Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Проблема жизни и смерти на протяжении долгого времени интересовала и интересует сейчас как мыслителей и философов, так и людей, которые не имеют ничего общего с философией. Тема «жизнь, смерть, бессмертие человека» относится к числу вечных, всегда нуждается в разработке. Каждое время открывает в ней новые грани. На эту тему размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики.

Содержание

Введение

Происхождение жизни…………………………………………………….4

Философия о смысле жизни, смерти и бессмертии человека…………..6

Проблема жизни, смерти и бессмертия………………………………….13

Жизнь после жизни……………………………………………………….18

Заключение

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 66.55 Кб (Скачать)

  3. "Теперь я не боюсь умереть.  Это не значит, что смерть для  меня желанна или что я хочу  умереть прямо сейчас. Я не  хочу этого, потому что я  полагаю, что должен жить здесь.  Но я не боюсь смерти, потому  что я знаю куда пойти после  того как оставлю этот мир,  так как я уже был там  раньше".

  4. "Последнее, что сказал мне  свет перед тем, как я вернулся  в свое тело обратно к жизни, - было, если выразить это кратко, - "я вернусь к тебе". Он  говорил мне, что сейчас я  буду возвращен обратно к жизни  и буду жить, но будет время,  когда мы с ним снова встретимся, и что тогда я действительно  умру. Так что я знаю, что снова  встречусь с этим светом и  с этим голосом, но я не  могу сказать, когда это произойдет. Я думаю, что это будет очень  похоже на то, что я пережил,  но все будет лучше, так как  я теперь знаю, что меня ожидает и я не буду так смущен как тогда. И все же я не думаю, что мне захочется вернуться туда в ближайшее время. Я хочу еще многое сделать в этом мире". 19

  Как видно из приведенных примеров, основная причина из-за которой смерть перестает быть чем-то устрашающим, заключается в том, что человек, переживший подобный опыт, уже не сомневается в том, что жизнь не прекращается со смертью тела. Причем, для такого человека это уже не абстрактная возможность, а факт из его собственного опыта.

  Раньше  утверждалось, что никому не дано понять и почувствовать момент смерти. Эпикур в одном из своих трудов писал: «Пока мы есть – смерти нет. Когда есть смерть, то нет нас». «Страх смерти превращает человека в животное. Чтобы не уподобиться животному, нужно преодолеть страх смерти».20

  Очень многие люди в момент смерти слышат голоса людей, которые в этот момент находятся рядом с ними. И эти  голоса являются последним связующим  звеном, которое еще удерживает человека в земной жизни. Но как только человек  перестает слышать этот голос, он вступает в область совершенно новых  впечатлений и чувств.

  Однако  раздумывая о смерти, представляя, что  будет с человеческим телом, когда  его опустят в могилу, мы не перестаем  думать о смерти обыденно, применяя житейские мерки к этому явлению. Но смерть – это прекращение существования только телесной сущности. Всякое органическое тело, которое рождается, неизбежно умирает. Русский философ Н. Страхов писал: «Одряхление и смерть есть необходимое следствие органического развития. Ведь если бы какой-нибудь организм мог совершенствоваться бесконечно, то он никогда бы не достиг зрелого возраста; он постоянно был бы только подростком, существом, которое постоянно растет, но которому так и не суждено вырасти. И если бы организм в эпоху своей зрелости стал вдруг неизменным, следовательно, представлял бы только повторяющиеся явления, то в нем прекратилось бы развитие, в нем не происходило бы ничего нового, следовательно, не могло бы быть и жизни. Смерть же вытекает из самого понятия развития. Смерть замечательна своей быстротой. Она быстро низводит организм от состояния деятельности и силы к простому гниению. Как медленно растет и развивается человек – и как быстро, по большей части, он исчезает». 21

  Общеизвестно, что большинство из нас отождествляет  себя со своим телом. Мы признаем, конечно, что у нас существует и разум, но большинству разум представляется чем-то значительно более эфемерным, чем тело. Разум, в конечном счете, может быть ничем иным, как результатом  электрических и химических процессов, происходящих в мозге, который представляет собой часть физического тела. Многие люди просто не могут представить себе возможность существования себя в каком-либо ином состоянии вне физического тела, к которому это "я" привязано. Рассмотрим рассказ, в котором рассматривается случай сверхъестественного пребывания вне тела: "Мне было одиннадцать лет и мы с моим братом работали в Луна-парке. Как-то днем мы решили поплавать. С нами было еще несколько молодых людей. Кто-то предложил: «Давайте переплывем озеро». Я много раз это делал, но на этот раз почему-то стал тонуть почти на самой середине озера. Я барахтался, то опускаясь, то поднимаясь, и, вдруг, я почувствовал, что я нахожусь вдали от своего тела, вдали от всех, как бы сам по себе. Хотя я не двигался, находясь все время на одном уровне, я видел как мое тело, находящееся в воде на расстоянии трех или четырех футов, то опускалось, то поднималось. Я видел свое тело со спины и немного справа. В это же время я чувствовал, что у меня все еще есть какая-то телесная оболочка, хотя я и был вне своего тела. У меня было ощущение легкости, которое почти невозможно описать. Я казался себе двойником".22

