Проблема «искусственного интеллекта» в современной философии и науке

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 01:05, реферат

Описание работы

Проблема искусственного интеллекта является сейчас одной из самых злободневных. Ей занимаются ученые различных специальностей: кибернетики, лингвисты, психологи, философы, математики, инженеры.

Содержание

Понятие искусственного интеллекта.
История искусственного интеллекта.
Проблемы искусственного интеллекта и их пути решения.
Искусственный интеллект и философия.
Гносеологические проблемы искусственного интеллекта.

Работа содержит 1 файл

Искусственный интеллект_ed.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И  МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ  НАУКИ

 

 

 

 

 

 

 

Тема № 47

Проблема «искусственного  интеллекта» в современной философии  и науке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск – 2012 
Содержание

 

 

 

Введение

 

Проблема  искусственного интеллекта является сейчас одной из самых злободневных. Ей занимаются ученые различных специальностей: кибернетики, лингвисты, психологи, философы, математики, инженеры. При исследовании проблем, связанных с искусственным интеллектом, решаются многие основополагающие вопросы, связанные с путями развития научной мысли, с воздействием достижений в области вычислительной техники и робототехники на жизнь будущих поколений людей. Здесь возникают и развиваются новые методы научных междисциплинарных исследований. Здесь формируется новый взгляд на роль тех или иных научных результатов и возникает то, что можно назвать философским осмыслением этих результатов.

Однако  точного определения искусственного интеллекта не существует, так как в философии не решён вопрос о природе и статусе человеческого интеллекта. Нет и точного критерия достижения компьютерами «разумности», хотя на заре искусственного интеллекта был предложен ряд гипотез, например, тест Тьюринга или гипотеза Ньюэлла — Саймона. На данный момент есть множество подходов как к пониманию задачи ИИ, так и созданию интеллектуальных систем.

Эта наука связана с психологией, нейрофизиологией, трансгуманизмом и другими. Как и все компьютерные науки, она использует математический аппарат. Особое значение для неё имеют философия и робототехника.

Искусственный интеллект — очень молодая область исследований. Её исторический путь напоминает синусоиду, каждый «взлёт» которой инициировался какой-либо новой идеей. В настоящий момент её развитие находится на «спаде», уступая место применению уже достигнутых результатов в других областях науки, промышленности, бизнесе и даже повседневной жизни.

Несмотря на то, что, по мнению некоторых  ученых, искусственный интеллект  принципиально невозможен, разработки в области создания систем искусственного интеллекта являются одним из приоритетных направлений в науке.

Банки применяют системы искусственного интеллекта (СИИ) в страховой деятельности (актуарная математика) при игре на бирже и управлении собственностью. Методы распознавания образов, (включая, как более сложные и специализированные, так и нейронные сети) широко используют при оптическом и акустическом распознавании (в том числе текста и речи), медицинской диагностике, спам-фильтрах, в системах ПВО (определение целей), а также для обеспечения ряда других задач национальной безопасности.

Разработчики компьютерных игр вынуждены применять искусственный интеллект той или иной степени проработанности. Стандартными задачами искусственного интеллекта в играх являются нахождение пути в двухмерном или трёхмерном пространстве, имитация поведения боевой единицы, расчёт верной экономической стратегии и так далее.

Сейчас просматриваются два направления развития искусственного интеллекта: первое заключается в решении проблем связанных с приближением специализированных систем искусственного интеллекта к возможностям человека и их интеграции, которая реализована природой человека; второе заключается в создании Искусственного Разума, представляющего интеграцию уже созданных систем искусственного интеллекта в единую систему, способную решать проблемы человечества.

 

  1. Понятие искусственного интеллекта и его история.

    1. Понятие искусственного интеллекта.

 

Искусственный интеллект (ИИ) можно определить как область компьютерной науки, занимающуюся автоматизацией разумного поведения. ИИ рассматривается как часть компьютерной науки, которая опирается на ее теоретические и прикладные принципы. Эти принципы сводятся к структурам данных, используемым для представления знаний, алгоритмам применения этих знаний, а также языкам и методикам программирования, используемым при их реализации.[4]

Тем не менее, это определение имеет существенный недостаток, поскольку само понятие интеллекта не очень понятно и четко сформулировано. Большинство из нас уверены, что смогут отличить "разумное поведение", когда с ним столкнутся. Однако вряд ли кто-нибудь сможет дать интеллекту определение, достаточно конкретное для оценки предположительно разумной компьютерной программы и одновременно отражающее жизнеспособность и сложность человеческого разума.

Итак, проблема определения искусственного интеллекта сводится к проблеме определения интеллекта вообще: является ли он чем-то единым, или же этот термин объединяет набор разрозненных способностей? В какой мере интеллект можно создать, а в какой он существует априори? Что именно происходит при таком создании? Что такое творчество? Что такое интуиция? Можно ли судить о наличии интеллекта только по наблюдаемому поведению, или же требуется свидетельство наличия некоего скрытого механизма? Как представляются знания в нервных тканях живых существ, и как можно применить это в проектировании интеллектуальных устройств? Что такое самоанализ и как он связан с разумностью? И, более того, необходимо ли создавать интеллектуальную компьютерную программу по образу и подобию человеческого разума, или же достаточно строго "инженерного" подхода? Возможно ли вообще достичь разумности посредством компьютерной техники, или же сущность интеллекта требует богатства чувств и опыта, присущего лишь биологическим существам?

