Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 09:45, реферат
Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего гордость человека и человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность окружающего мира. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли научные картины мира. Развитие научного знания происходило одновременно с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества.
Понятие
– логический образ, воспроизводящий
существенные свойства и отношения
вещей. С него начинается и им завершается
любой цикл осмысления действительности.
Возникновение понятия – это
всегда скачок от единичного к всеобщему,
от конкретного к абстрактному, от явления
к сущности.
Суждение
– это мысль, связывающая несколько
понятий и благодаря этому
отражающая отношения между различными
вещами и их свойствами. С помощью
суждений строятся определения науки,
все ее утверждения и отрицания.
Умозаключение
представляет собой вывод из нескольких
взаимосвязанных суждений нового суждения,
нового утверждения или отрицания,
нового определения науки. С помощью
понятий, суждений и умозаключений
выдвигаются и обосновываются гипотезы,
формулируются законы, строятся целостные
теории – наиболее развитые и глубокие
логические образы действительности.
И
еще одно важное положение, которое
желательно сформулировать при характеристике
рационального познания. Необходимо
различать понятия “мышление” и
“интеллект”. Интеллект следует
рассматривать как интегральную
и высокодифференцированную способность
к мышлению, как универсальную
тренированность мозга. Это своего
рода духовный потенциал личности,
где функциональное раскрытие порождает
все богатство оттенков и форм
человеческого мышления. Под мышлением
(умственной активностью), напротив, понимается
та конкретная деятельность, которая
производится носителем интеллекта.
Умственная
работа не сводится к механическому
усвоению способов деятельности. Человек
овладевает не набором понятий, суждений
и умозаключений, а принципами, структурой
для их обработки. Как интеллект
(умственная способность), так и мышление
(умственная активность) не являются изолированными
формами. Между ними постоянно осуществляется
взаимосвязь, взаимопереход. По-видимому,
сам интеллект есть результат функционирования
многоаспектного, напряженного мозга:
только через мыслительную деятельность
происходит его формирование. Такова характеристика
рациональной ступени познания. Но чувственное
и рациональное познание как формы не
исчерпывают процесс познания. Познание
осуществляется и с помощью интуиции ,
на природе которой и ее познавательных
возможностях следует остановиться подробнее.
Интуиция — (пристально смотрю) определяется как способность постижения истины путем ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств. Еще ее определяют как чутье, проницательность, непосредственное познание, основанное на предшествующем опыте и теоретических научных знаниях. В иррациональной философии интуиция — мистическое постижение “истины” без помощи научного опыта и логических умозаключений. Характеризуя интуицию, можно отметить что:
интуиция - это особая форма скачка от незнания к знанию;
интуиция
- это плод переплетения логических
и психологических механизмов мышления.
Исследователи
отмечают также и признаки интуиции:
внезапность скачка; неполная осознанность
процесса; непосредственный характер
возникновения знания. Выделяют также
формы интуиции: чувственную и
интеллектуальную.
Характерно то, что у нас внезапно возникает уверенность в результативности интуитивного познавательного акта, причем такая уверенность имеет три особенности:
остается неясным, каким образом мы угадываем “близость решения”, хотя буквально ничего не можем сказать о его содержании;
усилия сознания “схватить” подступающее решение, т.е. подключить внимание и формальную логику, как бы отпугивает его;
хотя
мы и не знаем содержания наступившего
решения, мы тем не менее откуда-то обретаем
уверенность в том, что оно существенно
лучше тех вариантов, которые придумывались
нами ранее.
Подсознательный
характер интуитивного мышления не означает
его отрыва от осознанного мышления.
Во-первых, интуитивное мышление совершает
свою работу над проблемой не раньше
и не позже того, когда над проблемой
бьется осознанное мышление. Во-вторых,
решения, полученные на интуитивном
уровне, дают ответ именно на наиболее
трудные задачи, стоящие перед
осознанным мышлением, дают конструкциям
(моделям) осознанного мышления именно
то, чего им не достает.
Интуитивное
мышление следует за осознанным мышлением
в плане проблематики, но часто
опережает его во времени решения
задач. Еще его особенность в
том, что оно возникает как
следствие напряженных и
Завершая
разговор о видах познания, следует
сказать о том, что выделение
в познании чувственного и рационального
познания, а также интуиции вовсе
не означает, что процесс познания
протекает именно в такой последовательности.
В реальном познании все сосуществует
одномоментно, формы познания в реальном
познавательном акте неразделимы. Но тем
не менее знание о том, что такое познание,
каковы его основные формы, закономерности,
безусловно, поможет в осмыслении окружающей
нас действительности.
Характеристика
процесса познания будет неполной,
если мы не обратимся к понятию, что
такое истина. От истинности знания
зависит успех практического
действия, о чем своеобразно высказывался
китайский философ Чжу Си. Он замечал:
"Не варите песок в надежде получить
кашу". Что же такое истина?
Существуют
весьма разнообразные определения
истины. Приведем некоторые из них:
“Истина — это соответствие знаний
действительности”; “Истина — это
опытная подтверждаемость”; “Истина
— это свойство самосогласованности”;
“Истина — это полезность знания, его
эффективность”; “Истина — это соглашение”.
Современная трактовка истины , — по которой
она определяется как соответствие знаний
действительности, — включает в себя следующие
моменты.
Во-первых,
понятие “действительность” трактуется
прежде всего как объективная реальность,
существующая до и независимо от нашего
сознания, как состоящая не только из явлений,
но и из сущностей, скрывающихся за ними,
в них проявляющихся.
