Проблема метода познания в философии Ф. Бэкона

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:05, реферат

Описание работы

Френсис Бэкон (1561-1626) по праву считается родоначальником философии Нового времени. Происходил из дворянской семьи, которая в английской политической жизни занимала видное место (его отец был лордом-хранителем печати). Закончил Кембриджский университет. Процесс обучения, отмеченный схоластическим подходом, сводившимся к чтению и анализу по преимуществу авторитетов прошлого, не удовлетворял Бэкона.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
1. Критика идеала знания алхимиков, традиционной философии и традиционной логики. Бэконовский замысел “Великого восстановления наук”…………………………………………………………………………………5
2. Классификация системы наук и роль философии……………………………9
3. "Антиципации природы" и "интерпретации природы"………………………11
4. Теория "идолов"……………………………………………………………….12
5. Цель науки: открытие "форм" …………………………………………………15
6. Индукция путем элиминации …………………………………………………16
7. Учение о методе и его влияние на философию XVII в. ………………………19
Заключение………………………………………………………...……………..20
Список литературы……………………………………

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 110.88 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное  учреждение

среднего  профессионального образования 

«Нижегородский  автомеханический техникум» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Реферат по философии 

Тема: «Проблема метода познания в философии Ф. Бэкона»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                    

                                                                                    Выполнил: студент НАМТ,

                                                                группы 09-6 ТОк

                                                      Быков В.А.

                                                                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Нижний  Новгород

    2011

Содержание  

Введение  ……………………………………………………………………………3

1. Критика идеала знания алхимиков, традиционной философии и традиционной логики. Бэконовский замысел “Великого восстановления наук”…………………………………………………………………………………5

2. Классификация системы наук и роль философии……………………………9

3. "Антиципации природы" и "интерпретации природы"………………………11

4. Теория "идолов"……………………………………………………………….12

5. Цель науки: открытие "форм" …………………………………………………15

6. Индукция путем элиминации …………………………………………………16

7. Учение о методе и его влияние на философию XVII в. ………………………19

Заключение………………………………………………………...……………..20

Список  литературы………………………………………………...……………23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Развитие  нового  буржуазного  общества порождает изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения оказывается наука, и прежде всего, экспериментально-математическое естествознание, которое переживает период своего становления.

     При понимании проблем, которые стояли перед философией XVII века, надо учитывать, во-первых, специфику нового типа науки – экспериментально-математического естествознания, основы которого закладываются в этот период. И, во-вторых, поскольку наука занимает ведущее место в мировоззрении этой эпохи, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания – гносеологии. Продолжается старая, идущая еще от средних веков полемика между двумя направлениями в философии: номиналистическим, опирающимся на опыт, и рационалистическим, выдвигающим в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума. Эти два направления XVII веке предстают как эмпиризм и рационализм.

     Родоначальником эмпиризма был английский философ  Ф. Бекон.

     Френсис Бэкон (1561-1626) по праву считается  родоначальником философии Нового времени. Происходил из дворянской семьи, которая в английской политической жизни занимала видное место (его  отец был лордом-хранителем печати). Закончил Кембриджский университет. Процесс обучения, отмеченный схоластическим подходом, сводившимся к чтению и анализу по преимуществу авторитетов прошлого, не удовлетворял Бэкона.

     Это обучение не давало ничего нового, и  частности, в познании природы. Уже  в то время он приходит к убеждению, что новые знания о природе  необходимо получать, исследуя, прежде всего ее самое.

     Был дипломатом в составе английской миссии в Париже. После смерти отца вернулся в Лондон, стал юристом, состоял  в палате Общин. Делает блестящую  карьеру при дворе короля Якова I.

     С 1619 года Ф. Бэкон стал лорд-канцлером  Англии. После того, как Яков I вынужден был вернуть Парламент по причине  неуплаты жителями страны налогов, члены  парламента взяли «реванш», в частности, Бэкона обвинили во взяточничестве и  в 1621 г. отстранили от политической деятельности. Политическая карьера лорда Бэкона была окончена, он отходит от прежних  дел и вплоть до самой смерти посвящает  себя научной работе.

