Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 17:42, реферат
Сущность языка обнаруживает себя в его функциях. Прежде всего, язык выступает как средство общения, передачи мыслей, выполняет коммуникативную функцию.
Часть I. Взгляды философов
Понятие и сущность сознания
Сознательное и бессознательное
Сознание и мышление
Сознание и память
Сознание и язык
Часть II. Определения и критика
Понятие и сущность сознания
Сознательное и бессознательное
Сознание и мышление
Сознание и память
Сознание и язык
Список использованной литературы
Ссылаясь на этот
внутренний голос, Сократ, как он сам
говорит об этом в Платоновской Апологии,
уклонялся от общественной деятельности:
Внутренний голос (демоний) противился
тому, чтобы я занимался
Платон: “Видимо, это
познание имело место в
Комментарий: По Платону,
вычитание в восприятии общего является
припоминанием. Если бы у нас ничего
не было от идеи, познание было бы невозможным.
До водворение души в тело, пока чистота
и целостность ее сохранялись, она
непосредственно созерцала
Р. Декарт: “Только
один интеллект способен познать
истину. Основой истинного знания
является самоочевидность, не нуждающаяся
ни в опытах, ни в логических доказательствах,
которая свойственная только интеллектуальной
интуиции. Так, геометрические аксиомы
представляют собой именно такие
самоочевидные утверждения, самоочевидную
интуицию...” Комментарий: Данный отрывок
иллюстрирует декартову теорию “врожденных
идей” . Интуиция (или бессознательное
знание) по Декарту - это прочное
понятие ясного и внимательного
ума, порожденное лишь естественным
светом разума, и благодаря этой
своей простоте более достоверное,
чем дедукция. Интуитивное знание
может быть только непосредственным,
а его источником является бог. Таким
образом, это озарение ума, посредством
которого ум видит в свете бога
вещи; богу было угодно открыть человеку
путем прямого “напечатления” божественной
ясности вещи на наш рассудок.
Г. Лейбниц: “В нашем
уме нет ничего, что уже не дремало
бы в виде представления в темной
душе. Пришлось бы признать, что сознательные
представления возникают из ничего,
если им не предшествовали бессознательные”
[12].
Комментарий: Лейбниц
выступал в защиту врожденного знания,
с критикой сенсуализма Локка (см.
ниже) . Вводить понятие
Э. Кант: “Итак, синтетическое
единство многообразия наглядных представлений,
как данное apriori, есть основание тождества
самой апперцепции, которая apriori предшествует
всему моему определенному
Ф. В. И. Шеллинг: “Шеллинг
утверждает, что предусмотренная
гармония между идеальным и реальным
мирами является результатом как
сознательной, так и бессознательной
деятельности. При этом имеется в
виду, что деятельность, которая
в нашем поведении сознательно
продуктивна, в своем порождении
мира продуктивна бессознательно. Этим
постулируется наличие
Комментарий: Исходя
из данной цитаты, можно заключить,
что для Шеллинга бессознательное
является отправной точкой, отрицательным
стимулом к развитию. В изначальном
“абсолютном тождестве” бытия и
мышления имеет место бессознательное
хотение и действование, в результате
которого возникает природа. Различные
природные явления у Шеллинга
выступают как определенные формы
бытия и сознания мирового духа.
Таким образом происходит развитие
путем постепенного превращения
бессознательного в сознательное.
Г. В. Ф. Гегель: “Это
всеобщее [правило] есть нечто до такой
степени в себе объединенное в
смысле простоты, что я уже более
не сознаю в нем особых различий
моих отдельных деятельностей. Что
это так, это мы видим, например, в
письме. Когда мы учимся писать, мы должны
обращать наше внимание на все частности,
на огромное множество всяких посредствующих
моментов. Но когда умение писать сделалось
для нас привычкой, тогда наше
Я, напротив, уже настолько полно
овладело всеми относящимися сюда частностями,
до такой степени заразило их своей
всеобщностью, что они уже не сознаются
нами как частности, и мы замечаем
лишь то, что в них есть всеобщего”
[15].
