Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 10:42, курсовая работа
Цель философской мудрости не в простом удовлетворении интеллектуальной любознательности, а главным образом в достижении лучшей жизни, освещаемой дальновидностью, предвидением, глубокой проницательностью.
1. Введение ………………………………………………………..…стр. 3
2. Становление древневосточной философии и ее особенности.…стр.4
3. Древнеиндийская философия …………………………………....стр. 6
4. Древнекитайская философия ……………………………...……..стр. 12
5. Заключение ………………………………………………..………стр. 16
6. Список использованной литературы …………………..………..стр.17
1. Введение
Цель философской мудрости не в простом удовлетворении интеллектуальной любознательности, а главным образом в достижении лучшей жизни, освещаемой дальновидностью, предвидением, глубокой проницательностью.
Однако следует иметь в виду, что наличие практических мотивов не ограничивает сферу древневосточной философии только этикой и теологией, как это кажется некоторым западным критикам. Ее сфера столь же обширна, как и любой философии, возникшей на почве теоретических интересов; более того, по своим теоретическим основам некоторые отрасли древневосточной философии, такие, как метафизика, теория познания и логика, не уступают ни одной из философских систем Запада.
Причины, обусловливающие в древневосточной философии преобладание практических мотивов, заключаются в том, что движущей силой каждой системы являются идеи, возникающие из душевной тревоги при виде того зла, которое властвует в этом мире. Философия стремится понять источник этого зла, истинную природу вселенной и смысл человеческой жизни, с тем чтобы отыскать средства для полного уничтожения человеческих страданий.
Склонность ума видеть темные стороны вещей обычно называется пессимизмом. Древневосточную философию часто критикуют как пессимистическую и потому вредную для практической жизни. Так ли это на самом деле, мы рассмотрим в этой работе. Однако уже здесь нужно заметить следующее. Древневосточная философия пессимистична в том смысле, что ее произведения пронизаны чувством неудовлетворенности и беспокойства за существующее положение вещей. Она показывает и со всей решительностью утверждает, что жизнь, протекающая бездумно, является просто игрой слепых инстинктов и мелких неудовлетворенных желаний; такая жизнь неизбежно имеет конец и проходит несчастно. Но ни одна система Индийской и Китайской философии не останавливается на этом представлении жизни как трагедии. Древневосточная философия не ограничивается лишь указанием, и притом безжалостным, на несчастья, от которых мы страдаем вследствие своей близорукости; она вселяет также надежду на избавление от страданий и ищет и предлагает пути для этого. Поэтому пессимизм в древневосточной философии является только начальной, но не конечной стадией учения. Влияние такого пессимизма на жизнь более полезно, чем влияние некритического оптимизма. Каждое из множества учений Древнего Востока по-своему ставит перед собой цель преодоления страданий, как правило, путем совершенствования СЕБЯ. В настоящее время открытости и доступности информационного пространства, каждый человек может выбрать для себя СВОЙ ПУТЬ, руководствуясь различными направлениями самосовершенствования, изложенными в учениях Древнего Востока. Мы наблюдаем в какой-то степени периориентацию взглядов наших сограждан со стороны Западной философии в сторону Восточной – развитие в нашей стране школ йоги, изучение Вед, увлечение фен-шуй свидетельствует о том, что люди готовы к развитию и совершенствованию СЕБЯ как личности, чему и учит Восточная философия. Рассмотрим подробнее ее возникновение, различные ее направления и их отношение к проблемам Бытия.
2. Становление древневосточной философии и ее особенности
В середине I тысячелетия до н.э. одновременно с Грецией возникает философия в Индии и Китае, являющихся очагами древних цивилизаций. На основе экономических, социальных, политических и духовных предпосылок складывалась духовная атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии. Философия возникает как разрешение противоречия между мифологической картиной мира, построенной по законам воображения, и новым знанием и мышлением. Однако философия появляется не непосредственно из мифологии как таковой, а из переходных мировоззренческих форм, которые можно назвать предфилософией. В ней, наряду с мифологическими формами, возникают и функционируют своеобразные «философемы», неразвитые философские формообразования.