     Одну  группу работ Бэкона составляют труды, относящиеся к вопросам формирования науки и научного познания.

     Это, прежде всего трактаты, так или  иначе касающиеся его проекта "Великого Восстановления Наук" (из-за недостатка времени или по другим причинам этот проект не был закончен).

     Этот  проект был создан к 1620 г., однако полной реализации дождалась лишь вторая его  часть, посвященная новому индуктивному методу, которая была написана и  опубликована под названием "Новый  Органон" также в 1620г. В 1623 г. выходит  в свет его работа «О достоинстве  и приумножении наук». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Критика идеала знания алхимиков, традиционной философии  и традиционной логики.

    Бэконовский замысел “Великого восстановления наук”

     Ради  общественно контролируемого знания, развиваемого на базе опыта и сотрудничества ученых, имея в перспективе изменение  мира для всеобщего благосостояния, Бэкон решительно порывает с магией. Истинное знание, в отличие от магического, не принадлежит частным лицам, у  него нет покрова тайны; будучи общественным по характеру, оно излагается ясным  общедоступным языком. Пора заменить "философию слов" "философией дела", отдавая себе отчет в том, что функция знания иная, нежели та, которую ему приписывает традиция; следовательно, речь идет не о защите одного философа от другого, а о том, чтобы отказаться от ветхой традиции в целом, покончить с "философствующими недоучками, набитыми сказками... разрушителями духа и фальсификаторами, продажной толпой профессоров".

     Почти вся традиционная культура вращается  вокруг немногих имен - Аристотеля, Платона, Гиппократа, Галена, Евклида и Птолемея. "Итак, вы видите, - пишет Бэкон  в работе “Опровержение философий”, - что ваши богатства принадлежат  немногим и что надежды и удачи  всех людей скрыты, может быть, в  шести умах. Для Бэкона философия  древних греков - детская философия: "Греки были вечными детьми не только в том, что касается истории  или знания о прошлом, но особенно в изучении природы. Разве не отдает детством философия, которая может  только болтать и ссориться, но не умеет производить? Время, когда  она родилась, было временем сказаний, с бедной историей, скудные сведения для которой черпались в основном из описаний путешественников, ей недоставало  достоинства и благородства". Что же касается конкретно Аристотеля, Бэкон спрашивает: "Не слышится ли вам в его физике и метафизике чаще голос диалектики, нежели голос  природы? Чего можно ожидать от человека который сконструировал мир, так сказать, из категорий? Его ум был слишком нетерпелив и нетерпим, не способен остановиться, чтобы поразмыслить над идеями других, а иногда и над собственными мыслями довольно темными. О Платоне мнение Бэкона таково: Платон прежде всего политик, и "все, что он написал о природе, лишено основания, своей теологической доктриной он разрушал природную реальность ничуть не меньше, чем Аристотель своей диалектикой".

