Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:11, реферат
Одна из важных особенностей научного познания в сравнении с обыденным состоит в его организованности и использовании целого ряда методов исследования. Под методом при этом понимается совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической, преобразующей деятельности людей. Эти приемы, правила в конечном счете устанавливаются не произвольно, а разрабатываются, исходя из закономерностей самих изучаемых объектов. Поэтому методы познания столь же многообразны, как и сама действительность. Исследование методов познания и практической деятельности является задачей особой дисциплины — методологии.
Метафизика, в буквальном смысле -«то, что после физики»; так были названы Андроником Родосским в изданном им сборнике сочинений Аристотеля статьи, не имеющие собственного заглавия и помещенные им после трактатов по физике. Впоследствии название М. стали прилагать к наиболее общей части философии, к учениям о высших принципах познания (онтология), о Боге, о первоначале мира, о бессмертии души и свободе воли, причем до Канта все названные вопросы рассматривались догматически, допуская возможность абсолютного познания. В этом смысле под М. ныне разумеют не критическую (по терминологии Канта) философию, решающую высшие вопросы познания, исходя из положения о тождестве познания и действительности. Позитивная философия Канта признает самую постановку метафиз. вопросов. выходящих за пределы возможного знания.
Метафизика, 1) философская
«наука» о сверхчувствительных
принципах бытия. Термин «М.» имеет
искусственное происхождение. Александрийский
библиотекарь Андроник Родосский (1 в.
до н. э.), стремившийся расположить произведения
Аристотеля в соответствии с их внутренней
содержательной связью, озаглавил «Metà
a tà physiká» («после физики») его книгу о
«первых родах сущего». Сам Аристотель
называл науку, изложенную в этих книгах,
то «первой философией», то «наукой о божестве»,
то просто «мудростью». В современной
западной буржуазной философии термин
«М.» часто употребляется как синоним философии.
2) Противоположный диалектике философский
метод, исходящий из количественного понимания
развития, отрицающий саморазвитие. Оба
указанных смысла понятия М. исторически
преемственны: возникнув как основная
философская «наука» о началах всего сущего,
М. на определённом этапе, на базе механистического
естествознания 17 в., была переосмыслена
как общий антидиалектический метод. Это
переосмысление сочеталось с отрицательным
отношением к М. как философской спекулятивной
науке, которой был противопоставлен метод
точных наук — механики и математики —
в качестве научного образа мышления.
В качестве метода мышления,
противоположного диалектике, М. впервые
была истолкована в идеалистической форме
Г. Гегелем. К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин
показали научную несостоятельность метафизическогометода мышления
Диалектика [греч. dialektiké (téchnе) — искусство вести беседу, спор, от dialégomai — веду беседу, спор], учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. В этом смысле Д., начиная с Гегеля, противопоставляется метафизике — такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. По характеристике В. И. Ленина, Д. — это учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи. В истории Д. выделяются следующие основные этапы: стихийная, наивная Д. древних мыслителей; Д. философов эпохи Возрождения; идеалистическая Д. немецкой классической философии; Д. русских революционных демократов 19 в.; марксистско-ленинская материалистическая Д. как высшая форма современной Д. В философии марксизма получило научно обоснованное и последовательное выражение единство материализма и Д.
Эклектика, эклектизм, эклектицизм (от греч. ekiektikós — способный выбирать, выбирающий), соединение разнородных взглядов, идей и теорий. Термин «Э.» ввёл Потамон из Александрии (2 в.), который назвал свою школу эклектической. Истоки Э. — в подмене одних логических оснований другими. Пустоту и бесплодность таких построений отмечали многие философы, начиная с Сократа и Аристотеля. Э. резко критиковали классики марксизма-ленинизма. В. И. Ленин указывал на подмену оснований, подрыв целостности предмета как на характерную особенность Э.: «… подделка эклектицизма под диалектику легче всего обманывает массы, дает кажущееся удовлетворение, якобы учитывает все стороны процесса, все тенденции развития, все противоречивые влияния и прочее, а на деле не дает никакого цельного и революционного понимания процесса общественного развития» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 21).
Софистика (от греч. sophistike — умение хитро вести прения), 1) философское течение в Древней Греции, созданное софистами. 2) Рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики, на употреблении ложных доводов (см. Софизм).
Софистика, два умственных течения у древн. греков; первое относится к V в. до Р. Хр., второе ко II в. по Р. Хр. Представители древней С. (Горгий, Протагор, Продик, Гиппий и др.) преимуществ. софисты в Афинах, противопоставляли прежнему мировоззрению, основан. на мифол. верованиях, смелый субъективизм, исходивший из положения: «человек есть мера вещей». Древние софисты имели заслуги в области грамматики, риторики и проч., но против их поверхностности, нравствен. беспринципности выступили Сократ, Аристофан и др., благодаря которым и установилось современ. значение слов: софизм, софист. Schanz, «Die Sophisten» (1867); Гиляров, «Греч. софисты» (1888). — Новая С. (II-IV вв. по Р. Хр.), литературное явление, выразившееся в возрождении греч. прозы и красноречия, преимущ. в Афинах, Смирне, Константинополе и др. Замечат. С.: Полемон, Герод Аттик, Аристид, Либаний. Ср. Schmid, «Der Atticismus in seinen Hauptvertretern» (1887-97).