Проблема сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:10, реферат

Описание работы

Рассмотрение проблемы сознания чрезвычайно актуально, это связано с методом этого феномена в жизни общества:
1. Сознание отличает человека от всего другого в мире.
2. Не поняв сущности сознания нельзя понять природу человека и
творимого им мира.
3. Через сознание открывается путь в духовный мир человека, его
психику.

Содержание

1. Введение………………………………………………………….3
2. Истоки сознания……………………………………………….....
3. Сущность, структура, функции сознания………………………
4. Основные подходы к проблеме сознания в философии………
5. Главные точки зрения на вопрос о происхождении сознания..
6. Заключение………………………………………………………
7. Список литературы……………………………………………...

Работа содержит 1 файл

Проблема сознания.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

  действия; и завершается материальным  и  субъективным  образом,

  реализующим способность человека с помощью мозга  воспроизводить  в

  сознании образ класса вещей, стоящих за этим объектом.

      Сознание выступает  в  качестве  интеллектуальной  деятельности

  субъекта поскольку человек помимо активного отражения  -  связывает

  новые  впечатления  с  прежним   опытом,   эмоционально   оценивает

  действительность, обеспечивает внешний мир. 
 
 

    Первая  его характеристика дана уже в  самом его наименовании: сознание. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление.

    Вторая  характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «Я» человека и его «не-Я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различие. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т.е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом. Отделение «Я» от «не-Я» - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

    Третья  характеристика сознания - обеспечение  целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий, и вносятся в него необходимые коррективы и т.д. Всякое нарушение, в результате болезни или по каким-то иным причинам, возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.

    Наконец, четвертая характеристика сознания - включение в его состав определенного  отношения. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и, прежде всего, общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. 

      И здесь, как и во многих  других случаях, патология помогает  лучше понять сущность нормального  сознания. При некоторых душевных  заболеваниях нарушение сознания  характеризуется именно расстройством  в сфере чувств и отношений:  больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т.д.

Структуру сознания можно представить как:

1. Сфера  телесно-перцептивных  способностей знания получаемого  на  их основе ощущения,  восприятия,  конкретные  представления,  с  помощью  которого человек получает первичную чувственную информацию. Главная цель полезность и целесообразность бытия тела человека

2. Сфера логико-понятийных компонентов сознания связана  с мышлением, которое  выходит  за  пределы  чувственного  данного  в  сущностные уровни объектов.  Это сфера понятий,  суждений,  умозаключений, доказательств. Главной целью этой сферы сознания является истина.

    У разных людей - разная степень сознания:  от  самого  общего,

мимолетного  контроля   над  потоком  мыслей  о  внешнем  мире,  до

углубленных размышлений  над собой. К самосознанию  человек  приходит  только  через  социализацию. Человек осознает себя через осознание собственной  деятельности,  в процессе самосознания человек становится личностью и осознает  себя как  личность.  Такое  представление  самосознания  как   внутренне положенное в сознании свидетельствует о рефлексивной функции его по отношению к сознанию.

    Исходя  из рассмотренного представления сознания можно  выделить

функции сознания:

  • Познавательная
  • Прогноза, предвидения, целепологания
  • Доказательства истинности знания
  • Ценностная
  • Коммуникативная
 
  • Регулятивная

    В философии сложились и сохраняют  свое значение в современной культуре следующие концепции сознания.

•  Объективно-идеалистическая интерпретация сознания как сверхчеловеческой, надличностной, в конечном счете трансцендентальной идеи (мир идей у Платона; абсолютная идея у Гегеля; Бог у теологов; инопланетный разум у уфологов), лежащей в основе всех форм земного бытия. Человеческое сознание есть частица, продукт или инобытие мирового разума.

•  Субъективно-идеалистические системы рассматривают сознание человека как самодостаточную сущность, содержащую картину самой себя и являющейся субстанцией материального мира (Р.Декарт, Дж. Беркли).

•  Гилозоизм (овеществленная жизнь) утверждает, что вся материя мыслит, сознание является атрибутивным свойством всего материального мира. С точки зрения гилозоизма, вся материя одушевлена или, по крайней мере, обладает предпосылками к мышлению. Эта концепция восходит к ранним учениям милетской школы, ее элементы содержатся в учениях Аристотеля, Дж. Бруно, Б.Спинозы.

    Данные  современной науки об элементах  рассудочной деятельности животных, успехи физиологии в диагностике  заболеваний центральной нервной  системы, достижения кибернетики в создании «мыслящих машин» возрождают идеи гилозоизма и психофизиологического параллелизма,

согласно которому и психическое, и физиологическое  есть две самостоятельные сущности, исследование которых должно вестись  через собственную субстанциональность.

