Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 20:52, курсовая работа
Проблема жизни и смерти на протяжении долгого времени интересовала и интересует сейчас как мыслителей и философов, так и людей, которые не имеют ничего общего с философией. Тема «жизнь, смерть, бессмертие человека» относится к числу вечных, всегда нуждается в разработке. Каждое время открывает в ней новые грани. На эту тему размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики.
Введение
Происхождение жизни…………………………………………………….4
Философия о смысле жизни, смерти и бессмертии человека…………..6
Проблема жизни, смерти и бессмертия………………………………….13
Жизнь после жизни……………………………………………………….18
Заключение
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ
РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
Институт
государственного управления
Кафедра
философских наук
Специальность:
«Государственное управление и экономика»
КУРСОВАЯ
РАБОТА
на тему: «Проблема жизни и смерти
в
духовном опыте человечества»
Студентка
1-го курса, группа 3:
Ладутько Александра Игоревна
Руководитель
(доктор
философских наук, профессор):
Минск(2011)
Оглавление
Введение
Происхождение жизни…………………………………………………….4
Философия о смысле жизни, смерти и бессмертии человека…………..6
Проблема
жизни, смерти и бессмертия…………
Жизнь после жизни……………………………………………………….18
Заключение
Введение
Мы не можем представить себе жизнь после смерти и
не можем вспомнить жизнь до рождения ...
(Лев
Николаевич Толстой)
Проблема жизни и смерти на протяжении долгого времени интересовала и интересует сейчас как мыслителей и философов, так и людей, которые не имеют ничего общего с философией. Тема «жизнь, смерть, бессмертие человека» относится к числу вечных, всегда нуждается в разработке. Каждое время открывает в ней новые грани. На эту тему размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики. Вряд ли найдётся взрослый человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия. Вопросы: «Что такое жизнь? Существует ли жизнь после смерти? Способен ли человек предотвратить смерть и стать бессмертным?» являются актуальными и в наше время. Мудрецы, в свою очередь, использовали различные средства для поиска ответов на вопросы о жизни, смерти и бессмертии человека. Проблема жизни и смерти изучалась очень глубоко. И методика решения данной проблемы у философов сильно отличалась. Гейне считал, что проблема смысла жизни стала «проклятым» вопросом философии и истории. С этим мнением трудно не согласиться.
Для того, чтобы попытаться разобраться в этой проблеме, надо понимать, что такое жизнь, смерть и бессмертие. Существует много определений данных понятий. Вот некоторые из них: Жизнь — активная форма существования материи, в некотором смысле высшая по сравнению с её физической и химической формами существования. Также под словом «жизнь» понимают период существования отдельно взятого организма от момента возникновения до его смерти. Смерть (гибель) — прекращение, остановка жизнедеятельности организма. Бессмертие — жизнь в физической или духовной форме, не прекращающаяся неопределённо (или сколь угодно) долгое время.
Если
обратить внимание на определение понятия
«бессмертие», то можно отметить то,
что бессмертие есть жизнь, как бы
это странно не звучало. Отдельный
предмет религиозно-
Для меня, как и для любого мыслящего человека, данная тема является в некотором смысле загадкой, отгадка на которую спрятана настолько глубоко, что докопаться до истины очень трудно. Смысл жизни во многом состоит в том, чтобы делать ее бессмертной. Стремление к бессмертию осуществляется в форме его делания. Делание бессмертия как раз и выражает процесс движения, приближения к нему. Это движение осуществляется благодаря нашим сознательным усилиям, действиям — любви, заботе о потомстве, творчеству, борьбе за продление жизни. А эти действия свойственны для каждого из нас, а значит, проблема жизни и смерти очень актуальна.
Если говорить о смерти, то даже одно это слово вызывает у людей страх и смятение. Человек − единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом размышления. Но неизбежность собственной смерти воспринимается человеком отнюдь не как отвлеченная истина, а вызывает сильнейшее эмоциональные потрясения, затрагивает самые глубины его внутреннего мира. Но, размышляя об этом, начинаешь понимать, что смерть, пожалуй, единственное, перед чем все равны, что стирает неравенство, на котором основана земная жизнь. Жизнь благородна только потому, что в ней есть смерть, есть конец, свидетельствующий о том, что человек предназначен к другой, высшей жизни. Платон учил, что философия есть не что иное, как приготовление к смерти. Но беда лишь в том, что философия сама по себе не знает, как нужно умереть и как победить смерть.
В
своей работе я попыталась рассмотреть
проблему жизни, смерти, бессмертия во
всех аспектах. Реализация данной цели
исследования связана с решением
таких задач, как осмысление данной
проблемы, рассмотрение её с использование
научных и вненаучных интерпретаций.
Также я постаралась привести
основные философские категории, без
которых рассуждения на подобную
тему невозможны, их толкование, прошедшее
через призму моего мировоззрения.
Здесь же собран основной материал
по философским аспектам смерти и
бессмертия, мои размышления на сходную
тематику.
Происхождение
жизни
Для того, чтобы разобраться в проблеме жизни и смерти, надо для начала рассмотреть происхождение самой жизни. Издавна людей интересовали вопросы: Что такое жизнь? Каково её происхождение? Это было выражено во многих трудах, в том числе и мифах разных народов. По некоторым древним сказаниям, человек был создан из глины или земли, из дерева или бесформенных живых существ. То же утверждал в системе своей материалистической философии Демокрит.
