Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 14:55, реферат
Учение Платона оказало громадное влияние на последующее развитие политико-правовой идеологии. Под его воздействием складывались философские и социально-политические взгляды Аристотеля, стоиков, Цицерона и других представителей античной политической мысли. Выдвинутые Платоном идеи «правления философов» и «мудрых законов» были восприняты многими мыслителями
эпохи Просвещения.
В своих произведениях Платон говорит о модели "идеального", лучшего государства. Эта модель не есть описание какого-либо существующего строя, системы, а, напротив, модель такого государства, которого нигде и никогда не было, но которое должно возникнуть, то есть Платон говорит об идее государства, создает проект, утопию. Платона многое в уже существующих государствах не устраивало принципиально. В трактате "Государство" Платон пишет о том, что главная причина порчи обществ и государств заключена в "господстве корыстных интересов", обуславливающих поступки и поведение людей. Характеризуя извращенные формы государства, Платон располагал их в порядке возрастающей деградации по сравнению с идеалом. В соответствии с этим основным недостатком Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности в порядке увеличения, нарастания "корыстных интересов" в их строе.
Тимократия - власть честолюбцев. По мнению Платона, еще сохранила черты "совершенного" строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ и от всех забот материальных. Большое внимание уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и "при участии жен" спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.
Олигархия
- это правление, основывающееся
на переписи и на оценке
имущества, так что в нем
властвуют богатые, а бедные
не имеют участия в правлении.
В олигархическом государстве
уже имеется четкое разделение
на богатых (правящий класс)
и бедных, которые делают возможной
совершенно беззаботную жизнь
правящего класса. В олигархическом
государстве не выполняется
Демократия - это
власть и правление большинства,
но правление в обществе, в котором
противоположность между
Демократический
строй еще более усиливает
разобщенность бедных и
Тирания -
это власть одного над всеми
в обществе. Возникает эта власть,
подобно предыдущим формам, как
вырождение предшествующей ей
демократической формы
Главной причиной смены всех форм государства Платон считал порчу человеческих
нравов. Выход
из порочных состояний общества он
связывал с возвратом к изначальному
строю — правлению мудрых. Нарисованная
философом картина перехода от одного
государства к другому, по существу,
являлась понятийно-логической схемой.
Вместе с тем в ней отражены
реальные процессы, имевшие место
в древнегреческих государствах
(закабаление илотов в Спарте, рост
имущественного неравенства и др.),
что придавало этой схеме вид
исторической концепции. Идеологически
она была направлена против демократических
учений о совершенствовании
Всем дурным формам государства Платон противопоставляет утопию, или проект наилучшего государства и правления. Этим государством руководят, как в олигархии, немногие. Но, в отличие от олигархии, этими немногими могут стать только лица, действительно способные хорошо управлять государством: во-первых, в силу природных к тому задатков и одаренности; во-вторых,
вследствие долголетней предварительной подготовки. Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость. Каждому гражданину государства справедливость отводит особое занятие и особое положение. Господство справедливости сплачивает разнообразные и даже разнородные части государства в целое, запечатленное единством и гармонией.
Такое государство, во-первых, должно обладать силой собственной
организации и средствами ее защиты, достаточными для сдерживания и отражения враждебного окружения, во-вторых, оно должно осуществлять систематическое снабжение всех членов общества необходимыми для них материальными благами; в-третьих, оно должно руководить и направлять высокое развитие духовной деятельности и творчества. Выполнение всех этих
задач означало бы осуществление идеи блага как высшей «идеи», правящей миром.
В государстве Платона необходимые для общества в целом функции и виды
работы разделены между специальными разрядами его граждан, но в целом образуют гармоничное сочетание. За основу для распределения граждан по разрядам Платон взял различие между отдельными группами людей по их нравственным задаткам и свойствам, но рассматривает он это различие по аналогии с разделением хозяйственного труда. В разделении труда Платон видит фундамент всего современного ему общественного и государственного строя. Он исследует и происхождение существующей в обществе специализации и состав отраслей получившегося таким образом разделения труда. Основная мысль Платона в утверждении, что потребности граждан,
составляющих общество, разнообразны, но способности каждого отдельного лица
к удовлетворению этих потребностей ограничены. В разделении труда он видит не только основу распадения общества на сословия, но также и основной принцип строения государства.