Существуют общие закономерности развития древнеиндийской и древнекитайской философии. Во-первых, самосознание древних индийцев и древних китайцев конструируется по типу родовых субстанциально-генетических связей. Род объективирует свое сознание в природе, но себя из нее не выделяет. Такое соотношение природы, человека и сознания в первоначальной или первой индийской и китайской философии реализуется в мировоззренческих концепциях о духовном и телесном единстве человека и природы. Во-вторых, род выступает движущим основанием структурно-функциональных трансформаций родового сознания. Геометрия и стереометрия космического времени, пространства и пластики сознания древних индийцев и китайцев содержат в себе возможность числовой абстракции философской категории, которая затем проявляется в философских учениях. В-третьих, телесно-духовные оппозиции категорий верха и низа предваряют активную познавательную работу мышления во всех сферах возникающей философии. Выбор предфилософского типа фиксации сознания - мифа, ритуала или табу - в качестве исходной
Это
учение разрабатывало способы «обуздания
мысли», способы отвлечения мысли от всех
предметов чувственного мира и сосредоточения
такой «очищенной» мысли в самом себе.
Этой цели сосредоточения мысли служат
различные позы и положения тела, контроль
над дыханием и т.п. В числе правил йоги
содержится ряд рациональных, проверенных
на опыте предписаний, относящихся к гигиене
дыхания, режиму питания и так далее.
Обобщая рассмотренные выше философские школы Древней Индии, можно привести следующее заключение:
В
книге Лоуренса Дюрелля «Юстина» бальтазар,
кабалистический врач, говорит: «…после
работы философов над
его душой, а врачей
– над его телом, что,
можно сказать мы действительно
знаем о человеке? То,
что он, после всего
сказанного и сделанного,
является проходом для
жидкостей и твердых
веществ. Одновременно
он является совершенным
сосудом, в котором взаимодействуют
«ха» и «тха» для достижения
просветленного сознания».2
Так, можно сказать, что все школы древнеиндийской
философии были направлены на изучение
внутреннего Пути для достижения этого
просветления.
_______________________
1 Свами Шивананда. Новый взгляд на традиционную Йога-терапию. – М. 2007. с.22
2Джон Мамфорд. Чакры и Кундалини. – М, 2006. с.164
3.
Древнекитайская
философия
В развитии философии Древнего Китая выделяют два основных этапа: 1) этап зарождения философских воззрений, охватывающий VIII - VI вв. до н.э. и 2) этап расцвета философской мысли, который относят к VI - III вв. до н.э. и называют «золотым веком китайской философии». Именно на второй этап падает формирование китайских философских школ - конфуцианства, даосизма, моизма, легизма, оказавших огромное влияние на все последующее развитие китайской философии. В это время зарождаются те проблемы, те понятия и категории, которые затем становятся традиционными для всей последующей истории китайской философии вплоть до новейшего времени.
Основными категориями, при помощи которых древнекитайские философы пытались осмысливать мир, были такие понятия, как у син - «пять первоэлементов» (металл, дерево, вода, огонь, земля), ци (воздух, эфир), инь и ян (пассивное и активное начало в природе), дао (путь, закономерность вещей). Эти категории возникли в результате обобщения многовекового трудового опыта и наблюдений за явлениями природы.
Подобно
философии других народов, древнекитайская
философия зарождалась в недрах мифологических
представлений, использовала их материал.
Связь философии с мифологией имела здесь
некоторые особенности. Китайские мифы
предстают прежде всего как исторические
предания о первопредке, о прошлых династиях,
о «золотом веке» и так далее. Рассмотрим
подробнее основные школы древнекитайский
философии:
Конфуцианство
Родоначальником
древнекитайской философии
Суждения мыслителя, толкуемые и комментируемые многими поколениями последователей, легли в основу конфуцианства. Главными проблемами учения Конфуция являются нравственная природа человека, жизнь государства, семьи, принципы управления. Что же представляют собой ключевые моменты учения древнего мыслителя, ставшие впоследствии краеугольным камнем конфуцианства - идеологической системы, господствовавшей в Китае на протяжении многих столетий?
Центральное место в учении Конфуция занимает категория ли - «ритуал», «правила», «закон». По его мнению, ли объединяет традиционные установления и этические нормы, существовавшие в идеализируемую им эпоху Западного Чжоу. «Без соблюдения ли ничего не смотреть и ничего не слушать; без соблюдения ли ничего не говорить и ничего не делать»1, - поучал Конфуций своих учеников.