•  Вульгарный материализм как редукционистское отождествление сознания с вещественными образованиями в мозгу человека. Сознание имеет чисто материальный характер, оно результат функционирования определенных частей или образований мозга. Отрицание качественной специфики сознания,  

мышления человека своими истоками уходит в античную культуру и особенно ярко проявилось в античном атомизме, но особую популярность материализация сознания получила в  конце XVIII – начале XIX века в связи  с распространением идеи дарвинизма. Наиболее видные его представители К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт, пропагандируя достижения науки середины XIX века, огрубляли, упрощали сложнейшую философскую и психофизическую проблему, проблему соотношения материи и сознания. В XX веке, в связи с успехами решения технических задач конструирования искусственного интеллекта, философскими дискуссиями по поводу проблемы «может ли машина мыслить?», исследованиями, обнаружившими непосредственную взаимосвязь между содержательной стороной мышления и структурой протекающих в мозгу процессов, вновь актуализировались идеи характеристики мышления как атрибута материального субстрата.

•  Социологизация сознания. Сознание ставится в абсолютную зависимость от внешней, в том числе и социальной среды. У истоков этих идей стоит Дж. Локк и его последователи, французские материалисты XVIII века, считающие, что человек рождается с душой, сознанием, как чистый лист бумаги. Критикуя концепцию «врожденных идей» Декарта, они считали, что содержание идей, понятий, при помощи которых человек анализирует данные органов чувств об отдельных свойствах вещей, формирует общество, воспитание. Зачатки этой концепции можно обнаружить уже у Аристотеля, ставящего формирование способностей, добродетелей человека в

зависимость от потребностей общества, интересов государства – полиса. В этих идеях отрицается индивидуальность мышления человека, зависимость способностей мыслящего индивида от особенностей строения и функционирования его центральной нервной системы.

•  Диалектический материализм подходит к изучению сознания как сложному, внутренне противоречивому феномену единства материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального.  

Опираясь на достижения классической и современной  науки, диалектико-материалистическая концепция сознания вскрывает сущностные черты и особенности человеческого сознания.

    Все шесть рассмотренных концепций  содержат в себе долю истины в понимании  природы сознания, имеют своих  сторонников, достоинства и ограниченности, отвечают на одни вопросы, но не дают ответов на другие и потому имеют равные права на существование в рамках философского знания. В неклассической и постнеклассической философии складывается парадоксальная ситуация: в теоретическом отношении вопрос о специфике сознания и, следовательно, о философском статусе феномена сознания

ставится под  сомнение, а практическое изучение сознания объективными, в том числе  научными, методами активизируется, что  свидетельствует о непреходящем значении и значимости человеческого  мышления. На протяжении всего XX века одни участники в спорах о природе сознания воспроизводят идеи об ирреальности, трансцендентности сознания, а другие сводят сознание к языку, поведению, к нейрофизиологическим процессам, отрицая специфику и особую, свойственную самому сознанию структуру и сущность.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные  подходы к проблеме сознания в философии

    Основные  подходы к проблеме сознания в  философии – физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умеренный (классический материализм).

В целом в  философии существует несколько подходов к проблеме сознания:

    • физикализм;
    • солипсизм;
    • объективный идеализм;
    • умеренный материализм.

    Физикализм  – крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельный субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Данная точка зрения основана на множестве естественно-научных достижений, и, в частности, на следующих фактах:

    головной  мозг человека действительно является сложнейшим «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи;

    сознание  конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг – биологический  орган;

    человечество  получило возможность создавать  искусственный интеллект, носителем  которого является машина (компьютер) – материальный объект;

    медикаментозное влияние на организм человека может  отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ).

    Единственная  проблема, на которую наталкиваются (и зачастую при этом разрушаются) логические доводы физикалистов, - это идеальность сознания:

    образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик  – массы, запаха, четких размеров, формы;

    сознание  может «господствовать» над образами – увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»; 
 

    никому  со стороны не удавалось «увидеть»  сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое  вещество под микроскопом – нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека).

    Тем не менее физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен. Его ответвления являются:

    «теория тождества» (Д. Амстронг, Дж. Смарт) –  отождествляет духовные процессы с  другими телесными процессами –  кровообращением, дыханием, мозговыми  процессами);

    теория  «элиминации» (Ф. Фейербенд) – пытается доказать то, что само понятие «дух», «духовное» - устаревшее и ненаучное, предрассудок (сродни тому, что болезни вызываются ведьмами);

    теории  вульгарных материалистов (например, утверждение  Фохта о том, что «мозг выделяет мысль, как печень – желчь»).

    Солипсизм – другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (субъективный идеализм – Беркли, Юм, Фихте и др.).

    Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся):

    объективный идеализм – признает наличие как  сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового  сознания»;

Информация о работе Проблема сознания