В соответствии с этим, разумное устройство совершенного государства, по Платону, должно основываться прежде всего на потребностях. Перечисление потребностей доказывает, что в городе-государстве, должны существовать многочисленные отрасли общественного разделения труда — не только работники, добывающие средства питания, строители жилища, изготовители одежды, но также и работники, изготовляющие для всех этих специалистов необходимые для них инструменты и орудия их труда и прочие специальности. Указанными разрядами специализированного общественного труда исчерпываются работники, производящие необходимые для государства продукты либо так или иначе способствующие этому производству и созиданию порождаемых им потребительных ценностей. Это низший класс или разряд граждан в иерархии государства. Над ним у Платона стоят высшие классы: воинов-стражей и правителей.
При
переходе от класса работников производительного
труда к классу воинов-стражей
бросается в глаза то, что Платон
нарушает принцип деления. Различия
между отдельными разрядами класса
производящих работников он характеризует
по различиям их профессиональных функций.
Предполагается, что в отношении
нравственных черт все эти разряды
стоят на одном и том же
уровне: и земледельцы, и ремесленники,
и купцы. Другое дело —
воины-стражи и правители
философы. Для них необходимость
обособления от групп работников,
обслуживающих хозяйство, основывается
уже не на их профессиональных
особенностях, а на отличии их нравственных
качеств от нравственных свойств
работников производства. А именно:
нравственные черты работников
хозяйства Платон ставит ниже нравственных
достоинств войнов-стражей и в особенности
ниже правителей государства.
Заключение
Платон был первооткрывателем в сфере философского освещения обширного комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них отмечена печатью его творческого гения. Один из тех правдоискателей и героев мысли, которые становятся вечными спутниками человечества и современниками всё новых и новых эпох и поколений людей в их непрекращающихся поисках истины и справедливости, в неустанном стремлении к более разумной и совершенной жизни.
Время
Платона приходится на годы Пелопонесской
войны, которая не только разделила
Грецию на два враждебных лагеря - под
главенством Афин и под главенством
Спарты - но и положила начало новому
этапу межполисных отношений. Участившиеся
военные столкновения, безусловно,
негативно сказались на внутренней
атмосфере полисов. Выходом из этого
кризиса для Платона являлось
построение нового полиса, где особое
внимание уделялось бы вопросам воспитания
граждан. Время Платона – это
также период становление прозаического
повествовательного стиля, уже в V веке
окончательно складываются три вида
аттической прозы - историография, красноречие
и философия.
Платон был первым философом, уделявшим
внимание всем основным сторонам философии
и объединившим их в единую систему. Личность
Платона многогранна. Платона нельзя изучать
только с точки зрения литературы или
философии. И в той и в другой области он
сумел проявить свое мастерство, кроме
того, философия и литература неразрывно
связаны между собой и органично сочетаются
в его произведениях. Диалоги Платона
стали важным методом представления его
философии.
Одна из основных тем учения Платона - справедливое (идеальное) государство. Она претерпевала изменения от момента несправедливого осуждения Сократа в Афинах и до конца жизни Платона. Теория идеального государства наиболее полно представлена Платоном в труде "Государство" и развита в "Законах". Убежденный в том, что достойную жизнь можно вести только в совершенном государстве, Платон создает в афинской школе для своих учеников условия идеального государства.
Идею блага Платон уподобляет Солнцу. В видимом мире Солнце является необходимым условием как того, что объекты становятся доступными зрению, так и того, что человек получает способность видеть предметы. Ровно так же в сфере чистого познания идея блага становится необходимым условием как познаваемости самих идей, так и способности человека познавать идеи. Как это резюмируется Сократом в диалоге «Государство»: «что придает познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать, это ты и считай идеей блага — причиной знания и познаваемости истины».
Государство
Платона, в противоположность
Учение
Платона оказало громадное
эпохи Просвещения.
Чтобы
понять творчество Платона, необходимо
знать, что философия Платона
изменялась с течением времени и
ее нельзя рассматривать как полную
и совершенно законченную систему
произведений, планомерно подчиненных
дидактической цели. Напротив, его
труды — это этапы внутреннего
путешествия философа.
Информация о работе Проблемы справедливости, блага и идея государства Платона