Во-вторых,
в “действительность” входит также
и субъективная действительность; познается,
отражается в истине также и духовная
реальность.
В-третьих,
познание, его результат — истина,
а также сам объект понимаются
как неразрывно связанные с предметно-
В-четвертых,
признается, что истина не только статичное,
но также и динамичное образование,
истина есть процесс.
Все
эти моменты отграничивают
Важное
место в теории познания занимают
формы истины: относительная и
абсолютная. Свойство объективной истины
быть процессом проявляется двояко:
во-первых, как процесс изменения в направлении
все большей полноты отражения объекта
и, во-вторых, как процесс преодоления
заблуждения в структуре концепций, теорий.
Движение от менее полной истины к более
полной имеет моменты устойчивости и моменты
изменчивости. При нарушении этого единства
рост истины замедляется или прекращается
вовсе. При гипертрофии момента устойчивости
возникает догматизм. Абсолютизация же
относительности знаний приводит к скептицизму
и, в конце концов, к агностицизму.
Проблема
отграничения истины от заблуждения
возникла еще в античные времена.
Одни философы считали, что нельзя найти
прочного основания, с помощью которого
можно было бы решить вопрос об объективной
истинности знания, поэтому склонялись
к скептицизму и агностицизму.
Другие видели такой критерий в данных
ощущений и восприятий человека: все
то, что выводимо из чувственно-данного,
истинно. Третьи полагали, что достоверность
всего человеческого знания можно доказать
путем выведения его из небольшого числа
всеобщих положений, истинность которых
самоочевидна в силу их ясности и отчетливости,
но это слишком зыбкий критерий для доказательства
объективной истинности знания.
Возникла
задача найти такой критерий, который,
во-первых, был бы непосредственно
связан со знанием, определял бы его
развитие и в то же время сам
бы им не являлся; во-вторых, этот критерий
должен был соединить в себе всеобщность
с непосредственной действительностью.
Таким феноменом оказалась
Помимо
практики в научном познании существуют
и другие критерии истины. Среди
них выделяется логический критерий.
Здесь имеется в виду его понимание
как формально-логического
Большое
место в познании (особенно в общественных
науках) занимает аксиологический критерий,
т.е. обращение к общемировоззренческим,
социально-политическим, нравственным
и эстетическим принципам. Но наиболее
важным критерием истины является все
же практика, опыт. Вне опыта мышление
оказывается лишенным ценностного измерения,
а значит, и философского смысла. Именно
поэтому практика лежит в основе логического
и аксиологического, и всех других критериев
истины. Какие бы способы установления
истинности суждений и концепций ни существовали
в науке — все они в конечном итоге (через
ряд посредствующих звеньев) оказываются
связанными с практикой. В этом отношении
можно утверждать, что практика – главный
критерий истины.
Практика неразрывно связана с познанием и выполняет по отношению к нему определенные гносеологические функции.
Одна из важнейших гносеологических функций практики состоит в том, что она выдвигает цели познанию, направляет его на решение назревших и наиболее актуальных задач.
Практика не только ставит цели, но помогает правильно определить объект исследования, понять, что в нем наиболее существенно и важно на данном этапе. Чем более развивается процесс практики, чем больше объектов вовлекается в орбиту познания, тем полнее и точнее определяется круг первоочередных познавательных задач.
Практика поставляет основные материальные средства познанию и тем самым определяет его конкретные возможности и границы.
Практика
выступает и как источник всех
фактических данных. Она непосредственно
включается в познавательный процесс
в форме наблюдения, предметного
обследования, опроса, эксперимента.
Именно
поэтому практика позволяет проверить
и оценить результаты познания, и
она выступает как критерий истины.
Характеризуя практику как критерий
истины, следует подчеркнуть, что
сама практика исторически ограничена.
Определителем того, какое знание
является истинным, а какое ложным,
практика выступает не в абсолютном,
а в относительном смысле, в
определенной форме, на определенном этапе
своего развития. Случается, что на
одном уровне она не в состоянии
определить истину, а на другом, более
высоком уровне, обретает такую способность
по отношению к тому же комплексу
знания. Таким образом, критерием
истины является практика, взятая в
процессе своего движения, развития.
Однако
проблема отграничения истины от заблуждения
в познавательном процессе остается,
о чем недвусмысленно говорится
в одном из фрагментов текста философии
Древнего Китая: "Однажды Чжуан Чжоу
приснилось, что он бабочка, счастливая
бабочка, которая радуется, что достигла
исполнения желаний, и которая не знает,
что она Чжуан Чжоу. Внезапно он проснулся
и тогда с испугом [увидел, что он] Чжуан
Чжоу. Неизвестно, Чжуан Чжоу снилось,
что он бабочка, или же бабочке снилось,
что она Чжуан Чжоу. [А ведь между] Чжуан
Чжоу и бабочкой, несомненно, существует
различие. Это называется превращением
вещей" (Древнекитайская философия.
Собрание текстов: в 2х томах. - М., 1972. - Т.1.
- С. 261).
Следует
с необходимостью заметить, что познавательной
деятельности человека постоянно сопутствует
феномен творчества. Творчество —
это процесс человеческой деятельности,
создающий качественно новые
материальные и духовные ценности. Философия
изучает проблемы гносеологического и
общеметодологического характера творческого
процесса. К ним относятся: творчество
и сущность человека, соотношение отражения
и творчества, отчуждение и творческие
способности, социокультурная детерминация
творческой деятельности и др.