Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 17:42, реферат
Сущность языка обнаруживает себя в его функциях. Прежде всего, язык выступает как средство общения, передачи мыслей, выполняет коммуникативную функцию.
Часть I. Взгляды философов
Понятие и сущность сознания
Сознательное и бессознательное
Сознание и мышление
Сознание и память
Сознание и язык
Часть II. Определения и критика
Понятие и сущность сознания
Сознательное и бессознательное
Сознание и мышление
Сознание и память
Сознание и язык
Список использованной литературы
За всю историю
философии не возникало сколько-нибудь
серьезных разногласий по вопросу
о сущности и назначении памяти.
Начиная с античности, все философы
единогласно признавали память фундаментом,
на котором зиждется мышление, и
без которого не были бы возможны ни
обобщение (за отсутствием накопляющихся
впечатлений) , ни рассуждение (ибо невозможно
построить простейшее рассуждение
без наличия постулатов или иных
исходных данных) , ни умозаключения. Однако
в философии Нового времени возник
вопрос о способе хранения информации
в памяти (см. комментарии к цитатам
Дидро, Гельвеция и де Кондильяка
в части 1) - образуют ли упорядоченные
по силе ощущения хронологическую
Мне кажется, что
единственно правильной можно считать
вторую точку зрения. В самом деле,
Эммануил Кант не случайно выбрал время
как первую из априорных категорий.
Действительно, возьмем в качестве
субъекта “статую” де Кондильяка. Рассуждая
о ее восприятии, он приходит к очевиднейшему
логическому противоречию: статуя не
имеет понятия о времени, но, между
тем, он говорит о том, что она
видит разницу между ощущением,
которое длится в данный момент и
которое уже было - каким же образом,
не имея идеи времени, можно отличить
настоящее от прошлого? Хотя нам, с
детства воспитанным с идеей
времени как четвертого измерения,
очень трудно себе это представить.
Мой вывод: память, основанная на хронологическом упорядочении ощущений, является основой мышления, а, следовательно, сознания, подтверждение чему можно найти в трудах многих философов.
Сознание и язык
Язык - это знаковая
система любой физической природы,
выполняющая познавательную и коммуникативную
функции в процессе человеческой
деятельности. Язык является формой существования
и проявления мышления и в то же
время играет значительную роль в
формировании сознания.
Проблема языка
сравнительно недавно появилась
в философии, но исследователи уже
разошлись во мнениях по поводу его
сущности. Первая позиция, сформулированная
еще Гегелем, заключается в понимании
языка как объективированного мышления.
Этой точки зрения придерживаюсь
и я. Вторая позиция, выдвинутая Марксом,
а позднее подтвержденная практическими
достижениями лингвистики, лингвистического
анализа, структурализма, герменевтики,
лингвистической философии и
др., заключается в нижеследующем:
“... язык, - пишет Маркс, - практическое,
существующее и для других людей
и лишь тем самым существующее
также и для меня самого, действительное
сознание...” Я предпочитаю
Таким образом, я считаю бесперспективными направления, подобные лингвистической философии, ибо невозможно изучать законы языка в отрыве от законов мышления.
Список использованной
литературы
Возврат на СОЗНАНИЕ
и ПАМЯТЬ
1. Философский словарь.
М.: Политиздат, 1987.
2. Мир философии.
М., 1991. Ч. 1.
3. История философии
в кратком изложении. М.:”
4. Антология мировой
философии. М.: 1970. Т. 2.
5. Современная западная
философия. М.: Политиздат, 1991.
6. Проблема сознания
в современной западной
7. Платон. Сочинения
в 3-х тт. М., 1971. Т. 3.
8. Бойко А. Н.
Проблема бессознательного в
философии и конкретных науках.
Киев: “Вища Школа” , 1978.
9. Быкова Г. Ф.
Гегелевское понимание
10. Хрестоматия по
общей психологии. Психология мышления.
1981
11. Высказывания великих.
М.:” Мысль” , 1993.
12. Лем С. Формула
Лимфатера. М.:” Знание” , 1963.
[1] Платон. Государство
// Сочинения в 3-х т. М., 1971. Т.
3. Ч. 1. С. 318-323
[2] Цит. по: История
философии в кратком изложении.
[3] Цит. по: Мир
философии. М.: 1991. Ч. 1. С. 419
[4] Цит. по: Бойко
А. Н. Проблема
[5] Бойко А. Н.
Проблема бессознательного в
философии и конкретных науках.
Киев: “Вища Школа” , 1978. С. 21
[6] Фрейд З. Я
и оно // Избранное. М., 1989. С. 371-372
[7] Проблема сознания
в современной западной
[8] Лем С. Формула
Лимфатера. М.:” Знание” , 1963. С.
15-17
[9] История философии
в кратком изложении. М.:”
[10] Бойко А. Н.
Проблема бессознательного в
философии и конкретных науках.
Киев: “Вища Школа” , 1978. С. 11
[11] Платон. Федр // Сочинения
в 3-х т. М., 1971. Т. 2. С. 211
[12] Лейбниц Г. Новые
опыты о человеческом разуме.//
Цит. по: Бойко А. Н. Проблема
бессознательного в философии
и конкретных науках. Киев: “Вища
Школа” , 1978. С. 49
[13] Кант И. Критика
чистого разума. Цит. по: История
философии в кратком изложении.
[14] Бойко А. Н.
Проблема бессознательного в
философии и конкретных науках.
Киев: “Вища Школа” , 1978. С. 25
[15] Цит. по: Мир
философии. М.: 1991. Ч. 1. С. 453
[16] Цит. по: Мир
философии. М.: 1991. Ч. 1. С. 420
[17] Цит. по: Высказывания
великих. М.:” Мысль” , 1993. С. 157.
[18] Лейбниц Г. Новые
опыты о человеческом разуме.//
Цит. по: Бойко А. Н. Проблема
бессознательного в философии
и конкретных науках. Киев: “Вища
Школа” , 1978. С. 49
[19] Цит. по: Быкова
Г. Ф. Гегелевское понимание
мышления. М.: 1990. С. 25
[20] Цит. по: Мир
философии. М.: 1991. Ч. 1. С. 422
[21] Цит. по: Бойко
А. Н. Проблема
[22] Цит. по: Мир
философии. М.: 1991. Ч. 1. С. 429
[23] Язык // Философский
словарь. М.: Политиздат, 1987
[24] Цит. по: Быкова
Г. Ф. Гегелевское понимание
мышления. М.: 1990. С. 78
[25] Неопозитивизм.
Лингвистическая философия.// Современная
западная философия. М.: Политиздат,
1991.
[26] Леонтьев А.
Н. Мышление // Хрестоматия по общей
психологии. Психология мышления. 1981
[27] Бернгардт Ф., Стенсер Эд. Образное мышление. М.:” Таис” , 1994