     Наука, по мнению Бэкона, не способна к новым  открытиям. Но и "традиционная логика, - читаем мы в “Новом Органоне”, - бесполезна для научного исследования". И  не только бесполезна, но даже вредна, поскольку служит только для умножения  ошибок традиции. Ведь силлогизм не делает ничего иного, кроме как выводит  следствия из посылок. Но не логика фиксирует и утверждает предпосылки: силлогизм "не способен проникнуть в глубину природных явлений, он ориентирован на нашу реакцию, а  не на реальность". Силлогизм состоит  из предложений: предложения из слов; а слова выражают понятия. В понятиях, используемых в силлогизмах традиционной философии, и особенно схоластики, утверждает Бэкон, "нет ничего четкого - ни логически, ни физически. Субстанция, качество, действие, пассивность и даже бытие не являются точными понятиями, еще менее таковы тяжелое - легкое, густое - редкое, влажное - сухое, порождение - разрушение, притяжение - отталкивание, элемент, материя - форма и т. д.; это все выдуманные и плохо определяемые понятия", "ибо не были выведены и абстрагированы методически из объектов". Аксиомы традиционной философии несправедливо выводятся путем произвольного перехода от немногих частных случаев к общим выводам. Это ложная индукция, которой Бэкон противопоставляет истинную: продвижение к основным принципам через промежуточные аксиомы с осторожностью и терпением, постоянно контролируя себя посредством опыта. "Есть только две возможные дороги поисков и обнаружения истины. Одна от чувства и частных случаев переносит сразу к аксиомам самого общего характера, и затем дает дорогу суждениям на основании этих принципов, уже закрепленных в их незыблемости, с тем, чтобы вывести на их основании промежуточные аксиомы; это наиболее распространенный путь. Другая - от чувства и частного приводит к аксиомам, постепенно и непрерывно поднимаясь по ступеням лестницы обобщения до тех пор, пока не подведет к аксиомам самого общего характера; это самая верная дорога, хотя она еще и не пройдена людьми". Но она должна быть пройдена, если мы хотим заменить культуру историко-литературного типа научно-технической цивилизацией. "Цель нашей науки,- пишет Бэкон, - в “Великом восстановлении наук”, - в том, чтобы открывать не аргументы, а искусства, не следствия, вытекающие из сформулированных принципов, но и сами принципы". А чтобы открыть принципы, богатые полезными аппликациями, необходим новый метод, отличающийся от аристотелевско-схоластического: "Согласно нашему методу аксиомы должны быть выводимы постепенно и постоянно с тем, чтобы только в конце прийти к понятиям самого общего характера"; эти последние должны быть "таковы, чтобы сама природа признала их, чтобы они проникали в суть вещей".

     Основную  цель своих сочинений, как и призвание  всей философии, Ф. Бэкон видел в  том, чтобы "восстановить в целом  или хотя бы привести к лучшему  виду то общение между умом и вещами, которому едва ли уподобится что-либо на земле или по крайней мере что-либо земное". С философской точки зрения, особого сожаления и срочного исправления заслуживают ставшие смутными и бесплодными понятия, употребляемые в науках. Отсюда - необходимость "заново обратиться к вещам с лучшими средствами и произвести восстановление наук и искусств и всего человеческого знания вообще, утвержденное на должном основании". Бэкон призывает своих современников и потомков обратить особое внимание на развитие наук и сделать это ради пользы жизни и практики, именно для "пользы и достоинства человеческого". Именно с Бэкона и начинается резкая смена ориентации в европейской культуре. Наука из подозрительного и праздного в глазах многих людей времяпрепровождения постепенно становится важнейшей, престижной областью человеческой культуры. В этом отношении многие ученые и философы нового времени идут по стопам Бэкона: на место схоластического многознания, оторванного от технической практики и от познания природы, они ставят науку, еще тесно связанную с философией, но в то же время опирающуюся на специальные опыты и эксперименты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Классификация системы  наук и роль  философии

     Свой  главный вклад философа в теорию и практику науки Бэкон видел  в том, чтобы подвести под науку  обновленное философско-методологическое обоснование. Он мыслил науки как  связанные в единую систему, каждая часть которой в свою очередь  должна быть тонко дифференцирована.

     "Наиболее  правильным разделением человеческого  знания является то, которое исходит  из трех способностей разумной  души, сосредоточивающей в себе  знание. История соответствует памяти, поэзия - воображению, философия  - рассудку. Историю - сообразованную с памятью - Ф. Бэкон делит на естественную и гражданскую (а каждую из них классифицирует еще более конкретно: так, гражданская история разделена на церковную, на историю наук и собственно гражданскую историю). Поэзия - коррелируемая с воображением - разделена на эпическую, драматическую, параболическую. Наиболее дробно разделена и классифицирована философия, которая понимается весьма широко и делится на множество видов и подвидов знания. Но еще до того Бэкон отделяет ее от “теологии боговдохновения"; подразделения последней он предоставляет теологам. Что же касается философии, то она прежде всего разделяется на два больших блока: на учение о природе, или естественную философию, и первую философию (учение об общих аксиомах наук, о трансценденции). В первый блок, или философское учение о природе, входят теоретические учения (физика с ее приложениями, метафизика) и практические (механика, магия с их приложениями). "Великим приложением к теоретической и практической естественной философии" становится математика (в свою очередь дифференцированная).

Информация о работе Проблема метода познания в философии Ф. Бэкона