Проблема познания в философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 09:45, реферат

Описание работы

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего гордость человека и человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность окружающего мира. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли научные картины мира. Развитие научного знания происходило одновременно с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества.

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 36.33 Кб (Скачать)

     Творчество  неоднородно. Выделяются различные  виды творчества: производственно-техническое, изобретательское, художественное, религиозное, философское, бытовое и т.п., иначе  говоря, виды творчества можно соотнести  с видами практической и духовной деятельности людей. Можно говорить и о структуре творческого  акта. При характеристике научного творчества выделяют следующие этапы.

     Этап  накопления знаний, навыков, умений для  четкого формулирования проблемы.

     Этап  “сосредоточения усилий”, который  иногда приводит к решению проблемы, а иногда вызывает усталость и  разочарование.

     Уход  от проблемы, переключение на другие занятия; этот этап называется периодом инкубации.

     Озарение, или “инсайт”.

     Верификация.  

     В научном творчестве можно условно  выделить разные уровни — в зависимости  от характера и соотношения продуктивных и репродуктивных элементов. В сугубо прагматических прикладных разработках  выше удельный вес репродуктивных элементов (решение стандартных задач по готовому образцу); в фундаментальных  исследованиях преобладают элементы продуктивные (рассмотрение проблемы с неопределенной областью поиска и  неизвестной стратегией решения). Переход  с одного уровня на другой совершается  в результате нарушения достигнутого ранее равновесия продуктивного  и репродуктивного, свойственного  данной «мере» творчества. Если в исследовании интенсивно генерируются продуктивные познавательные движения, оно поднимается  на высший уровень, на котором (при наличии  соответствующих условий) совершается  крупное научное открытие.  

     Проблема  стимулирования творческого процесса становится одной из важнейших в  наше время. В науке она рассматривается  в двух основных аспектах: 1) развитие врожденных задатков, их раннего распознавания  и дальнейшего воспитания исходного  творческого потенциала и 2) оптимизация  творческой деятельности специалистов. Попытки поставить научные открытия "на поток" сталкиваются с реальной практикой того, что научные открытия продолжают делаться стихийно, с помощью  опыта, случайных удач. Как замечает Л.В.Яценко, "в самой сердцевине науки сохраняется донаучный способ духовного производства". Действительно, технология творческого процесса умирает, как правило, вместе с его носителем. Творческий процесс осуществляется в мозгу индивидуума и в силу этого он уникален. Однако современные способы активизации творческого процесса предусматривают методики не только личностной, но и коллективной стимуляции. Созданы, например, специальные методики, оптимизирующие коллективные способы решения с опорой на интуицию и с последующим критическим анализом и экспертизой выдвигаемых идей. Достаточно широко известна методика "мозгового штурма" А.Осборна и ее модификации, которые организуют целенаправленную работу группы, стремящейся найти новые идеи. Ряд авторов (Л.Л.Гурова, В.Н.Пушкин, О.К.Тихомиров и др.) отмечают, что среди различных форм регуляции творческого процесса наименее всего разработана так называемая эвристическая форма в ее соотношении с нормативной.  

     Эвристическое приемы до сих пор не удалось строго формализовать; для этого нужны  не только более совершенные компьютеры, как отмечают многие авторы, но и  глубокое знание механизмов, свойств  и характеристик мышления.  

     Креативность зависит не только от общего количества и пропорций продуктивных и репродуктивных элементов, но и от качественной определенности, специфики продуктивного. В творческом процессе обязательно должны наличествовать продуктивные элементы трех групп, различающиеся по своему содержанию и функции в научном поиске.  

     Во-первых, возникновение оригинальных познавательных движений, нетривиальных подходов к  анализу и синтезу собранного мыслительного материала, формирование уникальных способов исследования обеспечивают научному результату такой фундаментальный  признак, как принципиальная (с позиций  данного общества) новизна. Этот результат  становится первым в ряду научных  идей данного класса, «родоначальником»  нового направления, исходным образцом. Его репродуцирование может осуществляться путем тиражирования самого продукта в форме научного сообщения (печатное издание работы) и посредством  повторения познавательных действий, применения данного принципа к анализу  других явлений. При этом чем ближе к исходной другая изучаемая область, тем больше в исследовании репродуктивного.  

     Во-вторых, важную роль в научном исследовании играют те продуктивные элементы, которые  формируются в ходе поиска общего смысла и целей деятельности. В  творческом процессе участвуют принятые ученым ценности и идеалы. Под их контролем происходит постоянный отбор  познавательных действий, их корректировка, весь процесс вводится в определенное русло, а продукты его оцениваются  с точки зрения их социальной значимости.  

     В-третьих, творческая деятельность, протекающая  «по законам красоты», отвечающая требованиям эстетической целесообразности, приводит к появлению изящного математического  уравнения, элегантных доказательств, стройной гармоничной теории, которые  обладают эстетическим совершенством  и потому просты и удобны в употреблении.  

     Таким образом, логика возникновения задачи, требующей творческого решения, может быть вполне осознаваемой, но иногда само обнаружение проблемы является подлинным открытием и зависит  от одаренности самого исследователя. Характеризуя такую ситуацию, А. Шопенгауэр отмечал, что талант попадает в цель, в которую никто попасть не может; гений попадает в цель, которую  никто не видит. Рассмотрение творчества показывает его глубоко индивидуальную природу, большое значение в нем  профессионализма и таланта исследователя, его нравственных качеств, интуиции и случайностей; в то же время  творчество не является таинственным явлением.

Информация о работе Проблема познания в философии