Всю жизнь Конфуций мечтал о возрождении «совершенных» отношений «Золотого века», видя два пути к восстановлению прежних порядков: 1) «исправление имен» и 2) моральное самосовершенствование. «Исправление имен» у Конфуция означало приведение существующих реалий общественно-политической жизни в соответствие с традиционными нормами, восстановление прежних понятий и представлений относительно отношений между людьми, в первую очередь между вышестоящими и нижестоящими. Тезис об «исправлении имен» неразрывно связан с идеей самосовершенствования личности, в основе которого лежит понятие жэнь - «человеколюбие», «гуманность», совокупный принцип идеального человеческого поведения. Раскрывая содержание этого понятия, Конфуций однажды сказал: «Гуманность» - это значит «не делать другим того, чего сам себе не желаешь».2
___________________
1,2 «Беседы и Высказывания»,
Высказывания Конфуция, http://www.confucianism.ru/
Главная
цель самосовершенствования и
Особое значение Конфуций придавал категории сяо («сыновней почтительности»), в которой он видел моральную опору для осуществления своего учения. Конфуцианское учение о нравственности опирается на такие этические понятия как «взаимность», «золотая середина» и «человеколюбие», составляющие в целом «правильный путь» (дао), которому должен следовать всякий, желающий жить в согласии с самим собой и другими.
Овладение
духовными ценностями прошлого, полагал
Конфуций, позволяет человеку правильно
понимать «веления Неба», ибо «жизнь
и смерть зависят от
судьбы, а богатство
и знатность происходят
от Неба». Конфуцианское учение о знании
подчинено социальной проблематике. Для
Конфуция знать - «значит знать людей»,
а познание природы его не интересует.
Всякое учение должно дополняться размышлением:
«учиться и не размышлять -
напрасно терять время».
Даосизм
Основателем даосизма является Лао-цзы (VI-V вв. до н.э.), имевший многочисленных учеников и последователей. Учение мудреца распространялось вначале устно, а в дальнейшем было изложено в книге «Дао дэ цзин», составленной, вероятно, в IV в. до н.э. В отличие от конфуцианства, легизма и моизма - по преимуществу этико-политических учений, которые в основном вопросе мировоззрения главное внимание уделяли не проблемам бытия, а человеку и человеческому обществу, - даосизм серьезно занимается вопросами объективной картины мира в абстрактно-философском категориальном аспекте - проблемами бытия, небытия, становления, единого, многого и т.п. Отсюда делались выводы относительно человека и общества.
Основная философская идея «Дао дэ цзина» состоит в том, что многообразный мир и жизнь людей не управляются ни «волей неба», ни духами, а движутся по определенному естественному пути - дао. Дао рассматривается как основа и закон всего сущего, оно недоступно восприятию наших органов чувств. «Смотрю на него и не вижу, - говорится в «Дао дэ цзине», - а поэтому называю его невидимым. Слушаю его и не слышу, а поэтому называю его неслышимым. Пытаюсь схватить его и не достигаю, а поэтому называю его мельчайшим». Дао - это «глубинная основа всех вещей». Оно - внутренняя сущность материального мира, невидимое начало. «Великое дао растекается повсюду», оно бесконечно в пространстве и времени. Законам дао подчинены все вещи и существа. «Человек следует Земле, а Земля следует Небу. Небо следует дао, а дао следует естественности».
Лао-цзы учил, что дао присутствует во всех вещах, а последние состоят из материальных частиц ци («воздух», «эфир»). В то время, когда еще не было «Неба и Земли», дао представляло собой постоянно изменяющееся скопление туманных и неопределенных частиц ци. Из массы невидимых материальных частиц этого ци образовался хаос. Благодаря противоположным силам инь и ян хаос распадается на две огромные массы: положительных частиц ян-ци и отрицательных инь-ци. На этих двух полюсах хаоса образовались Небо и Земля. Последние в своем взаимодействии выделили соответствующие ци. Путем соединения небесных и земных ци появилась жизнь, человек, произошли все вещи на Земле. Такова, исходя из учения дао, общая картина возникновения мира.
Учение Лао-цзы проникнуто стихийным диалектическим мышлением. Для него все движется, возникает и исчезает, взаимосвязано и взаимодействует. В основе всякого изменения лежат противоречивые тенденции, а основой изменения всегда является единство, а не борьба противоположностей. Все происходит естественным путем и не допускает внешнего вмешательства.
________________________
1 «Беседы
и Высказывания», Высказывания Конфуция,
http://www.confucianism.ru/
Человек не в силах изменить естественных ход вещей, так как сам он - часть объективного мира и подчинен его законам.
