Проблема истины в философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 16:31, научная работа

Описание работы

В данной работе будут рассмотрены понятие, основные концепции и критерии истины, понятия абсолютной и относительной истины. Немаловажным, на мой взгляд, является изучение отношений полезности и истинности, истины и правды, заблуждения, лжи.

Содержание

Введение. 3
Что есть истина? 4
Концепции истины 5
Критерии истины 11
Относительная, абсолютная, объективная истина 13
Познающий субъект 17
Полезность и истинность 18
Истина и правда 19
Истина, заблуждение и ложь 20
Заключение. 23
Использованная литература: 24

Работа содержит 1 файл

Проблема истины в философии.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра  философии. 

Научная работа

 

на  тему: Проблема истины в философии. 
 
 
 
 

Минск    2008

 

Оглавление.

 

Введение.

     Извечна гармония истины и красоты. В глубокой древности египетские мудрецы в знак непогрешимости и мудрости носили золотую цепь с драгоценным камнем, называющуюся истиной. Неувядаемая красота, гармония и благородство Парфенона – древнегреческого храма богини мудрости Афины Паллады - символизируют могущество мудрости и непобедимость истины. В мифологическом образе истина – прекрасная гордая и благородная женщина; иногда это богиня любви и красоты Афродита в колеснице, влекомой голубями – вечным символом мира.

     Обычно  истину определяют как соответствие знания объекту. Истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством либо чувственного или интеллектуального постижения, либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Таким образом, истина существует как субъективная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определена мерой его истинности. Истина есть свойство знания, а не объекта познания. Истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития.

     Истина  — величайшая социальная и личная ценность. Она укоренена в жизни  общества, играя в нем важную социальную и нравственно-психологическую роль. Ценность истины всегда неизмеримо велика, а время ее только увеличивает. Великие истины гуманизма, принципы социальной справедливости оплачены кровью и смертью многих из тех, для кого искание правды и защита интересов народа составляли смысл существования, кто сделал нас просвещеннее, умнее, культурнее, раскрыл истинный путь к счастью и прогрессу.

     В данной работе будут рассмотрены  понятие, основные концепции и критерии истины, понятия абсолютной и относительной  истины. Немаловажным, на мой взгляд, является изучение отношений полезности и истинности, истины и правды, заблуждения, лжи.

 

Что есть истина?

 Веками  слышится вопрос: 
Скажите, что есть истина? 
Я - Истина, - сказал Христос, 
И это слово истинно! 
Раз шел в претории допрос, 
Народ кричал неистово. 
Глас слышит Мой, - сказал Христос, - 
Тот, кто есть сам от Истины. 
Такой ответ как будто прост, 
Пилат в нем видит искренность, 
И все же задает вопрос: 
А что такое истина? 
Так, глядя Истине в глаза, 
Мы гоним ее истово, 
Забыв, что Сам Христос сказал: 
Я - Путь и Жизнь и Истина!

      По-гречески «истина» есть aletia, что в буквальном переводе означает «непотаенное», «открытое». Слово истина является заимствованным из старославянского языка. В старославянском образовано от ИСТЪ – «настоящий, несомненный, действительный» с помощью суффикса – ина.

    Истина  – это бытие, сущее, то, что есть. Таким образом, и в греческом, и в русском языках «истина» означает открытость бытия, выход сущего из потаенности. То, что есть, то открыто, не утаено от человека.

Истина  – одна из высших  духовных человеческих ценностей, венец познавательных потребностей и действий людей. «Истина – писал Гегель,- есть великое слово и еще более великое дело. Если дух и душа человека еще здоровы, то у него при звуках этого слова должна выше вздыматься грудь».1 Из зерен истинного знания произрастает богатство культуры и мощь техники, к истине обращаются те, кто стремился и стремится к свободе и просветлению разума. Но прояснился ли для людей вопрос об истине? На протяжении всего развития философии предлагается целый ряд вариантов ответа на этот важнейший вопрос теории познания. Еще Аристотель предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина - это соответствие знания объекту, действительности.

Р. Декарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.

