Проблема сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:10, реферат

Описание работы

Рассмотрение проблемы сознания чрезвычайно актуально, это связано с методом этого феномена в жизни общества:
1. Сознание отличает человека от всего другого в мире.
2. Не поняв сущности сознания нельзя понять природу человека и
творимого им мира.
3. Через сознание открывается путь в духовный мир человека, его
психику.

Содержание

1. Введение………………………………………………………….3
2. Истоки сознания……………………………………………….....
3. Сущность, структура, функции сознания………………………
4. Основные подходы к проблеме сознания в философии………
5. Главные точки зрения на вопрос о происхождении сознания..
6. Заключение………………………………………………………
7. Список литературы……………………………………………...

Работа содержит 1 файл

Проблема сознания.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

ФГОУ ВПО «Пермский  государственный институт искусства  и культуры»

                       Факультет культурологии 
 
 
 
 
 
 

Проблема  сознания 
 
 
 
 
 

                  Контрольная работа  
                  по философии

                  студентки гр. ЗМТ-21б

                  Преподаватель: Лобанов С.Д. 
                   
                   
                   
                   
                   

Пермь 2010 
 

Содержание 

  1. Введение………………………………………………………….3
  2. Истоки сознания……………………………………………….....
  3. Сущность, структура, функции сознания………………………
  4. Основные подходы к проблеме сознания в философии………
  5. Главные точки зрения на вопрос о происхождении сознания..
  6. Заключение……………………………………………………
  7. Список литературы……………………………………………...
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    В XIX веке Артур Шопенгауэр назвал сознание «загвоздкой Вселенной», намекая  на то, что тайна сознания остается самым темным местом во всем корпусе (собрании) человеческого знания. В XX веке философия сознания становится одним из самых популярных направлений исследований, ежегодно по этой теме выходит огромное количество литературы. Современный американский философ Ричард Рорти даже заявил, что по его мнению, философия сознания сегодня является единственной действительно полезной философской дисциплиной.

    Сознание  является одной из традиционных вечных философских загадок. Постоянное воспроизводство  ее в истории культуры, философии  и науки свидетельствует не только о существовании теоретических  и методических затруднений в ее решении, но и о непроходящем практическом интересе к сущности этого феномена, механизму его развития и функционирования. В самом общем виде «сознание» является одним из наиболее общих философских понятий, обозначающих субъективную реальность, связанную с деятельностью мозга и его продуктами: мыслями, чувствами, идеями, предрассудками, научными и вненаучными знаниями. Без выяснения места и роли этой реальности невозможно создание ни философской, ни научной картины мира. В разные исторические периоды складывались неодинаковые представления о сознании, накапливались естественнонаучные знания, изменялись теоретико-методологические основания анализа. Современная наука, используя достижения НТР, значительно продвинулась в исследовании природы субстратной основы сознания, но одновременно выявила новые аспекты сознательной деятельности человека, требующие принципиально иных теоретико-методологических подходов философского анализа.  
 

    Каждый  из вас обладает сознанием, но мало кто может сказать что такое сознание. Это подтверждает то, что проблема сознания - одна из самых трудных и загадочных. Познать  его  очень  трудно,  поскольку  сознание  не

существует как  отдельный   предмет  или  вещь,  но  оно  непременно присутствует в каждом моменте жизни.

    Представления о сознании весьма различны, зависят от жизненного опыта людей, их культуры,  религиозной  и  общественной  ориентации. Многогранность сознания сделало его предметом  изучения  множества

наук: философии, психологии, биофизики,  информатике,  кибернетике,

юриспруденции, психиатрии. Благодаря объективной  своей многочисленности сознание с  большим трудом поддается системному определению, вот почему нам  приходится оговаривать каждое  из  определений  его  специальным  назначением.

    Рассмотрение  проблемы  сознания  чрезвычайно  актуально,   это связано с методом этого феномена в жизни общества:

      1. Сознание отличает человека  от всего другого в мире.

      2. Не  поняв  сущности  сознания  нельзя  понять  природу  человека  и

         творимого им мира.

      3. Через сознание  открывается   путь  в  духовный  мир   человека,  его

         психику.

Рассмотрим три  вопроса:

  1. Истоки сознания.
  2. Сущность, структура, функции сознания.
  3. Сознание и культура.
 
 
 
 
 
 

Истоки  сознания 

    Вопрос  о сознании уже свыше двух тысяч лет обсуждается религиозными мыслителями, философами, физиологами, психологами и психоаналитиками. Впервые древнегреческий анатом и врач Алкмеон из Кротона высказал предположение, что наш мозг является центральным органом психики, нашего мышления и сознания, еще в VI в. до Р.Х. Но хотя в прошлые века было выдвинуто немало заслуживающих внимание философских догадок и предположений, материальная основа человеческой психики и сознания вплоть до недавнего времени оставалась малоизученной.

    Традиционно считается, что заслуга целостной постановки проблемы сознания, а точнее проблемы идеального, принадлежит Платону. До Платона такой проблемы не существовало. Носителем мыслей и чувств человека считалась душа, которая сводилась к первооснове всего мира. Атомисты (Демокрит) рассматривают душу как образование, состоящее из особых округлых атомов и пустоты, т.е. как особое материальное образование. Развивая идеи Сократа о прирожденности истинного знания душе до воплощения ее в человеческое тело, Платон впервые выделяет идеальное как особую сущность, не совпадающую и противоположную чувственному, предметному, материальному миру вещей. В аллегорическом образе узников в пещере Платон объясняет самостоятельное существование мира идей (реального мира), определяющего существование мира вещей как отблеска, тени первичного мира. Эта концепция расчленения мира на 2 части (мир идей и мир вещей) оказалась решающей для всей последующей философской культуры Европы, в отличие от восточной традиции.  
 
