Проблема познания в философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 09:45, реферат

Описание работы

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего гордость человека и человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность окружающего мира. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли научные картины мира. Развитие научного знания происходило одновременно с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества.

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 36.33 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

     Все люди от природы стремятся к знанию. Все, что простирается перед нами и происходит в нас, познается  посредством наших чувственных  впечатлений и размышления, опыта  и теории. Ощущения, восприятия, представление  и мышление, степень их адекватности тому, что познается, отграничение истинного  знания от иллюзорного, правды от заблуждения  и лжи - все это с древнейших времен тщательно исследовалось  в контексте разных проблем философии, но прежде всего такого ее раздела, как теория познания.

     Теория  познания и «общая метафизика», рассматривающая  проблемы бытия и сознания, образуют основу всей философии. На них уже  зиждутся более специальные разделы, посвященные вопросам социальной философии, эстетики, этики и т.п. Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу познавательной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или житейской практики оно ни осуществлялось.

     Человечество  всегда стремилось к приобретению новых  знаний. Овладение тайнами бытия  есть выражение высших устремлений  творческой активности разума, составляющего  гордость человека и человечества. За тысячелетия своего развития оно  прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного  ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность окружающего мира. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли научные картины мира. Развитие научного знания происходило одновременно с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Знание образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.

 

     Проблема  познания в философии. 

     Среди важнейших мировоззренческих вопросов, которые на протяжении всей своей  истории решала философия, одно из центральных  мест занимали проблемы познания. Человеку всегда важно знать, какими познавательными  возможностями он располагает, способен ли он выработать адекватное знание, позволяющее  ему жить и действовать в реальном мире? Существуют ли какие-то препятствия  для получения такого адекватного  знания? Каковы границы познавательной деятельности или же процесс познания безграничен? Какими средствами осуществляется познавательный процесс? Эти и другие вопросы познавательной деятельности решаются в рамках составной части  философии - гносеологии или теории познания.

     Чувственное и рациональное познание. Итак, знание человека первоначально существует в виде определённых образов сознания. Но эти образы неодинаковы по характеру  своего формирования и по способам движения, имеют свою специфику. И, следовательно, возникает вопрос о том, как складывается структура знания.

     В философских системах Нового времени  выделялось две формы знания: чувственное  и рациональное. Эти формы знания зачастую рассматривались как два  последовательных этапа его формирования.

     Исторически и логически первой ступенью познавательного  процесса является чувственное познание. Оно непосредственно включено в  материально-чувственную деятельность людей и связано с непосредственными  контактами человека с внешним миром. Самой простой, элементарной формой чувственного познания является ощущение. Ощущение возникает в мозгу человека в результате воздействия на органы чувств каких-либо объектов. Материальное воздействие той или иной вещи, одновременно преобразуется в новое, не свойственное самому предмету качество - его субъективный образ. Таким образом, ощущение является субъективным идеальным  образом предмета, поскольку отражает, преломляет воздействие предмета через  призму человеческого сознания. Именно через ощущение человек получает всю первичную информацию об объективном  мире. Ощущение - это чувственный  образ отдельных сторон, процессов, явлений объективного мира. В силу активной деятельности человечного  сознания образы ощущения, поступая в  человеческий мозг, подвергаются активной обработке и превращаются в образы восприятия. Восприятие - это целостный  чувственный образ предметов, данных посредством наблюдения. Восприятие зарождается и существует в сознании как форма активного синтеза  разнообразных проявлений предметов  и процессов, которая неразрывно связана с другими актами познавательной деятельности. Именно поэтому процесс  восприятия носит активный и творческий характер. Целостные чувственные  образы восприятия в результате интенсивного взаимодействия человека с окружающей средой накапливаются в его сознании. Накопление и сохранение этих образов  в сознании человека осуществляется через память. Не случайно философы и психологи называют память "кладовой образов". Благодаря памяти мы можем удерживать и воспроизводить целостный образ даже тогда, когда он нам непосредственно не дан. В этом случае функционирует более сложная форма чувственного познания - представление. Представление - это опосредованный целостный чувственный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти. Ощущения, восприятия и представления в абстракции можно рассматривать как последовательные этапы формирования образов чувственного отражения действительности. Но в реальном процессе познания они действуют взаимосвязано, воздействуя друг на друга и испытывая воздействия рациональных форм познания, логического мышления.

