Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 22:18, реферат
Автор не ставит своей целью определить перспективы дальнейшего развития государства, но попытается рассмотреть проблематику национального самосознания в контексте этнонациональной политики и кризиса идентичности. Наша задача обозначить проблемы выбора модели национального развития и рассмотреть развитие национального самосознания в аспекте укрепления солидарности на национальном уровне.
Введение……………………………………………………………....... 3
Глава 1. Развитие национального самосознания, как проблема
национального идеала…………………………………….…………… 5
Глава 2. Национальная идея в условиях глобализации……………… 9
Заключение…………………………………………………………. . 17
Список используемой литературы……………………………… 21
Сепаратистская модель стала явью в Чехословакии, расколовшейся на Чехию и Словакию (впрочем, вполне мирно, цивилизованно), в Югославии, претерпевшей кровавый распад и последующую утрату православной Сербией ее исконной территории - Косово, чуть ли не на девять десятых населенной албанцами, придерживающимися мусульманской религии. По национальным квартирам (хотя пока и в рамках одного государства) разошлись валлоны и фламандцы в Бельгии, поменявшей унитарную структуру на федеративную.
Итак, мы свидетели попыток утверждения в странах мира трех моделей национальных отношений - ассимиляционной, мультикультурной и этнонационалистической. А что ожидает Россию? Крушение СССР положило конец формированию на ее пространствах провозглашенной исторической общности - советского народа, той модели, которая утверждалась не только благодаря неустанной коммунистической пропаганде в центре и на местах, но и в силу наличия определенных социальных, интернациональных и идеологических предпосылок.
Сегодня речь идет об укреплении новой общности - российского народа и становлении на базе гражданского общества нации как согражданства. Касаясь этого процесса, екатеринбургский ученый В.С. Мартьянов пишет, что «формирование гражданской нации предполагает растворение входящих в нее этносов»[18].
Представляют интерес, в частности, ответы респондентов на следующий вопрос: «Вспомните примеры других стран: французы - французская нация, канадцы - канадская нация и т.д. Согласны ли вы с тем, что граждане Российской Федерации - это российская нация?» 38% респондентов заявили, что в условиях России единая нация возникнуть не может, 15% считают, что нация возможна, но для этого требуются десятилетия, 17% воздержались от ответа, 8% полагают, что нация может возникнуть через несколько лет, 23% сказали однозначно «да» российской нации. Примечательны также ответы на следующий вопрос: «Не отрицая своей национальной принадлежности, могли бы вы также сказать о себе: «Моя национальность «россиянин»?» При такой постановке вопроса уже 58% заявили однозначное «да» и еще 17% указали, что, выезжая за рубеж, могут считать себя по национальности россиянами [19].
Последовательная социальная и национальная политика и повсеместное утверждение взаимодействия равноправных народов в условиях гражданского общества и развития демократических начал - вот, что позволит шаг за шагом добиваться дальнейшего сплочения народов. Речь идет, таким образом, об утверждении интеграционной модели «Россия - нация наций», которая приведет ко все большему единению сохраняющих свою этническую специфику народов Российской Федерации. Конечно, не следует думать, что переход к гражданскому пониманию нации и перемещение этничности из политики в сферу культуры автоматически снимет всевозможные противоречия. Суть дела не просто в провозглашении нашего многонационального народа «российской нацией», а в создании подлинно демократического гражданского общества, атмосферы, в которой естественные этнические различия перестанут использоваться для противопоставления одного народа другому, а права человека всех национальностей станут непреложным законом.
Ясно, что и на государственном уровне должен утвердиться системный, взвешенный взгляд на национальные отношения, чтобы при разработке и проведении государственной национальной политики становились нормой опора на научный анализ и прогноз, учет общественного мнения и оценка последствий принимаемых решений. Как глубоко проникло в сознание иных чиновников и гражданских лиц убеждение, будто «национальное сознание», «национальный дух» и прочая «мистика» - все это идеалистическая чепуха. А между тем, сила этого духа часто консервативная, а порой даже темная, бессознательная, иррациональная, ее удивительная стойкость и жизнеспособность, непонятные для тех, кто определяет достоинство нации только величиной валового внутреннего продукта на душу населения, опровергают, казалось бы, логичные квазинаучные построения.
Готова ли российская общественность развернуть громадную, рассчитанную на перспективу работу - обучение, просвещение, воспитание, чтобы на смену сохраняющейся в некоторых регионах межнациональной напряженности, ксенофобии и болезненного национализма пришли не только толерантность, но и подлинное взаимоуважение, солидарность братских народов, как гарантия их единения? Не хочется верить, что слова знаменитой песни о Родине «нет для нас ни черных, ни цветных» уже не выражают мысли и чувства большинства граждан нашей страны, а ощущение дружбы народов, явившейся одним из важнейших факторов победы над фашистской Германией, не возродится в душе воспрянувших к новой жизни народных масс.
По мере укрепления и развития российской государственности, крепнущего социально - экономического положения страны, развития науки, культуры и образования национальная идея постепенно сливается с национальным интересом, научным осмыслением роли России в международном сообществе. Все это обусловило ряд крупных проблем, требующих своего разрешения, а именно:
• собственный путь развития России;
• отношение народа к власти и власти к своему народу;
• отношение России к Западу и Востоку.