В процессе познания человек в первую очередь должен исходить из понимания единства в многообразной действительности и постоянства в движении. Без этого условия, по мнению Лао-цзы, познание невозможно. Познание «чудесной тайны» дао доступно только тому, «кто свободен от страстей». Для того, чтобы познать глубочайшую тайну, дойти до высшей ступени познания, надо ухватиться за одно из звеньев в цепи этой тайны. Это связано с тем, что переход от одного глубочайшего к другому - дверь ко «всему чудесному», к познанию дао. В теории познания Лао-цзы большое значение имеет категория дэ. Дэ - это постоянное нечто, через которое обнаруживается «незримое, неслышимое, мельчайшее дао».
Социально-этические
взгляды Лао-цзы являются логическим
продолжением его философского учения
о дао и всесторонним обоснованием так
называемого принципа недеяния. Принцип
недеяния как высшая форма поведения (у
вэй) положен даосистами в основу их концепции
управления. Совершенный мудрый правитель
предоставляет всему идти своим естественным
путем - «дао». Он ни во что не вмешивается,
не мешает дао. Поэтому «лучший
правитель тот, о котором
народ знает лишь то,
что он существует». По мнению древнекитайского
мудреца, все зло и несчастья в жизни народа
происходят из-за нарушений правителями
естественного закона дао в общественной
жизни. Социальный идеал даосов реакционен
в том смысле, что они связывали с культурой
отход от дао.
Моизм
Третьей крупной философской школой Древнего Китая считается моизм, основанный Мо Ди (Мо-цзы) (479-400 гг. до н.э.). Основным источником изучения взглядов мыслителя является книга «Мо-цзы», составленная на основе записей его учеников.
Центральное место в этическом учении Мо-цзы занимает идея «всеобщей любви» цзяньай, противостоящая конфуцианскому принципу жэнь. Он считал, что смуты и распри в стране произошли оттого, что люди перестали любить друг друга. По его мнению, образцом правителя является небо, благодаря своему человеколюбию. Небо способно «желать» и «не желать», оно обладает волей и способно награждать и наказывать. Небо «желает, чтобы люди помогали друг другу, чтобы сильный помогал слабому, чтобы люди учили друг друга», «чтобы верхи проявляли усердие в управлении страной, чтобы в Поднебесной царил порядок, а низы были усердны в делах».
Отрицая концепцию судьбы, моисты полагали, что ее принятие обессмысливает все человеческие дела. Люди должны собственными усилиями добиваться благополучия, умножать материальные блага. Рассматривая народ как высшую ценность, они отождествляли волю неба и волю народа. Отсюда следовало, что подражая небу, следуя его воле, правители должны любить народ. Правители должны почитать мудрость, подбирать служилых людей не по их знатности и умению льстить им, а по деловым качествам, почтительно слушать, когда им говорят правду. Моисты советовали также критически относится к традиции, выбирая из нее только хорошее. Отвергая конфуцианское пристрастие к традиции, ритуалу, они не фетишизировали и закон. Закон - это подсобное средство управления, поэтому законы должны сообразовываться с волей неба, служить всеобщей любви.
Центральное место в теории Мо-цзы занимает тезис о «трех критериях» (сяньбяо). Философ считал, что суждение об истине и лжи, о пользе и вреде каких-либо деяний нужно сопоставить, во-первых, с «делами мудрых правителей прошлого»; во-вторых, с «действительностью, воспринимаемой глазами и ушами»; в-третьих, «с той пользой, которую эти дела приносят стране, народу». Таким образом, исходным пунктом процесса познания рассматривается опыт, добытый предками и накопленный современниками.
Теория
познания Мо-цзы, как и все его учение,
противоположна взглядам Конфуция. Во-первых,
объектом познания для него является жизнь
гражданского общества, деятельность
людей, занимающихся земледелием, ремеслом
и торговлей, а для Конфуция - зафиксированные
в литературных памятниках традиции прошлого.
Во-вторых, он считал, что в связи с изменением
объективных условий новым социальным
явлениям нужно давать новые «имена» (понятия),
чтобы новому содержанию соответствовала
новая форма. Конфуций же стоял на прямо
противоположных позициях - изменившаяся
действительность должна быть приведена
в соответствие со старой формой, с прежними
«именами». В-третьих, Мо-цзы критически
относился к традициям, используя их лишь
для объяснения новых явлений. Он утверждал,
что из древних традиций нужно использовать
все, что полезно в настоящее время и отбрасывать
то, что устарело. Рациональным элементом
в теории познания Мо-цзы является идея
о решающем значении объективного содержания
«имен», о возможности познания вещей,
о практическом значении знания.
Информация о работе Проблемы человеческого бытия в философии Древнего Востока