     Рациональное  познание, логическое мышление рассматривается  в диалектическом материализме как  второй, более высокий уровень  познания. Мышление - это активный процесс  познавательной деятельности сознания. Оно действует на том уровне, где  нет непосредственного контакта с объективной действительностью. Мышление опирается на результаты чувственного познания и дает обобщенное знание. Сторонники диалектического материализма дают такое определение мышления. Мышление - это целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека существенных свойств и  отношений действительности. Мышление осуществляется в трех основных формах: понятия, суждения и умозаключения. Понятие - это форма мысли, в которой  отражаются общие, существенные свойства, связи и отношения действительности. Понятие и представление сближает то, что их содержание носит обобщенный и опосредованный характер. Но между  ними имеются и различия. Представление  дает наглядный образ действительности. Содержание понятия лишено наглядности. В представлении отражены общие  признаки объектов, в понятии же - уровень обобщения доведен до выделения существенного. Понятия  возникают и существуют в сознании человека в определенной связи, в  виде суждений. Суждение - это такая  форма мысли, в которой посредством  связи утверждается (или отрицается) что-либо - о чем-либо.К тому или иному суждению человек может прийти либо путем непосредственного наблюдения какого-либо факта или с помощью умозаключения. Умозаключение - это ход мысли в виде рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений, именуемых посылками, выводится новое суждение, которое называется заключением или следствием.

     Диалектический  материализм, выделяя чувственное  и рациональное как две ступени  познания, не противопоставляет их друг другу. Его представители утверждают, что эти ступени находятся  в постоянном взаимодействии, образуют неразрывное единство познавательного  процесса. Рациональные формы познания невозможны без форм чувственного познания. Отсюда они черпают исходный материал. В свою очередь, на уровне человеческого  сознания чувственное познание находится  под воздействием рационального  познания, Ощущения, восприятия, представления человека несут в себе характеристики всей духовно-интеллектуальной деятельности сознания. 

     Диалектико-материалистическая теория истины Целью познавательных усилий является достижение истины. Истина определяется в марксистской философии  как соответствие мысли, наших знаний о мире самому миру, объективной  действительности. Таким образом, чтобы  отличить истину от заблуждения необходимо выяснить, насколько наше знание соответствует  действительности. Марксистская философия  утверждает, что любая истина объективна. Но что значит - объективность истины? Ведь термин "объективность" означает независимость от сознания субъекта. А таким свойством обладают лишь вещи, предметы, процессы, но истинными  или ложными могут быть только знания о вещах, а не сами вещи. Объективность  истины, с точки зрения философии  марксизма, означает, что содержание знания совпадает с объективной  действительностью и в этом смысле не зависит от сознания субъекта, "ни от человека, ни от человечества". Но в то же время истина субъективна  по форме выражения. Ее оформление, то есть способ объективации во внешнем  мире, в сфере науки зависит  от особенностей тех людей, которые  формируют данную теорию. Таким образом, значение объективной истины имеют  все достоверные знания людей, все  положения науки, в которых отражается объективная действительность. Однако, закономерно возникает вопрос: может ли объективная истина быть выражена в человеческих знаниях сразу, целиком, полностью? Этот вопрос на философском языке сформируется как вопрос о достигаемости абсолютной истины. Ответ на этот вопрос может быть очень прост. Абсолютная истина непостигаема, поскольку мир бесконечен и неисчерпаем. Если под абсолютной истиной понимать полное и исчерпывающее знание о мире в целом, которым человек может располагать в какой-то конечный момент времени, то бесспорно такая абсолютная истина недостижима. Но из утверждения о недостижимости абсолютной истины может следовать вывод о невозможности для человечества получения полного и достоверного знания о мире. Следовательно, в каких-то пределах познание мира невозможно. В этих пределах разум наталкивается на непреодолимые препятствия и вступает в противоречия. В теории познания, как и во всех областях науки следует рассуждать диалектически, то есть не предполагать готовым и неизменным наше знание, а рассматривать конкретно, как из незнания появляется знание, таким образом неистинное, неполное знание становится более полным и более точным.

