Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 09:45, реферат
Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего гордость человека и человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность окружающего мира. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли научные картины мира. Развитие научного знания происходило одновременно с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Все люди от природы стремятся к знанию. Все, что простирается перед нами и происходит в нас, познается посредством наших чувственных впечатлений и размышления, опыта и теории. Ощущения, восприятия, представление и мышление, степень их адекватности тому, что познается, отграничение истинного знания от иллюзорного, правды от заблуждения и лжи - все это с древнейших времен тщательно исследовалось в контексте разных проблем философии, но прежде всего такого ее раздела, как теория познания.
Теория
познания и «общая метафизика», рассматривающая
проблемы бытия и сознания, образуют
основу всей философии. На них уже
зиждутся более специальные разделы,
посвященные вопросам социальной философии,
эстетики, этики и т.п. Теория познания
есть общая теория, уясняющая саму
природу познавательной деятельности
человека, в какой бы области науки,
искусства или житейской
Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего гордость человека и человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность окружающего мира. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли научные картины мира. Развитие научного знания происходило одновременно с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Знание образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.
Проблема
познания в философии.
Среди
важнейших мировоззренческих
Чувственное и рациональное познание. Итак, знание человека первоначально существует в виде определённых образов сознания. Но эти образы неодинаковы по характеру своего формирования и по способам движения, имеют свою специфику. И, следовательно, возникает вопрос о том, как складывается структура знания.
В философских системах Нового времени выделялось две формы знания: чувственное и рациональное. Эти формы знания зачастую рассматривались как два последовательных этапа его формирования.
Исторически
и логически первой ступенью познавательного
процесса является чувственное познание.
Оно непосредственно включено в
материально-чувственную
Рациональное
познание, логическое мышление рассматривается
в диалектическом материализме как
второй, более высокий уровень
познания. Мышление - это активный процесс
познавательной деятельности сознания.
Оно действует на том уровне, где
нет непосредственного контакта
с объективной
Диалектический
материализм, выделяя чувственное
и рациональное как две ступени
познания, не противопоставляет их
друг другу. Его представители утверждают,
что эти ступени находятся
в постоянном взаимодействии, образуют
неразрывное единство познавательного
процесса. Рациональные формы познания
невозможны без форм чувственного познания.
Отсюда они черпают исходный материал.
В свою очередь, на уровне человеческого
сознания чувственное познание находится
под воздействием рационального
познания, Ощущения, восприятия, представления
человека несут в себе характеристики
всей духовно-интеллектуальной деятельности
сознания.
Диалектико-
Следующий вопрос теории познания состоит в следующем, а как же мы можем узнать, что в нашем знании, в теориях содержится момент совпадения с объективной действительностью. Марксистская философия отвечает на этот вопрос однозначно - практика. Практика является критерием истины. Только те результаты познания, которые прошли проверку практикой, могут претендовать на роль истины. Практика соединяет и соотносит объект и действие, производимое в соответствие с мыслью о нем. Именно в таком действии и проявляется истинность мысли. Практическая проверка истинности знаний, теорий может носить многообразные формы. В науке формой практической проверки является эксперимент. Для сложных, абстрактных областей познания объективной формой проверки может служить построение модели, моделирование.
Процесс
познания, его формы
и особенности.
Одним
из важнейших положений гносеологии является
то, что познание есть сложный, противоречивый
процесс. Сложность в том, что познание
— это многостадийный, многоаспектный,
детерминированный различными причинами
и условиями, разворачивающийся в пространстве
и во времени акт. Противоречивость познания
проявляется уже в том, что оно переводит
материальное в свою противоположность
— идеальное. В процессе отражения физическое
(внешний мир, его действительные свойства
и отношения) преобразуется в физиологическое
(работа нервной системы, мозга) и, наконец,
в психическое — в факт сознания, мысленные
образы вещей, событий, процессов. Противоречивость
познания проявляется также в специфике
его форм, в характере связей этих форм
между собой.
Цель
познания — знания. Они нужны
для: ориентации человека в окружающем
мире; объяснения и предвидения событий;
планирования и реализации деятельности.
Знание - средство преобразования действительности
и это система. Знание возникает
в процессе познания, а он состоит
из форм, этапов, уровней. В теории познания
выделяют, как правило, чувственное
и рациональное познание, а также
рассматривают интуицию как особый
момент связи чувственного и рационального.
Характеристику процесса познания следует начать с чувственной ступени, потому что она:
Чувственное
познание осуществляется посредством
органов чувств (зрение, слух, обоняние,
осязание, вкус). Для него характерны:
- непосредственность (прямое воспроизведение
объекта); - наглядность и предметность
возникающих образов; - воспроизведение
объектов на уровне явления, т.е. их внешних
сторон и свойств.
Основные
формы чувственного отражения: ощущения,
восприятия, представления. Ощущения отражают
отдельные свойства и стороны
объекта (цвет, запах и т.д.) и сами
по себе не дают цельной картины
объекта познания. Восприятия - синтез
ощущений, при котором формируется
целостный образ предмета в единстве
его сторон и свойств. И, наконец,
наглядное воспроизведение
Говоря о чувственном познании, следует заметить, что социальная детерминация чувственного отражения человека составляет его специфику по сравнению с чувственным отражением у животных. Эту специфику можно выразить в следующих положениях.
Выделяется влияние социальных отношений, общественной и индивидуальной практики на выбор объектов отражения в окружающей действительности.
Происходит формирование (под воздействием практики, социально-культурных условий и ценностей) перцептивных установок и ожиданий, регулирующих в ходе восприятия взаимодействие текущих сенсорных данных и прошлого опыта субъекта.
Осуществляется
взаимодействие прошлой, а также
текущей сенсорной информации и
культурных наслоений. Исходя из этого
можно говорить о том, что непосредственность
чувственного отражения - вещь относительная
и что необходимо учитывать эту относительность
в познавательной и практической деятельности.
Таковы в общих чертах формы, особенности
и специфика чувственного познания человека.
Рациональное
познание — более сложный, присущий
человеку способ отражения действительности
посредством мышления. Мышление может
быть представлено тремя основными
уровнями, которые соответствуют
в общем истории его развития:
сенсорно-перцептивным; уровнем представлений;
вербально-логическим уровнем (уровнем
понятийного мышления). Для него характерны
: - опора на результаты чувственного отражения,
опосредованность чувствами; - абстрактность
и обобщенность возникающих образов; -
воспроизведение объектов на уровне сущностей,
внутренних закономерных связей и отношений.
К основным формам рационального познания
можно отнести: понятия, суждения, умозаключения,
законы, гипотезы, теории.