Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 09:45, реферат
Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего гордость человека и человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность окружающего мира. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли научные картины мира. Развитие научного знания происходило одновременно с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества.
Творчество неоднородно. Выделяются различные виды творчества: производственно-техническое, изобретательское, художественное, религиозное, философское, бытовое и т.п., иначе говоря, виды творчества можно соотнести с видами практической и духовной деятельности людей. Можно говорить и о структуре творческого акта. При характеристике научного творчества выделяют следующие этапы.
Этап накопления знаний, навыков, умений для четкого формулирования проблемы.
Этап “сосредоточения усилий”, который иногда приводит к решению проблемы, а иногда вызывает усталость и разочарование.
Уход от проблемы, переключение на другие занятия; этот этап называется периодом инкубации.
Озарение, или “инсайт”.
Верификация.
В
научном творчестве можно условно
выделить разные уровни — в зависимости
от характера и соотношения
Проблема
стимулирования творческого процесса
становится одной из важнейших в
наше время. В науке она рассматривается
в двух основных аспектах: 1) развитие
врожденных задатков, их раннего распознавания
и дальнейшего воспитания исходного
творческого потенциала и 2) оптимизация
творческой деятельности специалистов.
Попытки поставить научные
Эвристическое
приемы до сих пор не удалось строго
формализовать; для этого нужны
не только более совершенные компьютеры,
как отмечают многие авторы, но и
глубокое знание механизмов, свойств
и характеристик мышления.
Креативность
зависит не только от общего количества
и пропорций продуктивных и репродуктивных
элементов, но и от качественной определенности,
специфики продуктивного. В творческом
процессе обязательно должны наличествовать
продуктивные элементы трех групп, различающиеся
по своему содержанию и функции в научном
поиске.
Во-первых,
возникновение оригинальных познавательных
движений, нетривиальных подходов к
анализу и синтезу собранного
мыслительного материала, формирование
уникальных способов исследования обеспечивают
научному результату такой фундаментальный
признак, как принципиальная (с позиций
данного общества) новизна. Этот результат
становится первым в ряду научных
идей данного класса, «родоначальником»
нового направления, исходным образцом.
Его репродуцирование может осуществляться
путем тиражирования самого продукта
в форме научного сообщения (печатное
издание работы) и посредством
повторения познавательных действий,
применения данного принципа к анализу
других явлений. При этом чем ближе
к исходной другая изучаемая область,
тем больше в исследовании репродуктивного.
Во-вторых,
важную роль в научном исследовании
играют те продуктивные элементы, которые
формируются в ходе поиска общего
смысла и целей деятельности. В
творческом процессе участвуют принятые
ученым ценности и идеалы. Под их
контролем происходит постоянный отбор
познавательных действий, их корректировка,
весь процесс вводится в определенное
русло, а продукты его оцениваются
с точки зрения их социальной значимости.
В-третьих,
творческая деятельность, протекающая
«по законам красоты», отвечающая
требованиям эстетической целесообразности,
приводит к появлению изящного математического
уравнения, элегантных доказательств,
стройной гармоничной теории, которые
обладают эстетическим совершенством
и потому просты и удобны в употреблении.
Таким образом, логика возникновения задачи, требующей творческого решения, может быть вполне осознаваемой, но иногда само обнаружение проблемы является подлинным открытием и зависит от одаренности самого исследователя. Характеризуя такую ситуацию, А. Шопенгауэр отмечал, что талант попадает в цель, в которую никто попасть не может; гений попадает в цель, которую никто не видит. Рассмотрение творчества показывает его глубоко индивидуальную природу, большое значение в нем профессионализма и таланта исследователя, его нравственных качеств, интуиции и случайностей; в то же время творчество не является таинственным явлением.