     Следующий вопрос теории познания состоит в  следующем, а как же мы можем узнать, что в нашем знании, в теориях  содержится момент совпадения с объективной  действительностью. Марксистская философия  отвечает на этот вопрос однозначно - практика. Практика является критерием истины. Только те результаты познания, которые  прошли проверку практикой, могут претендовать на роль истины. Практика соединяет  и соотносит объект и действие, производимое в соответствие с мыслью о нем. Именно в таком действии и проявляется истинность мысли. Практическая проверка истинности знаний, теорий может носить многообразные формы. В науке формой практической проверки является эксперимент. Для сложных, абстрактных областей познания объективной формой проверки может служить построение модели, моделирование.

 

     Процесс познания, его формы  и особенности. 

     Одним из важнейших положений гносеологии является то, что познание есть сложный, противоречивый процесс. Сложность в том, что познание — это многостадийный, многоаспектный, детерминированный различными причинами и условиями, разворачивающийся в пространстве и во времени акт. Противоречивость познания проявляется уже в том, что оно переводит материальное в свою противоположность — идеальное. В процессе отражения физическое (внешний мир, его действительные свойства и отношения) преобразуется в физиологическое (работа нервной системы, мозга) и, наконец, в психическое — в факт сознания, мысленные образы вещей, событий, процессов. Противоречивость познания проявляется также в специфике его форм, в характере связей этих форм между собой.  

     Цель  познания — знания. Они нужны  для: ориентации человека в окружающем мире; объяснения и предвидения событий; планирования и реализации деятельности. Знание - средство преобразования действительности и это система. Знание возникает  в процессе познания, а он состоит  из форм, этапов, уровней. В теории познания выделяют, как правило, чувственное  и рациональное познание, а также  рассматривают интуицию как особый момент связи чувственного и рационального.  

     Характеристику  процесса познания следует начать с  чувственной ступени, потому что  она:

    • исторически начальная ступень;
    • начальная в том смысле, что без чувственности первоначального контакта с миром не возникает.
 

     Чувственное познание осуществляется посредством  органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Для него характерны: - непосредственность (прямое воспроизведение  объекта); - наглядность и предметность возникающих образов; - воспроизведение  объектов на уровне явления, т.е. их внешних  сторон и свойств.  

     Основные  формы чувственного отражения: ощущения, восприятия, представления. Ощущения отражают отдельные свойства и стороны  объекта (цвет, запах и т.д.) и сами по себе не дают цельной картины  объекта познания. Восприятия - синтез ощущений, при котором формируется  целостный образ предмета в единстве его сторон и свойств. И, наконец, наглядное воспроизведение прошлых  восприятий с помощью памяти и  воображения рождает такую форму  образа, как представление. По сравнению  с восприятием оно является более  обобщенным образом действительности, служит ступенькой, позволяющей перейти  к рациональному отражению действительности. Но не следует представлять дело так, что чувственное познание — это  пассивный этап передачи информации от объекта к субъекту. Чувственное отражение активно, во-первых, а во-вторых, социально обусловлено (речь идет о человеческом чувственном отражении).  

     Говоря  о чувственном познании, следует  заметить, что социальная детерминация чувственного отражения человека составляет его специфику по сравнению с  чувственным отражением у животных. Эту специфику можно выразить в следующих положениях.

     Выделяется  влияние социальных отношений, общественной и индивидуальной практики на выбор  объектов отражения в окружающей действительности.

     Происходит  формирование (под воздействием практики, социально-культурных условий и  ценностей) перцептивных установок и ожиданий, регулирующих в ходе восприятия взаимодействие текущих сенсорных данных и прошлого опыта субъекта.

     Осуществляется  взаимодействие прошлой, а также  текущей сенсорной информации и  культурных наслоений. Исходя из этого можно говорить о том, что непосредственность чувственного отражения - вещь относительная и что необходимо учитывать эту относительность в познавательной и практической деятельности. Таковы в общих чертах формы, особенности и специфика чувственного познания человека.  

     Рациональное  познание — более сложный, присущий человеку способ отражения действительности посредством мышления. Мышление может  быть представлено тремя основными  уровнями, которые соответствуют  в общем истории его развития: сенсорно-перцептивным; уровнем представлений; вербально-логическим уровнем (уровнем понятийного мышления). Для него характерны : - опора на результаты чувственного отражения, опосредованность чувствами; - абстрактность и обобщенность возникающих образов; - воспроизведение объектов на уровне сущностей, внутренних закономерных связей и отношений. К основным формам рационального познания можно отнести: понятия, суждения, умозаключения, законы, гипотезы, теории.  

Информация о работе Проблема познания в философии