Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 17:42, реферат
Сущность языка обнаруживает себя в его функциях. Прежде всего, язык выступает как средство общения, передачи мыслей, выполняет коммуникативную функцию.
Часть I. Взгляды философов
Понятие и сущность сознания
Сознательное и бессознательное
Сознание и мышление
Сознание и память
Сознание и язык
Часть II. Определения и критика
Понятие и сущность сознания
Сознательное и бессознательное
Сознание и мышление
Сознание и память
Сознание и язык
Список использованной литературы
Таким образом, у
статуи имеются два способа ощущения,
отличающиеся лишь тем, что один из
них относится к имеющемуся налицо
ощущению, а другой - к ощущению, которого
больше нет, но впечатление от которого
еще продолжается. Поскольку статуя
не знает, что существуют предметы,
действующие на нее, не знает даже,
что она обладает некоторым органом
чувств, то различие между воспоминанием
о каком-то ощущении и ощущением,
имеющимся налицо, есть для нее
обыкновенно лишь различие между
слабым ощущением того, чем она
была, и ярким ощущением того,
чем она является теперь.... чем
чаще станет упражняться память, тем
легче она будет действовать”
[22].
Комментарий: Кондильяк,
очевидно, вторит Гельвецию, различая
“сильные” и “слабые” ощущения.
Однако, коренное отличие его взгляда
от взглядов Дидро заключается в
том, что для его статуи упорядоченность
ощущений по силе одновременно обозначает
хронологическую
Сознание и язык
Сущность и виды
языка: “Язык может быть как естественным,
так и искусственным. Под естественным
языком понимается язык повседневной
жизни, служащий формой выражения мыслей
и средством общения между
людьми. Искусственный язык создается
людьми для каких-либо узких потребностей.
Язык - явление социальное. По своей
физиологической основе язык выступает,
по мнению профессора И. П. Павлова, в
функции второй сигнальной системы.
Языковой знак, будучи по своей физической
природе условным по отношению к
тому, что он обозначает, тем не менее
обусловлен в конечном счете процессом
познания реальной действительности.
Язык является средством фиксирования
и сохранения накопленных знаний
и передачи их от поколения к поколению.
Благодаря языку возможно существование
и развитие абстрактного мышления.
Наличие языка является необходимым
инструментом обобщающей деятельности
мышления. Однако язык и мышление не
тождественны. Раз возникнув, язык является
относительно самостоятельным, обладая
специфическими законами, отличными
от законов мышления. Поэтому не
существует тождества между понятием
и словом, суждением и предложением
и т.д. К тому же язык представляет
собой определенную систему, структуру,
со своей внутренней организацией,
вне которой нельзя понять природу
и значение языкового знака” [23].
Гегель: “Язык рассматривается
как продукт интеллигенции, состоящий
в том, чтобы ее представления
проявлять в некоторой внешней
стихии” [24].
Комментарий: Таким
образом, для Гегеля язык - это объективированное
мышление. В непосредственном контакте
с миром природных явлений
человек находится в качестве
ощущающего существа как субъект
чувственности. Выход в опосредование,
т.е. в размышление, рефлексию достигается,
согласно Гегелю, лишь за счет введения
особой, знаковой предметности, слов и
терминов, в которых фиксируется
устойчивость и всеобщее содержание
чувственных впечатлений. Э. В. Ильенков
говорил, что в языке и благодаря
ему создается вторичный план
мышления, замещающий исходный чувственный
контакт - непосредственное взаимодействие
познающего субъекта и предметов
природы.
