Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:05, реферат
Френсис Бэкон (1561-1626) по праву считается родоначальником философии Нового времени. Происходил из дворянской семьи, которая в английской политической жизни занимала видное место (его отец был лордом-хранителем печати). Закончил Кембриджский университет. Процесс обучения, отмеченный схоластическим подходом, сводившимся к чтению и анализу по преимуществу авторитетов прошлого, не удовлетворял Бэкона.
Введение ……………………………………………………………………………3
1. Критика идеала знания алхимиков, традиционной философии и традиционной логики. Бэконовский замысел “Великого восстановления наук”…………………………………………………………………………………5
2. Классификация системы наук и роль философии……………………………9
3. "Антиципации природы" и "интерпретации природы"………………………11
4. Теория "идолов"……………………………………………………………….12
5. Цель науки: открытие "форм" …………………………………………………15
6. Индукция путем элиминации …………………………………………………16
7. Учение о методе и его влияние на философию XVII в. ………………………19
Заключение………………………………………………………...……………..20
Список литературы……………………………………
Федеральное
государственное
среднего профессионального образования
«Нижегородский
автомеханический техникум»
Реферат
по философии
Тема: «Проблема метода познания в философии Ф. Бэкона»
Нижний Новгород
2011
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………3
1. Критика
идеала знания алхимиков, традиционной
философии и традиционной логики. Бэконовский
замысел “Великого восстановления наук”…………………………………………………………………
2. Классификация системы наук и роль философии……………………………9
3. "Антиципации природы" и "интерпретации природы"………………………11
4. Теория
"идолов"…………………………………………………………
5. Цель науки: открытие "форм" …………………………………………………15
6. Индукция путем элиминации …………………………………………………16
7. Учение о методе и его влияние на философию XVII в. ………………………19
Заключение……………………………………………………
Список
литературы………………………………………………..
Введение
Развитие
нового буржуазного общества порождает
изменения не только в экономике, политике
и социальных отношениях, оно меняет и
сознание людей. Важнейшим фактором такого
изменения оказывается наука, и прежде
всего, экспериментально-
При
понимании проблем, которые стояли
перед философией XVII века, надо учитывать,
во-первых, специфику нового типа науки
– экспериментально-
Родоначальником эмпиризма был английский философ Ф. Бекон.
Френсис
Бэкон (1561-1626) по праву считается
родоначальником философии
Это обучение не давало ничего нового, и частности, в познании природы. Уже в то время он приходит к убеждению, что новые знания о природе необходимо получать, исследуя, прежде всего ее самое.
Был дипломатом в составе английской миссии в Париже. После смерти отца вернулся в Лондон, стал юристом, состоял в палате Общин. Делает блестящую карьеру при дворе короля Якова I.
С 1619 года Ф. Бэкон стал лорд-канцлером Англии. После того, как Яков I вынужден был вернуть Парламент по причине неуплаты жителями страны налогов, члены парламента взяли «реванш», в частности, Бэкона обвинили во взяточничестве и в 1621 г. отстранили от политической деятельности. Политическая карьера лорда Бэкона была окончена, он отходит от прежних дел и вплоть до самой смерти посвящает себя научной работе.
Одну группу работ Бэкона составляют труды, относящиеся к вопросам формирования науки и научного познания.
Это, прежде всего трактаты, так или иначе касающиеся его проекта "Великого Восстановления Наук" (из-за недостатка времени или по другим причинам этот проект не был закончен).
Этот
проект был создан к 1620 г., однако полной
реализации дождалась лишь вторая его
часть, посвященная новому индуктивному
методу, которая была написана и
опубликована под названием "Новый
Органон" также в 1620г. В 1623 г. выходит
в свет его работа «О достоинстве
и приумножении наук».
Бэконовский замысел “Великого восстановления наук”
Ради
общественно контролируемого
Почти
вся традиционная культура вращается
вокруг немногих имен - Аристотеля, Платона,
Гиппократа, Галена, Евклида и Птолемея.
