Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 01:05, реферат
Проблема искусственного интеллекта является сейчас одной из самых злободневных. Ей занимаются ученые различных специальностей: кибернетики, лингвисты, психологи, философы, математики, инженеры.
Понятие искусственного интеллекта.
История искусственного интеллекта.
Проблемы искусственного интеллекта и их пути решения.
Искусственный интеллект и философия.
Гносеологические проблемы искусственного интеллекта.
Однако для того, чтобы создать именно искусственный интеллект, необходимо, по меньшей мере[3]:
Основой доказательства невозможности создания искусственного интеллекта в его существующем представлении (определении) являются ограничения формальной логики. Главное то, что в формальной логике суждение существует вместе со всеми своими свойствами, что и является основой доказательства невозможности создания искусственного интеллекта в его известном понимании. Другими положениями доказательства являются некоторые аксиомы формальной логики.
Искусственный интеллект не будет создан не только по функциональным и формально логическим причинам.
Также существенны следующие причины[3]:
если использовать терминологию И.П. Павлова, то искусственный интеллект представляет собою некую физическую реализацию, в основном, первой сигнальной системы, которая есть условно-рефлекторная деятельность: врожденные рефлексы (собственные данные и возможности), восприятие и обработка раздражений (данных), в том числе в целях решения тех или иных задач, накопление информации о себе и мире, адаптация, приобретенные формы (т.е. те же аспекты, что и принимаемые как характеристики искусственного интеллекта).
Иными словами, разрабатывается не искусственный интеллект, а система условно-рефлекторной деятельности или рефлективного мышления.
Во-вторых, не учитывается ассоциативное мышление человека, которое определено не только функционированием мозга (как рефлективное мышление) и ощущениями, но и внешней объективностью, которая идентифицируется в человеческом сознании – в элементе, отсутствующем в понимании, определении и создании искусственного интеллекта.
В-третьих, и это главное, искусственный интеллект не будет создан, пока не будут «разделены» человеческое сознание и человеческое мышление.
Сказанное можно обобщить в диалектических представлениях следующим образом: создаваемый «искусственный интеллект» представляет собою всего лишь некую физическую реализацию рефлективного мышления.
Воссоздается не интеллект, а нечто другое.
Но если признать это, то важность и возможность реализации такой научной задумки станут очевидными.
А то, что подразумевают под «искусственным интеллектом» (до создания очень далеко), в Новейшей философии понимается как искусственный диалектический интеллект, который определяется с учетом а) ряда исключительно диалектических категорий, в частности, «человеческое мышление» и «внешняя рефлексия человеческого сознания», и б) возможностей высших уровней вообще мышления.
низшей логикой, соответствующей рассудочному мышлению, считается формальная логика,
средней логикой, соответствующей диалектическому мышлению, считается (новофилософская) абстрактная логика, включающая математическую логику,
высшей логикой, соответствующей мышлению, считается реальная логика, включающая (образующую) топологию логики, служащую основной концепции искусственного диалектического интеллекта, и формализуемую («математическую») часть реальной логики, в (для) которой неверны теоремы Геделя о неполноте.[3]
Важно осознавать, что современный ИИ не только наследует богатую интеллектуальную традицию, но и делает свой вклад в нее.
Например, поставленный Тьюрингом вопрос о разумности программ отражает наше понимание самой концепции разумности. Что такое разумность, как ее описать? Какова природа знания? Можно ли его представить в устройствах? Что такое навыки? Может ли знание в прикладной области соотносится с навыком принятия решений в этой среде? Как знание о том, что есть истина (аристотелевская "теория"), соотносится со знанием, как это сделать ("практика")?
Ответы на эти вопросы составляют важную часть работы исследователей и разработчиков ИИ. В научном смысле программы ИИ можно рассматривать как эксперименты. Проект имеет конкретную реализацию в виде программы, и программа выполняется как эксперимент. Разработчики программы изучают результаты, а затем перестраивают программы и вновь ставят эксперимент. Таким образом возможно определить, являются ли наши представления и алгоритмы достаточно хорошими моделями разумного поведения. Ньюэлл и Саймон предложили этот подход к научному познанию в своей тьюринговской лекции 1976 г.
Ньюэлл и Саймон также предложили более сильную модель интеллекта в своей гипотезе о физической символьной системе: физическая система проявляет разумное поведение тогда и только тогда, когда она является физической символьной системой. В главе 16 подробно рассматривается практический смысл этой теории, а также критические замечания в ее адрес.