В этих условиях национальная
идея приобретает научную
Зак лючение
В современной России имеют место различные идеологии, основными из которых на сегодняшний день являются консерватизм и либерализм. Но, как справедливо замечает М. А. Фадеичева, «в российском постмодерне невозможно обнаружить идеологии в их «чистом виде». Скорее всего, имеет место эклектическое сочетание разнородных идей, зачастую противоположных. Идеологии мутируют, в результате чего развиваются идеологические гибриды, не позволяющие определить сколько бы то ни было ясно, точно и однозначно их видовую принадлежность». Но для того чтобы обеспечить экономическое, политическое и социальное развитие страны, реализовать какие бы то ни было национальные проекты, преодолеть идеологический кризис, необходима разработка общеразделяемой, легитимной идеологии, которая и может стать национальной идеей [20].
Становление и развитие национальной идеи следует рассматривать как содержательно сложный и исторически длительный процесс, в ходе которого протекает осмысление и восприятие идей, взглядов, обычаев и традиций, стимулирующих активную деятельность больших социальных групп (или всего общества) в соответствии с правилами, переходящими от одного поколения к другому. Эти традиции и обычаи обусловливают необходимость совместных действий, особенно в экстремальных для страны условиях.
По мере развития общества ориентация только на традиции и обычаи становится уже недостаточной для интеграции действий общественно-политического сообщества. Традиции и обычаи обогащаются ценностным, нравственно-психологическим осмыслением и пониманием стратегически важных целей, которые становятся для каждого человека собственной целью, побуждающей действовать всех как один человек. Еще Платон в своем «Государстве» ставил вопрос так: может ли быть большее зло для государства, чем то, что ведет к потере его единства, к распаду его на части? И может ли быть большее благо, чем то, что связует государство и способствует его единству? «А связует его общность удовольствия или скорби, когда чуть ли не все граждане одинаково радуются, либо печалятся, если что-нибудь возникает или гибнет» [21].
Эта способность еще более возрастает, когда интегрирующей силой становятся слитые воедино национальная идея и национальный интерес, которые должны стать внутренним убеждением каждого гражданина. Именно в этом и состоит сущностный смысл национальной идеи как мощного магнита, способного объединить людей для достижения общих целей.
При рассмотрении процессов, происходящих в России в настоящее время во всех сферах жизнедеятельности общества, значительное внимание должно быть уделено выяснению того, на каких идейных основаниях эти процессы базируются, что позволит определить главный вектор и перспективы дальнейшего развития государства. Но идейные основания политических, социальных, экономических и др. процессов заключаются в идеологии. Как отмечается в работе М. А. Фадеичевой, «легальная власть, пытаясь, стать легитимной, устанавливает основной закон — конституцию, в которой закрепляет свою идеологию. То есть в конституции оформлена официальная государственная идеология» [22]. И лишь опираясь на нее, власть может рас-считывать на успешное проведение намеченных преобразований. Что же делает легитимной государственную идеологию? В первую очередь, ее соответствие общепризнанным или преимущественно разделяемым социальным и политическим ценностям и ожиданиям общества. Следовательно, для того чтобы власть, ее действия и решения, принимаемые законы (в первую очередь, Основной закон страны) были легитимными, необходимо опираться на традиционные для России ценности, особенности менталитета, богатый, накопленный многими поколениями исторический опыт, его положительные примеры. Легитимная конституция является официальным выражением национальной идеи, если же конституция не легитимна, то начинаются споры по поводу «национальной идеи», активизируется поиск общепризнанной идеологии.
Еще рано говорить о том, что федеральные власти вполне осознают важность перелома в сфере национальной политики. Об этом говорят все еще невнятная миграционная политика, рост ксенофобии, недостаточное внимание к национальным отношениям в сфере образования, отсутствие системы в подготовке кадров, умеющих работать в многонациональной аудитории, явные издержки в освещении этих вопросов в СМИ. «...Сам национальный вопрос упорно отдается радикальным и немногочисленным политическим группировкам явно нереспектабельного толка, - пишут исследователи из Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). - Но проблема при этом не рассасывается сама собой. Так, согласно данным опроса ВЦИОМ, лишь 15% респондентов полагают, что межнациональные отношения за последние годы стали более терпимыми, а 49% придерживаются противоположной точки зрения. По мнению 31% опрошенных, характер этих отношений за последние годы никак не изменился. То есть тенденция обострения межнациональных отношений налицо, и общественное мнение ее достаточно отчетливо фиксирует» [23].
Новая национальная идея и государственная политика должны быть направлены на достижение гармонии между индивидуальным стремлением каждого человека жить достойно и идеологией, формирующей национальные ценности коллективизма, готовность (при необходимости) к всеобщей мобилизации, к самоограничению ради высокой идеи, к терпению и настойчивости в достижении национальных целей [24].
Но какая же идеология может быть общепризнанной на сегодняшний день и может стать национальной идеей современной России?
Во-первых, согласно данным
выборочного социологического
Во-вторых, на формирование ценностных ориентаций россиян сильнейшее воздействие оказывает наследие советской культуры, социалистической идеологии. И в этом нет ничего удивительного, поскольку и советская культура, и социалистическая идеология вобрали в себя рассмотренные выше традиционные ценности с целью утверждения идеалов труда на благо общества, социальной справедливости, гуманизма, братства и т.д.
В-третьих, одним из основных
традиционных принципов,
В-четвертых, учитывая
В-пятых, отсутствие
Как известно, высшими ценностями
российского государства
Список
литературы:
[1] Соколова-Сербская Л.А, Сороковикова В.И. Национальная идея и имидж России//Политический маркетинг, №7 (76), 2004.с.32-36
[2] Полосин В.С. Миф. Религия. Государство.М.,1999, с.
Информация о работе Проблемы национальной идеи в современном российском обществе