  Душа  человека принадлежит высшему плану, она — нечто несравненно большее, чем все её проявления. Её отношение  к своим проявлениям есть отношение  одного измерения к другому; квадрата к линии или куба к квадрату. Никакое количество квадратов не могло бы составить куба, так как  у квадрата только два измерения, тогда как у куба — три. Точно  также никакое количество проявлений на одном из низших планов не в состоянии  исчерпать полноту души, которая  принадлежит совершенно другому  миру. Она вкладывает малую часть себя в физическое тело для того, чтобы добыть опыт, который возможен только на физическом плане; она может пользоваться одновременно только одним таким телом, потому что таков закон; но если бы она могла пользоваться тысячью телами, и тогда они не могли бы выразить в полноте её действительную суть. Она может иметь только одно физическое тело, но если она сумела вызвать в своем друге такую любовь, что друг этот имеет её образ везде перед собой, — в таком случае она может влить в его образ свою собственную жизнь, оживотворив его до степени истинного выражения своей сути на этом высоком плане; последний, как мы знаем, превышает на целых два плана физический мир и поэтому представляет несравненно лучшие условия для выражения душевных качеств.23

  Наиболее  персоналистический и человечный характер носит учение Н. Федорова о воскрешении. Он требует возвращения жизни  всем умершим предкам, не соглашается, чтобы кто-либо из умерших был рассматриваем как средство для грядущего, для торжества каких-либо безличных объектных начал. И речь идет о воскрешении целостного человека. Это не должно быть пассивным ожиданием воскресения мертвых, а активным участием, т.е. воскрешением.24

  В тот момент, когда люди умирали, - иногда это было в самом начале, иногда после других событий, связанных  с умиранием, - они начинали осознавать близкое присутствие других духовных существ. Эти существа очевидно присутствовали рядом с ними с тем, чтобы помочь и облегчить умирающим переход в новое состояние. В двух случаях их присутствие имело целью сообщить умирающим, что время их смерти еще не наступило и что они должны вернуться в свое физическое тело. "Я пережила этот опыт во время родов, которые были очень тяжелыми и я потеряла много крови. Доктор уже потерял надежду вернуть меня к жизни и сказал моим родным, что я умерла. Однако я очень внимательно за всем наблюдала и даже когда я слышала, как доктор говорил это, я чувствовала себя вполне в сознании. В это же время я поняла, что все присутствующие здесь люди, - их было довольно много, - парят под потолком комнаты. Это были все люди, которых я знала в моей жизни, но которые уже умерли. Я узнала свою бабушку и девочку, которых знала когда училась в школе, а также много других родных и знакомых. Это выглядело так, что я видела главным образом их лица и чувствовала их присутствие. Все они выглядели очень приветливыми. Было очень хорошо от того, что они были рядом. Я чувствовала, что они пришли, чтобы защитить или сопровождать меня. Было почти так, как если бы я пришла домой и они были здесь, чтобы встретить и приветствовать меня. Все это время меня не покидало чувство света и радости. Это был прекрасный и славный момент".

  Одна  женщина рассказывала мне, что когда  она покинула свое тело, она обнаружила присутствие рядом с собой  двух других духовных существ, которые  назвали себя ее "духовными помощниками". В двух очень сходных случаях  пациенты рассказвали, что они слышали  голос, который говорил им, что  они еще не умерли и должны будут  вернуться обратно. Так, один из них  рассказывает: "Я слышал голос, но это не был человеческий голос, и  его восприятие находилось за границей физических ощущений. Этот голос говорил  мне, что я должен вернуться обратно, и я не чувствовал страха перед  возвратом в свое физическое тело".25

  Нередко в предсмертном состоянии люди испытывают ощущение движения. Им кажется, что  они движутся с очень большой  скоростью через какое-то темное пространство. Описывают они это пространство по-разному: дымоход, колодец, долина, цилиндр, тоннель, вакуум, пещера, длинный коридор, открытая дверь, дорога, тропа.

