Проблемы человеческого бытия в философии Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Цель философской мудрости не в простом удовлетворении интеллектуальной любознательности, а главным образом в достижении лучшей жизни, освещаемой дальновидностью, предвидением, глубокой проницательностью.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………..…стр. 3
2. Становление древневосточной философии и ее особенности.…стр.4
3. Древнеиндийская философия …………………………………....стр. 6
4. Древнекитайская философия ……………………………...……..стр. 12
5. Заключение ………………………………………………..………стр. 16
6. Список использованной литературы …………………..………..стр.17


















1. Введение
Цель философской мудрости не в простом удовлетворении интеллектуальной любознательности, а главным образом в достижении лучшей жизни, освещаемой дальновидностью, предвидением, глубокой проницательностью.
Однако следует иметь в виду, что наличие практических мотивов не ограничивает сферу древневосточной философии только этикой и теологией, как это кажется некоторым западным критикам. Ее сфера столь же обширна, как и любой философии, возникшей на почве теоретических интересов; более того, по своим теоретическим основам некоторые отрасли древневосточной философии, такие, как метафизика, теория познания и логика, не уступают ни одной из философских систем Запада.
Причины, обусловливающие в древневосточной философии преобладание практических мотивов, заключаются в том, что движущей силой каждой системы являются идеи, возникающие из душевной тревоги при виде того зла, которое властвует в этом мире. Философия стремится понять источник этого зла, истинную природу вселенной и смысл человеческой жизни, с тем чтобы отыскать средства для полного уничтожения человеческих страданий.
Склонность ума видеть темные стороны вещей обычно называется пессимизмом. Древневосточную философию часто критикуют как пессимистическую и потому вредную для практической жизни. Так ли это на самом деле, мы рассмотрим в этой работе. Однако уже здесь нужно заметить следующее. Древневосточная философия пессимистична в том смысле, что ее произведения пронизаны чувством неудовлетворенности и беспокойства за существующее положение вещей. Она показывает и со всей решительностью утверждает, что жизнь, протекающая бездумно, является просто игрой слепых инстинктов и мелких неудовлетворенных желаний; такая жизнь неизбежно имеет конец и проходит несчастно. Но ни одна система Индийской и Китайской философии не останавливается на этом представлении жизни как трагедии. Древневосточная философия не ограничивается лишь указанием, и притом безжалостным, на несчастья, от которых мы страдаем вследствие своей близорукости; она вселяет также надежду на избавление от страданий и ищет и предлагает пути для этого. Поэтому пессимизм в древневосточной философии является только начальной, но не конечной стадией учения. Влияние такого пессимизма на жизнь более полезно, чем влияние некритического оптимизма. Каждое из множества учений Древнего Востока по-своему ставит перед собой цель преодоления страданий, как правило, путем совершенствования СЕБЯ. В настоящее время открытости и доступности информационного пространства, каждый человек может выбрать для себя СВОЙ ПУТЬ, руководствуясь различными направлениями самосовершенствования, изложенными в учениях Древнего Востока. Мы наблюдаем в какой-то степени периориентацию взглядов наших сограждан со стороны Западной философии в сторону Восточной – развитие в нашей стране школ йоги, изучение Вед, увлечение фен-шуй свидетельствует о том, что люди готовы к развитию и совершенствованию СЕБЯ как личности, чему и учит Восточная философия. Рассмотрим подробнее ее возникновение, различные ее направления и их отношение к проблемам Бытия.




2. Становление древневосточной философии и ее особенности
В середине I тысячелетия до н.э. одновременно с Грецией возникает философия в Индии и Китае, являющихся очагами древних цивилизаций. На основе экономических, социальных, политических и духовных предпосылок складывалась духовная атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии. Философия возникает как разрешение противоречия между мифологической картиной мира, построенной по законам воображения, и новым знанием и мышлением. Однако философия появляется не непосредственно из мифологии как таковой, а из переходных мировоззренческих форм, которые можно назвать предфилософией. В ней, наряду с мифологическими формами, возникают и функционируют своеобразные «философемы», неразвитые философские формообразования.
Существуют общие закономерности развития древнеиндийской и древнекитайской философии. Во-первых, самосознание древних индийцев и древних китайцев конструируется по типу родовых субстанциально-генетических связей. Род объективирует свое сознание в природе, но себя из нее не выделяет. Такое соотношение природы, человека и сознания в первоначальной или первой индийской и китайской философии реализуется в мировоззренческих концепциях о духовном и телесном единстве человека и природы. Во-вторых, род выступает движущим основанием структурно-функциональных трансформаций родового сознания. Геометрия и стереометрия космического времени, пространства и пластики сознания древних индийцев и китайцев содержат в себе возможность числовой абстракции философской категории, которая затем проявляется в философских учениях. В-третьих, телесно-духовные оппозиции категорий верха и низа предваряют активную познавательную работу мышления во всех сферах возникающей философии. Выбор предфилософского типа фиксации сознания - мифа, ритуала или табу - в качестве исходной