Комментарий: Таким образом, очевидно, что Гегель считал, что привычка охватывает все виды и ступени деятельности духа. Привычка по Гегелю - это сведенная к чистой идеальности телесность, которая присуща душе, как таковой. Это означает, что “бытие для себя” представляет собой совершенно бессознательное содержание, но в то же время и основу сознания, к которому это “бытие для себя” восходит. Итак, Гегель утверждает, что в привычке наше сознание одновременно и присутствует в вещи, заинтересовано ею, и, наоборот, отсутствует в ней, равнодушно к ней.
Сознание и мышление
Д. Дидро: “... это
в иных случаях позволяло мне
сравнивать нервные волокна наших
органов с чувствительными... струнами.
Такая струна приходит в колебание
и звучит еще долго спустя после
удара.... Струна заставляет дрожать
соседние; таким образом, одно представление
вызывает другое; эти оба представления
- третье; все три представления -
четвертое, и так далее, без того,
чтобы можно было определить границу
идей, которые возникают и
Дж. Локк: “Наблюдения
над детьми показывают, что очевидны
только те идеи, которые получаются
из ощущения или рефлексии. Я не вижу
поэтому оснований верить, что
душа мыслит прежде, чем чувства
снабдят ее идеями для размышления.
По мере того, как идеи умножаются и
удерживаются, вследствие упражнения,
развивается в различных
Комментарий: В данном
отрывке содержится критика “врожденных
идей” Декарта (см. выше) . Согласно
Локку, природа при рождении человека
дает ему лишь способность чувственного
восприятия окружающего мира. Душа
и разум, первоначально являясь
“листом чистой бумаги” , постепенно
заполняются этими чувственными
восприятиями, на основе чего развивается
способность к размышлению.
Г. Лейбниц: “Генезис
понятий есть внутренняя компетенция
души. И поскольку опыт не подтверждает
факта сознательного
Комментарий: В данном
фрагменте ясно видна попытка
Лейбница защитить идею Декарта о
“врожденных идеях” , исправить
его ошибки и внести в эту концепцию
принцип развития. В отличие от
Декарта, который считал, что мышление
и сознание базируются на четко определенных
“врожденных идеях” , Лейбниц придерживался
мысли о том, что они имеются
лишь в потенциальном, зачаточном и
неосознанном состоянии. Лишь затем
они постепенно формируются и
инициируют процесс мышления.
Гегель: “То, что
получается при размышлении, есть продукт
нашего мышления. Так, например, Солон
дал афинянам законы, которые были
произведением его мышления. С
другой стороны, однако, мы рассматриваем
всеобщее, законы как противоположность
чему-то субъективному и познаем
в нем существенное, истинное и
объективное вещей” [19].
Комментарий: По моему
мнению, именно этот фрагмент свидетельствует
о том, что Гегель зафиксировал реальный
факт существования в
Сознание и память
Д. Дидро: “На что
опирается человеческое сознание?
На память о своих
действиях.
А что было бы без
этой памяти?
Без этой памяти человек
не обладал бы самим собой, так
как, испытывая свое бытие только
в непосредственном восприятии, он
не имел бы никакой истории своей
жизни. Для него жизнь была бы лишь
прерывной последовательностью
ощущений, ничем не связанных... Таким
образом, существо чувствующее и
обладающее этой [определенной] организацией,
пригодной для памяти, связывает
получаемые впечатления, созидает этой
связью историю, составляющую историю
его жизни, и доходит до самосознания;
тогда оно может отрицать, утверждать,
умозаключать, мыслить” [20].
Комментарий: Дидро
одним из первых акцентировал внимание
на теоретической и практической
невозможности существования
Гельвеций: “Одна
способность - получать различные впечатления,
производимые на нее внешними предметами;
она называется физической чувствительностью.
Другая способность сохранять
Комментарий: В отличие
от Д. Дидро и Гольбаха Гельвеций
делит ощущения в зависимости
от их силы. Он отмечает, что существует
множество “слабых ощущений” , которые
не приковывают к себе нашего внимания
и не способны вызвать в нас
ни сознания, ни воспоминания. Таким
образом, он одним из первых попытался
объяснить на философско-психологическом
уровне феномены “короткой” и “долгой”
памяти.
Э. Б. де Кондильяк: Зарождение
памяти. Но ощущаемый ею запах не
исчезает полностью после того, как
издающее запах тело перестает действовать
на ее орган обоняния. Внимание, которое
она обратила на него, удерживает его,
и оно оставляет более или
менее сильное впечатление в
зависимости от степени сосредоточенности
самого внимания. В этом заключается
память.