    Д.  Беркли, а позднее Мах и Авенариус  рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства. Наконец, позиция прагматизма сводится к тому, что истина состоит в полезности знания, его эффективности.

 ИСТИНА - противоположность  лжи. В наше время слову этому  отвечает и правда, хотя вернее будет понимать под словом правда: правдивость, справедливость, правосудие, правота. Истина от земли, достояние разума человека, а правда с небес, дар благостыни. Истина относится к уму и разуму; а добро или благо к любви, нраву и воле.

Истина - адекватность познания действительности. Истина - точка зрения абсолютного Бога, совокупность известных и неизвестных законов. Воплощение ИСТИНЫ - процесс создания индивидуального истинного тела, следуя законам Бога, и действия, в соответствии с этими законами.

Концепции истины

    Истина  – это свойство наших знаний соответствовать действительности; это такая характеристика знания, которая предполагает адекватное отражение действительности в идеальных образах. Рассуждая об истине, мы рассуждаем о результатах нашей познавательной деятельности. Проблема истины в гносеологии заключается в определении достоверности знаний и их функций.

    С точки зрения достоверности знания могут оцениваться как истинные и ложные. Какую функцию выполняют  истинные знания? Зачем они нужны  человеку? Таких функций много. Истинные знания нужны в практической деятельности, в творчестве, в общении. Как же определить истинность знаний, какой критерий выбрать для этого? В философии существует несколько концепций относительно критериев истинности:

1. Классическая концепция истин.  Впервые она была сформулирована Аристотелем. Её суть сводится к латинскому veritas est adaequatio rei et intellectus. Точнее всего это можно сформулировать так: истина – это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного и интеллектуального постижения либо сообщения о нём и характеризуемая с точки зрения её достоверности. Другая, более упрощённая трактовка: Истина – адекватное отражение действительности в сознании.

    Понимание истины как соответствия  знаний вещам было свойственно в античности Демокриту, Эпикуру, Лукрецию. Классическая концепция истины была принята такими гигантами мысли как Аристотель, Фома Аквинский, П. Гольбах, Гегель, Фейербах (ранний период), Маркс и т.д. Классическая концепция присуща философам ХХ в. и многим современным философам. Материалистическое понимание истины было свойственно так же английским и французским философам Нового времени. Они определяли истину довольно чётко, постулируя в своих формулах истину, как «адекватное отображение действительности», присоединяясь к приверженцам классической концепции. Материалисты довольно часто считали истину самоочевидной в смысле рационалистической интуиции.

   В классической концепции действительность  трактуется, прежде всего, как  объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания. Действительность включает в себя здесь не только реально воспринимаемый мир, но и субъективную, духовную действительность. Нельзя не упомянуть здесь и о познании; его результат – истина, а также сам объект познания понимается как неразрывно связанное с предметно-чувственной деятельностью человека.  
Необходимо также упомянуть о конкретности истины в классической концепции. Конкретность истины – это зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. Это уточнение было востребовано в сравнительно позднее время, когда было достигнуто понимание природы и вселенной как динамичного целого, как изменяющейся системы.

Идеалистическое понимание истины проповедовал Лейбниц  и, конечно, Фейербах в поздний период. Он отождествлял истину с содержанием  человеческих ощущений: «Истинность  есть то же самое, что действительность, чувственность. Только чувственное  существо есть истинное, действительное существо. Только благодаря чувствам предмет даётся в истинном смысле, а не посредством мышления самого себя…».

 Идеалистическая  философия трактовала истину  более возвышенно, более неопределённо.  Здесь она понималась как свойство субъекта, состоящее в согласии с самим собой, со своими априорными формами (Кант) или же как вечное, вневременное, неизменное и безусловное свойство идеальных объектов (Платон, Августин). Кант утверждал, что «истина – это объективное свойство познания…».2 Идеалисты составляют вторую многочисленную группу философов, которые видят истину в идеале, в некотором недостижимом пределе. Это понимание было долгое время устойчивым, имея таких последователей как Лейбниц, Спиноза, Фейербах, Фихте. 