Неопозитивисты: “В
1940-50-х гг. в Англии и в США
возникло направление в неопозитивизме
лингвистическая философия. Основателями
и приверженцами этого течения
были Райл, Дж. Остин, Дж. Уисдом, М. Блэк,
П. Малкольм и др. Основная ее концепция
философского анализа естественного
языка был разработан Дж. Э. Муром
на базе позднего учения Витгенштейна,
в частности, его теории языкового
значения как употребления. В основном
разделяя критическую анти-
Языковая форма
выражения и закрепления
Комментарий: Известный
советский психолог А. Н. Леонтьев в
процитированной статье высказывает
свой взгляд на сущность и причины
возникновения языка как
Часть II. Определения и критика
Понятие и сущность
сознания
Сознание - это высшая,
свойственная лишь человеку форма отражения
объективной действительности, способ
его отношения к миру и к
самому себе, который представляет
собой единство психических процессов,
активно участвующих в
Отношение сознания
к бытию образует основной вопрос
философии, который является совокупностью
двух элементов: онтологического (вопрос
о первичности духа или материи)
и гносеологического (вопрос о познаваемости
мира) .
Я придерживаюсь
материалистической точки зрения на
природу и сущность сознания, ибо,
по моему мнению, любое решение
данного вопроса в
Таким образом, если
брать термин “сознание” в философском
смысле как деятельность субъекта,
направленную на познание окружающего
мира и себя и выработку отношения
к данным объектам, то мне ближе
всего точка зрения Гельвеция (см.
в части 1) , если же брать понятие
сознания в философско-психологическом
смысле как совокупность разноуровневых
психических процессов, одномоментно
находящихся либо в состоянии
активности, либо пассивности, то я
придерживаюсь концепции
Сознательное и
бессознательное
Бессознательное - либо
рефлекторное внесознательное действие
(инстинкт, рефлекс, под гипнозом, в
состоянии сомнамбулизма) , не участвующие
в сознательном отношении субъекта
к действительности, либо обозначение
особой области психики, сосредоточившей
в себе вечные влечения, мотивы, стремления,
смысл которых определяется инстинктами
и недоступен сознанию. Очевидно, что
для понимания бессознательного
как философской категории нам
важно лишь второе значение этого
термина. Хотя, следует отметить, что
на протяжении истории развития философской
мысли, эти два значения сливались и взаимоподменялись
(например, очень трудно провести между
ними границу в работах Декарта, Фрейда
и др.) Я однозначно признаю правомерность
употребления термина “бессознательное”
в значение рефлекторного позыва, движения
и т.д., ибо это является устоявшейся практикой
в психологии и не имеет прямого отношения
к разбираемой философской проблеме. Что
же касается второго значения данного
понятия, то оно было наиболее спорным
вопросом на протяжении всей истории философии.
Он распадается на ряд отдельных проблем:
достоверность теории “врожденных истин”
, сущность “внутреннего голоса” (см.
цитату о демонии Сократа) , природа интуиции,
существование первоидеи или первоидей
(как то допускается в объективном идеализме)
, вопрос об идентичности бессознательного
у различных индивидуумов.
Придерживаясь последовательно
материалистических позиций, я никогда
не ставил вопрос о приемлемости для
моего мировоззрения
Таким образом, исходя
из вышеизложенного, я считаю, что
последовательно
Сознание и мышление
Мышление - это процесс
отображения объективной
Мышление - это одна
из самых интересных, наиболее изученных
и наименее познанных проблем
психологии и философии. В процессе
подготовки данной разработки я прочитал
“Хрестоматию по психологии” для
психологического факультета МГУ и
заметил, что при огромном количестве
выдвинутых теорий, ни одна не способна
объяснить до конца сущность мышления.
Я убежден в том, что с философской
точки зрения мышление есть не просто
совокупность нейрофизиологических и
психических процессов, а некая
лестница самосознавания. Мышление, по
моему мнению, является реализацией
сознания, одновременно его началом
и завершением. Кроме того, я считаю
неверной постулат Маркса о социальности
мышления. Оно сугубо индивидуально
и эгоцентрично, ибо не может быть
публичным любой процесс
В вопросе о сущности
мышления мне ближе всего несколько
идеалистическая позиция
Сознание и память
Память - это способность
организма сохранять и