Многие применения ИИ подняли глубокие философские вопросы. В каком смысле можно заявить, что компьютер "понимает" фразы естественного языка? Продуцирование и понимание языка требует толкования символов. Недостаточно правильно сформировать строку символов.
Механизм понимания должен уметь приписывать им смысл или интерпретировать символы в зависимости от контекста. Что такое смысл? Что такое интерпретация?
Подобные философские вопросы встают во многих областях применения ИИ, будь то построение экспертных систем или разработка алгоритмов машинного обучения.
Гносеологический анализ проблемы искусственного интеллекта вскрывает роль таких познавательных орудий, как категории, специфическая семиотическая система, логические структуры, ранее накопленное знание. Они обнаруживаются не посредством исследования физиологических или психологических механизмов познавательного процесса, а выявляются в знании, в его языковом выражении. Орудия познания, формирующиеся, в конечном счете, на основе практической деятельности, необходимы для любой системы, выполняющей функции абстрактного мышления, независимо от ее конкретного материального субстрата и структуры. Поэтому, чтобы создать систему, выполняющую функции абстрактного мышления, т. е. в конечном счете, формирующую адекватные схемы внешних действий в существенно меняющихся средах, необходимо наделить такую систему этими орудиями.
Развитие систем искусственного интеллекта за последние десятилетия идет по этому пути. Однако степень продвижения в данном направлении в отношении каждого из указанных познавательных орудий неодинакова и в целом пока незначительна.[2]
1. В наибольшей мере системы
искусственного интеллекта
2. Намного сложнее обстоит дело
с семиотическими системами,
Прежде всего, для решения ряда
задач необходимо последовательное
приближение семиотических
Однако многие универсалии естественных языков, необходимые для выполнения ими познавательных функций, в языках искусственного интеллекта пока реализованы слабо (например, открытость) или используются ограниченно (например, полисемия). Все большее воплощение в семиотических системах универсалий естественного языка, обусловленных его познавательной функцией, выступает одной из важнейших линий совершенствования систем искусственного интеллекта, особенно тех, в которых проблемная область заранее жестко не определена.
Современные системы искусственного интеллекта способны осуществлять перевод с одномерных языков на многомерные. В частности, они могут строить диаграммы, схемы, чертежи, графы, высвечивать на экранах кривые и т. д. ЭВМ производят и обратный перевод (описывают графики и тому подобное с помощью символов). Такого рода перевод является существенным элементом интеллектуальной деятельности. Но современные системы искусственного интеллекта пока не способны к непосредственному (без перевода на символический язык) использованию изображений или воспринимаемых сцен для "интеллектуальных" действий. Поиск путей глобального (а не локального) оперирования информацией составляет одну из важнейших и перспективных задач теории искусственного интеллекта.
В формализованном понятийном аппарате некоторых систем представления знаний предприняты отдельные (теоретически существенные и практически важные) попытки выражения некоторых моментов содержания и других категорий (например, "причина", "следствие"). Однако ряд категорий (например, "сущность", "явление") в языках систем представления знаний отсутствует. Проблема в целом разработчиками систем искусственного интеллекта в полной мере еще не осмыслена, и предстоит большая работа философов, логиков и кибернетиков по внедрению аналогов категорий в системы представления знаний и другие компоненты интеллектуальных систем. Это одно из перспективных направлений в развитии теории и практики кибернетики.
Не является совершенным и взаимодействие вновь поступающей информации с совокупным знанием, фиксированным в системах. В семантических сетях и фреймах, использующихся при представлении знаний, пока недостаточно используются методы, благодаря которым интеллект человека легко пополняется новой информацией, находит нужные данные, перестраивает свою систему знаний и т. д.
Таким образом, хотя определенные шаги к воплощению гносеологических характеристик мышления в современных системах искусственного интеллекта сделаны, но в целом эти системы еще далеко не владеют комплексом гносеологических орудий, которыми располагает человек и которые необходимы для выполнения совокупности функций абстрактного мышления. Чем больше характеристики систем искусственного интеллекта будут приближены к гносеологическим характеристикам мышления человека, тем ближе будет их "интеллект" к интеллекту человека, точнее, тем выше будет их способность к комбинированию знаковых конструкций, воспринимаемых и интерпретируемых человеком в качестве решения задач и вообще воплощения мыслей.
В связи с этим возникает сложный
вопрос. При анализе познавательного
процесса гносеология абстрагируется
от психофизиологических механизмов,
посредством которых
Информация о работе Проблема «искусственного интеллекта» в современной философии и науке