Вопрос о происхождение жизни
на Земле принадлежит к
числу наиболее сложных
Диалектический материализм утверждает, что возникновение жизни представляет собой результат длительного процесса развития материи. Возникшие таким образом организмы в дальнейшем развивались, и древнейшие из них совершенно не сходны с современными.
С распространением христианства в европейских странах стало общепринятым библейское сказание о создании жизни на земле Богом. Библейская мифология отрезала пути всякому исследованию действительных причин возникновения мира, и средневековым мыслителям осталось лишь “выяснять” какова продолжительность жизни Адама, “уточнять” на каком языке он разговаривал с Евой и т.п. Правда, у некоторых отцов церкви наблюдается примирение библейских сказаний с представлениями древних мыслителей 1 .
По современным данным, Земля является единственной планетой солнечной системы, на которой существует органическая жизнь. Очевидно, что жизнь не возникла внезапно, а ей предшествовало стадия предбиологических процессов, которая, по мнению исследователей, совпадала со стадией формирования уникальной внешней оболочки Земли, включающей поверхность литосферы (кору), гидросферу и атмосферу.
«М. М. Камшилов выделил четыре основных этапа эволюции:
1) биохимическая эволюция, начавшаяся примерно 3 млрд. лет назад и закончившаяся к кембрию; 2) морфофизиологический прогресс, осуществляемый на протяжении 500 млн. лет до настоящего времени: 3) эволюция психики, начавшаяся около 250 млн. лет назад с момента появления насекомых; 4) эволюция сознания, связанная с возникновением и развитием человеческого общества на протяжении последних 500 тыс. лет. В этой связи он намечает и выделение этапов эволюции биосферы. Первый этап — возникновение биотического круговорота, означавшего формирование биосферы. Второй этап — усложнение жизни на планете, обусловленное появлением многоклеточных организмов. Третий этап — формирование человеческого общества, оказывающего своей хозяйственно-экономической деятельностью все большее влияние на эволюцию биосферы (ноосфера).
Попытки выделить основные этапы эволюции биосферы заслуживают внимания уже тем, что ставят эту проблему в качестве одной из важных задач современной эволюционной теории.
Жизнь представляет собой особую форму существования и движения материи с двумя характерными признаками: самовоспроизведением и регулируемым обменом веществ с окружающей средой. Все современные гипотезы происхождения жизни и попытки ее моделирования «в пробирке» исходят из этих двух фундаментальных свойств живой материи. Экспериментально удалось установить основные этапы, по которым могла возникать жизнь на Земле: синтез простых органических соединений, синтез полимеров, близких к нуклеиновым кислотам и белкам, образование первичных живых организмов (протобионтов). Собственно биологическая эволюция начинается с образования клеточной организации и в дальнейшем идет по пути совершенствования строения и функций клетки, образования многоклеточной организации, разделения живого на царства растений, животных, грибов с последующей их дифференциацией на виды.
И все же, как ни была бы сомнительна любая
из теорий о развитии жизни на земле, каждая
теория имеет право на существование,
раз имеет сторонников. Но человечество
не остановится на этом - оно будет искать
единственно правильную теорию, даже если
нужно будет разрушить то, что есть. Человечество
поставило перед собой загадку, теперь
появилась проблема на нее ответить»2
Философия о смысле жизни, смерти и бессмертии человека
Осознание того, что человек живет лишь один раз и смерть неизбежна, со всей остротой выдвигает перед людьми вопрос о смысле жизни. Проблема смысла жизни важна для каждого человека.
Безусловно, правы многие современные философы, утверждая, что выбор смысла жизни зависит от многих факторов — объективных и субъективных. К объективным факторам следует отнести социально-экономические условия, сложившиеся в обществе, функционирующую в нем политико-правовую систему, господствующее в нем мировоззрение, сложившийся политический режим, состояние войны и мира и т. д. Значительную роль в выборе смысла жизни играют и субъективные качества личности — воля, характер, рассудительность, практичность и т. д.
В
античной философии наблюдаются
различные решения данного
Такое же многообразие точек зрения наблюдается и на других этапах развития европейской философии. Кант видел смысл жизни в следовании принципам нравственного долга, Фейербах — в стремлении к счастью на основе всеобщей любви людей друг к другу, Маркс — в борьбе за коммунизм, Ницше — в «воле к власти», английские философы XIX века Бентам, Милль — в достижении выгоды, пользы, успеха.
Древние египтяне рассматривали земное существование как подготовку к загробной жизни. Древние японцы считали, что человек после смерти продолжает жить в своих потомках. Трагическое отношение к смерти характерно для таких религий как буддизм, зароастризм (Иран), иудаизм, доасизм (Китай). Религиозно-философские движения в Древней Греции (VII — VI в. до н. э.) также драматически относились к смерти. В классический период древнегреческой философии были предприняты попытки преодоления страха смерти. Платон создал учение о человеке, состоящем из двух частей, — бессмертной души и смертного тела. Смерть, согласно этому учению, есть процесс отделения души от тела, ее освобождение из «темницы», где она пребывает в земной жизни. Тело, по мнению Платона, в результате смерти превращается в прах и тлен. Это учение в преобразованном виде впоследствии было воспринято христианством.
Иное понимание смерти характерно для философии Эпикура и стоицизма. Стоики, стремясь облегчить страх перед смертью, говорили о ее всеобщности и естественности, ибо все вещи имеют конец. Эпикур же считал, что смерти не надо бояться, ибо пока мы живы, ее еще нет, а когда она приходит — нас уже нет.
Информация о работе Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества