Проблема метода познания в философии Ф. Бэкона

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:05, реферат

Описание работы

Френсис Бэкон (1561-1626) по праву считается родоначальником философии Нового времени. Происходил из дворянской семьи, которая в английской политической жизни занимала видное место (его отец был лордом-хранителем печати). Закончил Кембриджский университет. Процесс обучения, отмеченный схоластическим подходом, сводившимся к чтению и анализу по преимуществу авторитетов прошлого, не удовлетворял Бэкона.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
1. Критика идеала знания алхимиков, традиционной философии и традиционной логики. Бэконовский замысел “Великого восстановления наук”…………………………………………………………………………………5
2. Классификация системы наук и роль философии……………………………9
3. "Антиципации природы" и "интерпретации природы"………………………11
4. Теория "идолов"……………………………………………………………….12
5. Цель науки: открытие "форм" …………………………………………………15
6. Индукция путем элиминации …………………………………………………16
7. Учение о методе и его влияние на философию XVII в. ………………………19
Заключение………………………………………………………...……………..20
Список литературы……………………………………

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 110.88 Кб (Скачать)

7. Учение о методе и его влияние на философию XVII в.

     Первое  требование метода: отправляясь от твердого убеждения в единстве, целостности  природного универсума, в существовании  единой всеобщей ("божественной") закономерности, управляющей всеми  телами и всеми процессами, философы XVII столетия, тем не менее, видят  главную свою задачу в "разложении", "раздроблении" природы, "обособлении", "отдельном" изучении конкретных тел и процессов, а также в "раздельном" описании и анализе внешнего облика телесной, материальной природы, с одной  стороны, и ее закона - с другой. "Следует, - пишет Бэкон, - совершать разложение и разделение природы, конечно, не огнем, но разумом, который еcть как бы божественный огонь".

     Второе  требование метода, конкретизирующее специфику самого расчленения, гласит: расчленение не есть самоцель, но средство для выделения наиболее простого, наиболее легкого Бэкон характеризует  данное требование в двух его смыслах. Во-первых, единая, целостная вещь должна быть разложена на "простые природы", а затем выведена из них (например, "простые природы" золота - его желтизна, ковкость). Во-вторых, предметом рассмотрения должны стать простые, "конкретные тела, как они открываются в природе в ее обычном течении". "Эти исследования, - поясняет далее Бэкон, - относятся к естеством слитым - или собранным в одном построении, и здесь рассматриваются как бы частные и особые навыки природы, а не основные и общие законы, которые образуют формы".

     Третье  требование метода состоит в следующем. Поиски простых начал, простых природ, поясняет Бэкон, вовсе не означают, что речь идет о конкретных материальных явлениях или просто о частных  телах, об их конкретных частицах. Задача и цель науки значительно сложнее: следует "открывать форму природы, или истинное отличие, или производящую природу, или источник происхождения (ибо таковы имеющиеся у нас  слова, более всего приближающиеся к обозначению этой цели)". Речь идет, собственно, об открытии "закона и его разделов" (это содержание и вкладывает Бэкон в понятие "формы"), причем такого закона, который мог бы служить "основанием как знанию, так и деятельности".

     Четвертое требование метода отвечает на этот вопрос. "Прежде всего, - пишет Бэкон, - мы должны подготовить достаточную  и хорошую Естественную и Опытную  Историю, которая есть основа дела". Иными словами, мы должны тщательно  суммировать, перечислить все то, что говорит природа разуму, "предоставленному себе, движимому самим собой". Но уже в ходе перечисления, предоставления разуму примеров необходимо следовать  некоторым методологическим правилам и принципам, которые заставят эмпирическое исследование постепенно превратиться в выведение форм, в истинное истолкование природы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     По  крайней мере, три идейных фактора  определили формирование и характер новой европейской философии - возрождение  античных ценностей, религиозная реформация и развитие естествознания.

     И воздействие всех их отчетливо прослеживается в воззрениях Бэкона — последнего крупного философа Возрождения и  зачинателя философии нового времени. Его философия была продолжением натурализма Возрождения, который  он вместе с тем освобождал от пантеизма, мистицизма и различных суеверий. Продолжением и вместе с тем его  завершением.

     Провозгласив  великое значение естествознания и  технических изобретений для  человеческого могущества в практике, Бэкон верил, что этой идее его  философии суждена не просто долгая жизнь академически признанного  и канонизированного литературного  наследия, еще одного мнения среди  множества уже изобретенных человечеством.

     Он  считал, что со временем идея эта  станет одним из конструктивных принципов  всей человеческой жизни, которому "завершение даст судьба человеческого рода, притом такое, какое, пожалуй, людям, при нынешнем положении вещей и умов, нелегко  постигнуть и измерить". В известном  смысле он оказался прав.

     Деятельность  Бэкона как мыслителя и писателя была направлена на пропаганду науки, на указание ее первостепенного значения в жизни человечества, на выработку  нового целостного взгляда на ее строение, классификацию, цели и методы исследования. Он занимался наукой как ее лорд-канцлер, разрабатывая ее общую стратегию, определяя  генеральные маршруты ее продвижения  и принципы организации в бедующем обществе.

     Размышляя сегодня над наследием Фрэнсиса Бэкона, мы находим в нем самые различные элементы и напластования — новаторские и традиционалистские, научные и поэтические, мудрые и наивные, те, корни которых уходят вглубь веков, и те, которые протягивают во времени свои вечнозеленые побеги в миры иных социальных структур, проблем и умонастроений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы

  1. Гриненко Г. В. История философии: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Юрбит – Издат, 2005. 685с.
  2. Соколов В. В. Европейская философия 15-17 веков: Учебник для вузов. – 3с изд., испр. /В.В. Соколов. – М.: Высш. школа, 2003-428с.
  3. Спиркин А. Г. Философия: Учебник. -2-е изд. – М.: Гордорики, 2003.
  4. Тормасов Б. А. Философы и философия: Учебное пособие –М.: Острожье, 1998г
  5. Субботин А. Л. Фрэнсис Бэкон. М., 1974.

Информация о работе Проблема метода познания в философии Ф. Бэкона