"Итак, вы видите, - пишет Бэкон
в работе “Опровержение философий”,
- что ваши богатства принадлежат
немногим и что надежды и удачи
всех людей скрыты, может быть, в
шести умах. Для Бэкона философия
древних греков - детская философия:
"Греки были вечными детьми не
только в том, что касается истории
или знания о прошлом, но особенно
в изучении природы. Разве не отдает
детством философия, которая может
только болтать и ссориться, но не
умеет производить? Время, когда
она родилась, было временем сказаний,
с бедной историей, скудные сведения
для которой черпались в
Наука,
по мнению Бэкона, не способна к новым
открытиям. Но и "традиционная логика,
- читаем мы в “Новом Органоне”, - бесполезна
для научного исследования". И
не только бесполезна, но даже вредна,
поскольку служит только для умножения
ошибок традиции. Ведь силлогизм не
делает ничего иного, кроме как выводит
следствия из посылок. Но не логика
фиксирует и утверждает предпосылки:
силлогизм "не способен проникнуть
в глубину природных явлений,
он ориентирован на нашу реакцию, а
не на реальность". Силлогизм состоит
из предложений: предложения из слов;
а слова выражают понятия. В понятиях,
используемых в силлогизмах традиционной
философии, и особенно схоластики, утверждает
Бэкон, "нет ничего четкого - ни логически,
ни физически. Субстанция, качество, действие,
пассивность и даже бытие не являются
точными понятиями, еще менее таковы тяжелое
- легкое, густое - редкое, влажное - сухое,
порождение - разрушение, притяжение -
отталкивание, элемент, материя - форма
и т. д.; это все выдуманные и плохо определяемые
понятия", "ибо не были выведены и
абстрагированы методически из объектов".
Аксиомы традиционной философии несправедливо
выводятся путем произвольного перехода
от немногих частных случаев к общим выводам.
Это ложная индукция, которой Бэкон противопоставляет
истинную: продвижение к основным принципам
через промежуточные аксиомы с осторожностью
и терпением, постоянно контролируя себя
посредством опыта. "Есть только две
возможные дороги поисков и обнаружения
истины. Одна от чувства и частных случаев
переносит сразу к аксиомам самого общего
характера, и затем дает дорогу суждениям
на основании этих принципов, уже закрепленных
в их незыблемости, с тем, чтобы вывести
на их основании промежуточные аксиомы;
это наиболее распространенный путь. Другая
- от чувства и частного приводит к аксиомам,
постепенно и непрерывно поднимаясь по
ступеням лестницы обобщения до тех пор,
пока не подведет к аксиомам самого общего
характера; это самая верная дорога, хотя
она еще и не пройдена людьми". Но она
должна быть пройдена, если мы хотим заменить
культуру историко-литературного типа
научно-технической цивилизацией. "Цель
нашей науки,- пишет Бэкон, - в “Великом
восстановлении наук”, - в том, чтобы открывать
не аргументы, а искусства, не следствия,
вытекающие из сформулированных принципов,
но и сами принципы". А чтобы открыть
принципы, богатые полезными аппликациями,
необходим новый метод, отличающийся от
аристотелевско-
Основную
цель своих сочинений, как и призвание
всей философии, Ф. Бэкон видел в
том, чтобы "восстановить в целом
или хотя бы привести к лучшему
виду то общение между умом и вещами,
которому едва ли уподобится что-либо
на земле или по крайней мере что-либо
земное". С философской точки зрения,
особого сожаления и срочного исправления
заслуживают ставшие смутными и бесплодными
понятия, употребляемые в науках. Отсюда
- необходимость "заново обратиться
к вещам с лучшими средствами и произвести
восстановление наук и искусств и всего
человеческого знания вообще, утвержденное
на должном основании". Бэкон призывает
своих современников и потомков обратить
особое внимание на развитие наук и сделать
это ради пользы жизни и практики, именно
для "пользы и достоинства человеческого".
Именно с Бэкона и начинается резкая смена
ориентации в европейской культуре. Наука
из подозрительного и праздного в глазах
многих людей времяпрепровождения постепенно
становится важнейшей, престижной областью
человеческой культуры. В этом отношении
многие ученые и философы нового времени
идут по стопам Бэкона: на место схоластического
многознания, оторванного от технической
практики и от познания природы, они ставят
науку, еще тесно связанную с философией,
но в то же время опирающуюся на специальные
опыты и эксперименты.
2. Классификация системы наук и роль философии
Свой
главный вклад философа в теорию
и практику науки Бэкон видел
в том, чтобы подвести под науку
обновленное философско-
"Наиболее
правильным разделением
Информация о работе Проблема метода познания в философии Ф. Бэкона