  Тема  бессмертия человека заняла свое место  в материалистическом мировоззрении. Материализм, всегда стремившийся понять мир без каких-либо субъективистских в него привнесений, с таких позиций  развивал и данную тему. Однако материалисты античности исповедовали не столько  стихийную диалектику, сколько механицизм, особенно в форме атомизма.

  Идеалистическая система доказательств посмертного  существования личности включает в  себя немало и рациональных доводов. Например, Сократ говорил, что подобно  тому, как сон противоположен бодрствованию  и переходы между ними суть пробуждение  и засыпание, противоположностью жизни  является смерть, а переходом между  ними - умирание и оживление. Поскольку же природа не должна хромать на одну ногу, умирание надо дополнить оживлением. И Сократ заключает: ”Поистине существуют и оживление, и возникновение живых из мертвых. Существуют и души умерших, и добрые между ними испытывают лучшую долю, а дурные - худшую”. Сократ также верит и в переселение душ.26

  Рассмотрим  подробнее верхний и нижний миры. Мир мертвых и мир живых в народном сознании имеют свои постоянные признаки. Это не просто два разных мира – они противоположны друг другу, как противоположны жизнь и смерть, свет и тьма, день и ночь, космос и хаос, белое и черное, правое и левое. Мир живых это мир порядка. В нем есть время и календарь. В потустороннем мире нет ни времени, ни календаря, ни света, ни жизни. Там царит полная тишина – не слышно ни лая собак, крика петухов, людских голосов, звона колоколов. Народные поверья сохранили два типа представлений об «устройстве» потустороннего мира: древние, языческие и более поздние, христианские. Согласно первым, мир делится на две части – мир живых и мир мертвых, не разделенный на рай и ад, то есть обиталище душ и праведных и грешных.

  Христианская  церковь строго осуждает самоубийц  и лишает их надлежащего погребения, поскольку они по своей воле лишили себя дарованной Богом жизни. Но церковь  справедливо не считает виноватым  того, кто погиб в результате несчастного  случая. С точки зрения язычника, смерть в результате самоубийства и  смерть в результате несчастного  случая – это одинаково «неправильная» смерть, потому что и в том, и  в другом случае человек не прожил положенный ему срок жизни, а значит, не может перейти в иной мир  и становится «заложным» покойником, опасным для живых.

  Религий множество и версии о потусторонней  жизни разнообразны. Хотя, будет  ли это райский сад, либо совокупление с неким абсолютом, это уже  не важно. Главное уяснить, что жизнь  после смерти есть.

  По  буддийским понятиям, смерть наступает  не вследствие остановки сердца или  дыхания, а только в тот момент, когда сознание покидает тело.

  Загробная жизнь для христианина - нормальное явление. Это реальность. Согласно христианскому  учению, человек создавался Богом  для жизни не земной, а блаженной, вечной. После грехопадения Бог наказал  род человеческий жизнью земной. На земле человек подвержен различным  скорбям, болезням и смерти. Это Богом  отмеренное испытание, школа, которую  нужно закончить.

  Несмотря  на распространенность идей о жизни  после смерти, далеко не все учёные принимают ее на веру. Так, например, известный врач-реаниматолог Николай Губин предпринял целое научное исследование, опровергающее посвященный этой проблеме труд Р. Моуди. В частности, он считает, что потеря тех пресловутых 60-80 граммов веса, «которые в наукообразных статьях называют весом души, покинувшей после агонии тело», происходит во время агонии и вызвана полным сжиганием АТФ и истощением митохондрий клеток.

  Доктор  Сэм Парниа и его коллеги из Саутгемптонского госпиталя опросили 63 человек, выживших после остановки сердца. Большинство пациентов ничего не помнили о периоде бессознательного состояния. Однако четыре человека рассказали об ощущениях «после смерти». Они испытывали чувство умиротворения и радости, ускорения времени, видели яркий свет, входили в другой мир. Некоторые пациенты говорили о потере ощущения своего тела. Те, кто пережил опыт «посмертного» общения, отмечают значительные изменения в своей личности. И по их собственным оценкам и по мнению окружающих, они становятся гораздо более терпимыми, любящими, альтруистичными. А вот у перенесших клиническую смерть, но опыта «потустороннего» общения не сохранивших, подобных изменений не наблюдается.                                                                                                        

  В данный момент мы не можем точно  сказать, существует ли жизнь после  жизни, но я думаю, что в будущем  человечество разгадает и эту  загадку природы. Как говорил Раймонд Моуди: "Я не стремлюсь «доказать» что есть жизнь после смерти. И я, вообще, не думаю, что такое «доказательство», действительно, возможно."

Информация о работе Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества