Проблема сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:10, реферат

Описание работы

Рассмотрение проблемы сознания чрезвычайно актуально, это связано с методом этого феномена в жизни общества:
1. Сознание отличает человека от всего другого в мире.
2. Не поняв сущности сознания нельзя понять природу человека и
творимого им мира.
3. Через сознание открывается путь в духовный мир человека, его
психику.

Содержание

1. Введение………………………………………………………….3
2. Истоки сознания……………………………………………….....
3. Сущность, структура, функции сознания………………………
4. Основные подходы к проблеме сознания в философии………
5. Главные точки зрения на вопрос о происхождении сознания..
6. Заключение………………………………………………………
7. Список литературы……………………………………………...

Работа содержит 1 файл

Проблема сознания.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

    умеренный материализм – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) – точка, зрения, наиболее распространенная в российской философии. 
 
 
 

Главные точки зрения на вопрос о происхождении сознания 

    Три главные точки зрения на вопрос о  происхождении сознания: божественное, присуще всей живой природе, присуще  только человеку.

Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные  точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа:

    сознание  имеет космическое (либо божественное) происхождение;

    сознание  присуще всем живым организмам;

    сознание  – свойство исключительно человеческое.

    Согласно  космической (божественной) точке зрения сознание су4ществует само по себе, независимо от его материальных носителей – живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант – из разума Бога), едино неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.

    Существуют  теории происхождения сознания, близкие  к космической (божественной) точке  зрения:

  • теория монад (монадология) – первоначально выдвинута Лейбницем, развита Даниилом Андреевым, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад – первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;
  • теория Шардена, согласно которой сознание – надчеловеческая сущность, «внутренняя сторона», «мозг» материи;
  • теория Толбета, согласно которой Вселенная – гигантский разум, сознание – результат взаимодействия полей, которые образуют материю;
 
  • теория  психосферы Рейзера, согласно которой  Галактика – громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом;
  • теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность – свойство матери.

    Основная  идея другой, «биологической» точки зрения: сознание – порождение живой природы и присуще всем живым организмам.

    Сторонники  данной точки зрения обосновывают ее тем, что:

    • жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;
    • инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;
    • животное в течении жизни накапливает и умело использует опыт;
    • многие действия, совершаемые животными (особенно высшим – кошачьими, собачьими, приматами и др.) сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;
    • животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т.д.

    Согласно  «человеческой» точке зрения сознание – продукт исключительно человеческого  мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а  инстинктами.

    Данная  точка зрения была особенно распространена с середины XIX в. до середины ХХ в. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта, животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой «социальной» организации с разделением ролей.

    Правильнее, вероятно, считать, что сознание в  различной степени присуще живой природе в целом (в частности, высшим животным), а самый высокий уровень сознания имеет человек.  

Вывод: 

 Исходя из всего вышеуказанного можно констатировать, что сознание формируется в результате естественно-исторической эволюции материи и ее всеобщего, атрибутивного свойства – отражения. В процессе эволюционного развития материя, все больше усложняясь в своей структурной организации, порождает такой субстрат, как мозг. Вне мозга, способного вырабатывать информацию не только для приспособления к действительности, но и к ее преобразованию, сознание не возникает. Следовательно, в появлении развитого головного мозга, психической формы отражения и состоит основной результат эволюции дочеловеческих форм отражения.

•  Сознание – идеальное явление, функция, особое свойство, продукт высокоорганизованного материального субстрата – человеческого мозга, мыслящей материи.

•  Сознание – идеальный образ, снимок, копия, отражение в мозгу субъекта материального объекта.

•  Сознание обладает творческой активностью, проявляющейся в относительной самостоятельности его функционирования и развития и обратном воздействии на материальный мир.

•  Сознание - продукт общественно-исторического развития, вне общества оно не возникает и не может существовать.

•  Сознание как идеальное отражение материального мира не существует без языка как материальной формы своего выражения.  
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Смирнов  И.Н., Титов В.Ф. Философия. М. 1997.
  2. Философский словарь. М. 1996.
  3. Учебник. Кабанов П.Г. Философия
  4. Андрейченко Г., Грачева В. Философия. Учебник
  5. И.Т. Фролов. Введение в философию: учебное пособие для ВУЗов

Информация о работе Проблема сознания