практики, а затем и во внутреннем плане в виде представлений, мыслей, идей и др. духовных феноменов, образующих содержание сознания, которое запечатлевается в продуктах культуры (включая язык и др. знаковые системы), приобретая форму идеального и выступая как знание.                     

    Сознание  человека возникло и развивалось  в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества.

Информация о работе Происхождение и предмет философии. Обеденное сознание