 Однако эта концепция столкнулась с целым рядом проблем, которые послужили поводом для ее критического пересмотра:

  1. Проблема природы познаваемой реальности. Человек в своем познании непосредственно имеет дело не с объективным миром "самим по себе", а с миром в том его виде, как он им чувственно воспринимается и осмысливается.
  2. Проблема характера соответствия мыслей реальности. Классическая концепция истины в ее "наивной" форме рассматривает это соответствие как простое копирование реальности мыслями. Исследования соответствия знаний действительности показывают, однако, что это соответствие не является простым и однозначным.
  3. Проблема критерия истины. Эта проблема сыграла исключительно важную роль в развитии классической концепции. Отчасти она связана с первой проблемой. Если человек непосредственно контактирует не с миром "в себе", а с чувственно воспринятым и концептуализированным миром, то спрашивается: каким образом он может проверить, соответствуют ли его утверждения самому миру?

    2. Когерентная  концепция (от лат. когеренс – находящийся в связи)   считает знание истинным в том случае, если оно внутренне самосогласованно, логически непротиворечиво. Причем в одних случаях этот признак рассматривается как единственный критерий истины (О.Нейрат), в других же истина понимается все–таки как соответствие знаний действительности, но критерием этого соответствия их внутренняя  непротиворечивость (Н.Решер). Главная проблема этой концепции состоит в том, что самосогласованность и непротиворечивость знания далеко не всегда означает его «совпадение» с реальностью. Тем не менее, принцип когерентности достаточно успешно используется в формализованном знании – например, в современной математике, где вопрос об ее соответствии действительности отходит как бы на второй план, уступая место внутренней логике математических теорий. 3   

    3. Прагматическая концепция  (от греч. прагма – дело, действие) исходит из функционального понимания истины, ее эффективности и полезности для достижения целей субъекта (Ч.Пирс, У.Джемс, Д.Дьюри). Джеймс писал, например, что « истиной прагматизм признает то, и это единственный его критерий истины, что лучше всего «работает» на нас, ведет нас, отмечая, правда, что именно в этом и заключается для истины «согласие с конкретной действительностью».4В этом утверждении заложена определенная опасность произвола и субъективации истины: каждый может считать истинным то, что привело его к намеченной цели – даже преднамеренную ложь. И тогда, возможно, справедлив известный принцип  «Цель оправдывает средства», который позволяет для достижения, казалось бы, благородных целей (например, построения коммунизм) использовать самые антигуманные средства – вплоть до уничтожения «врагов народа». Достоинства же прагматической концепции состоит в ее реалистическом, жизненном подходе к проблеме истины, в стремлении «заземлить» ее, наполнить практически значимым для человека содержание.           

    4. Договорная (конвенциональная) концепция исходит из того, что содержание истины носит условный характер, а истина является результатом соглашения между учеными, достигнутого на основе критериев удобства, простоты, полезности, непротиворечивости. Действительно, знания не получившие признания, неизвестные в научном сообществе, могут остаться незамеченными.  

    5. Экзистенциалистская  концепция.  Ярким  представителем этой концепции является Хайдеггер.  Истина есть свобода. Это процесс с одной стороны,  в котором мир открывается нам с одной стороны, а с другой человек сам волен выбирать каким способом и чем можно познать этот мир.

    6. Диалектико-материалистическая концепция истины базируется на принципах активного отражения действительности, признания объективности истины, а также на раскрытии механизмов процесса постижения истины. Всякая истина, коль она является отражением объективного мира, включает в себя содержание, которое не зависит от человека и человечества. По форме наши знания субъективны, они представляют собой продукт познавательной деятельности, человеческой активности. По содержанию же истины объективны: это содержание есть отраженная реальность, а сама эта реальность не зависит от человека. Поэтому всякая истина представляет собой объективную истину. Таким образом, постулат объективности характеризует ее с точки зрения содержания знания. Признавать объективную истину значит признавать, что мир существует независимо от нас, объективно и что наше знание способно адекватно, то есть верно отразить мир.5

Информация о работе Проблема истины в философии