 
 
 

Средневековье. Проблема сознания как проблема духа. Сознание - не только знание о внешнем мире, но и о собственном духовном опыте. В С.В. мнение: Бог, наделив человека сознанием, обрек его на страдания, т.е. благодаря сознанию человек понимает свою разорванность между материальным бытием и царством божьим. Сущность сознания: противостояние настоящему, прошлому и будущему. Земной мир вечен, неземной–нет, там нет времени. Мы мыслим т.к. соотносим время. Мышление Бога можно соотнести с интуицией.                                                                                   Новое время. Решалась постепенным отрешением от Бога. Не Бог, а человек как начало всего. В мире нет ничего кроме человека, что дало бы возможность ему реализовать самого себя. Человек сам творит свой мир. Точку отсчета нужно искать в человеке. Проблема самосознания. Философия Нового времени признавала сознание только как интеллектуальную деятельность человека. Религиозные и мистические компоненты были утеряны, восторжествовала логика.                                                                    XX век. Сознание индивида – функция надындивидуального опыта, знания сознания. Бытие определяет сознание. Сознание определяется реалиями общественной жизни. Сознание индивида определяет уровни социально–культурного развития общества. Индивидуальное сознание детерминировано. Маркс показал половину правды.                                                                   Фрейд  определял сознание биологическими особенностями человека, разработал структуру из трех частей: «Я» – эго, суперэго, оно. Различие подходов Маркса и Фрейда: сознание детерминировано у обоих, но Фрейд не связывал сознание человека с общественными изменениями, сознание определялось психологическими и биологическими потребностями человека. Маркс: «Человек должен осознать себя представителем того или иного класса». Фрейд: «Необходимо осознать инстинкты, бессознательное, чтобы стать свободным (психоанализ)».             
 

    Сущность, структура, функции  сознания 

    Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.

    Поскольку  сознание  –  есть  свойство  материи, отраженный мир, то         возникает вопрос – как этот  мир существует  в сознании? А.Г.Спиркин определяет сознание как идеальное отражение действительности превращения объективного  содержания  предмета  субъективное содержание духовной  жизни.  Сознание  –  субъективный образ мира, соответствующий  характеру  и  содержанию  деятельности субъекта. Образ предмета – это идеальная форма  бытия  предмета  «в голове» человека. Это не  означает,  что  в  голове  есть  реальные  признаки как такового (мыслимый огонь не жжет наш мозг, образ снега не делает его холодным), но содержит эти реальные признаки (жар и холод)  как образ.  В идеальной форме предмет лишается  своего материального субстрата (носителя). Эта  форма,  которая  заменяет любой материальный субстрат, сохраняет свойства, качества,  сущность вещей и их связи. 
 

    Условие  идеального  образа   мира   является   физиологические

материальные  процессы,  совершающиеся  в  мозгу и теле  человека.

Поэтому  материальной  основой  психики  человека    являются

нейрофизиологические  процессы  в мозгу.  От  уровня  структурной

организации мозга  зависит уровень его отражательных  способностей.

Однако, сознание являясь результатом  развития  и  деятельности

(функции) высокоорганизованной  материи центральной  характеристикой

своей сущности имеет нематериальность, а идеальность. В коре  мозга

нейрохирург видит  не  яркие  мысли,  а  серое  вещество.  Идеальное

противоположно  материальному. Бытие идеального носит функциональный

характер и  выступает как образ предмета и ценностное суждение,  как

цель и план деятельности и т.д.

            Сознание, являясь идеальным существует  только  в  материальной

форме своего выражения  – языке. Сознание и язык одновременно  едины и не различаются. Нет  языка  без  мышления,  мышления  –  без  языка.

        Однако, структура мышления и структура языка различны. Ведь законы

        мышления едины для всех, а язык национален. Человек  как  деятель,

       производит  мир и самого  себя.  Вся его жизнь возможна,   как

        социальная совместная деятельность. А  для   такого  способа  жизни

        необходим  язык.  Он  и  возникает   как   средство   человеческой

        деятельности, общения, управления, познания и самопознания.

        Для реализации познания,  его передачи  и общение человеку

        необходимо слово, речь. Осуществляя речевую деятельность  человек

        мыслит, мысля, оформляет мысль в  слове.  Но  нельзя  отождествлять

        речь и мышление. Говорить - не  значит  мыслить ,  но  мыслить -

        значит оттачивать мысль в слове. 
 
 
 

            Таким образом, речь,  как и орудия труда, это важнейший фактор

        формирования сознания  человека  и его мира.  А Язык  -  есть

       символическое выражение в звуке и письме психической жизни человека.

      Наряду с естественными есть и  искусственные  языки,  созданные

 человеком  для  решения  определенных  задач.  Это  языки  науки,

 машинные языки,  жаргоны эсперанто.  Особо значительную  роль  в

 условиях научно-технической революции стали играть  формализованные

 и  машинные  языки.  Формализованный   язык - это   логические   и

 математические исчисления, в  которых  используются  математические

 знаки и формулы. Формализованные языки машинизируются. Знаки в силу

 их материального характера удобны  для  машинной  обработки,  для

 развития технических систем связи. Такого рода языки есть ступеньки

 к информационной цивилизации.

      Еще раз отметим, что идеальное - главнейший признак сознания,

  обусловленный  социальной   природой   человека.   Идеальное   есть

  характерный  для   взаимодействия   субъекта   и   объекта   способ

  воспроизведения целостных характеристик объективной   реальности

  посредством репрезентантов  этой  реальности.  Оно начинается  с

предметно-чувственных   репрезентантов   (объекта   или   знака),  сопряженной  с  объектом  схемы  практического   или   умственного

Информация о работе Проблема сознания