На эти вопросы ответа пока не найдено, но все они помогли сформировать задачи и методологию, составляющие основу современного ИИ. Отчасти привлекательность искусственного интеллекта в том и состоит, что он является оригинальным и мощным орудием для исследования именно этих проблем. ИИ предоставляет средство и испытательную модель для теорий интеллекта: такие теории могут быть переформулированы на языке компьютерных программ, а затем испытаны при их выполнении.

По этим причинам наше первоначальное определение, очевидно, не дает однозначной характеристики для этой области науки. Оно лишь ставит новые вопросы и открывает парадоксы в области, одной из главных задач которой является поиск самоопределения. Однако проблема поиска точного определения ИИ вполне объяснима. Изучение искусственного интеллекта - еще молодая дисциплина, и ее структура, круг вопросов и методики не так четко определены, как в более зрелых науках, например, физике.

Искусственный интеллект призван расширить возможности компьютерных наук, а не определить их границы. Одной из важных задач, стоящих перед исследователями, является поддержание этих усилий ясными теоретическими принципами.

Из-за специфики проблем и целей искусственный интеллект не поддается простому определению. Поэтому на первых порах просто опишем его как спектр проблем и методологий, изучаемых разработчиками систем искусственного интеллекта. Это определение может показаться глупым и бессмысленным, но оно отражает важный факт: искусственный интеллект, как и любая наука, является сферой интересов человека, и лучше всего рассматривать его в этом контексте.

Любая наука, включая ИИ, рассматривает некоторый круг проблем и разрабатывает подходы к их решению. Краткое изложение истории искусственного интеллекта, рассказ о личностях и их гипотезах, положенных в основу этой науки, поясняет, почему некоторые проблемы стали доминировать в этой области.

    1. История искусственного интеллекта.

 

Идея создания искусственного подобия  человеческого разума для решения  сложных задач и моделирования  мыслительной способности витала в  воздухе с древнейших времен. Впервые  ее выразил Р. Луллий (ок.1235-ок.1315), который еще в XIV в. пытался создать машину для решения различных задач на основе всеобщей классификации понятий.

В XVIII в. Г.Лейбниц (1646 - 1716) и Р.Декарт (1596 - 1650) независимо друг от друга развили эту идею, предложив универсальные языки классификации всех наук. Эти идеи легли в основу теоретических разработок в области создания искусственного интеллекта.

Развитие  искусственного интеллекта как научного направления стало возможным  только после создания ЭВМ. Это произошло  в 40-х гг. XX в. В это же время Н.Винер (1894 - 1964) создал свои основополагающие работы по новой науке — кибернетике.

Термин  искусственный интеллект (artificial intelligence) предложен Джоном Маккарти в 1956 г. на семинаре с аналогичным названием  в Станфордском университете (США). Семинар был посвящен разработке логических, а не вычислительных задач.

В 50-х годах  исследователи в области ИИ пытались строить разумные машины, имитируя мозг. Эти попытки оказались безуспешными по причине полной непригодности  как аппаратных так и программных средств.

В 60-х годах предпринимались  попытки отыскать общие методы решения  широкого класса задач, моделируя сложный  процесс мышления. Разработка универсальных  программ оказалась слишком трудным  и бесплодным делом. Чем шире класс задач, которые может решать одна программа, тем беднее оказываются ее возможности при решении конкретной проблемы.

В начале 70-х  годов специалисты в области  ИИ сосредоточили свое внимание на разработке методов и приемов  программирования, пригодных для  решения более специализированных задач: методов представления (способы формулирования проблемы для решения на средствах вычислительной техники (ВТ)) и методах поиска (способы управления ходом решения так, чтобы оно не требовало слишком большого объема памяти и времени).

И только в  конце 70-х годов была принята принципиально  новая концепция, которая заключается  в том, что для создания интеллектуальной программы ее необходимо снабдить множеством высококачественных специальных знаний о некоторой предметной области. Развитие этого направления привело к созданию экспертных систем (ЭС).

В 80-х годах ИИ пережил второе рождение. Были широко осознаны его  большие потенциальные возможности  как в исследованиях, так и  в развитии производства. В рамках новой технологии появились первые коммерческие программные продукты. В это время стала развиваться область машинного обучения. До этих пор перенесение знаний специалиста-эксперта в машинную программу было утомительной и долгой процедурой. Создание систем, автоматически улучшающих и расширяющих свой запас эвристических (не формальных, основанных на интуитивных соображениях) правил - важнейший этап в последние годы. В начале десятилетия в различных странах были начаты крупнейшие в истории обработки данных национальные и международные исследовательские проекты, нацеленные на «интеллектуальные ВМ пятого поколения».

В настоящий момент в создании искусственного интеллекта (в первоначальном смысле этого слова, экспертные системы и шахматные программы сюда не относятся) наблюдается интенсивное перемалывание всех предметных областей имеющих хоть какое-то отношение к ИИ в базы знаний. Практически все подходы были опробованы, но к возникновению искусственного разума ни одна исследовательская группа так и не подошла.

Исследования ИИ влились в общий поток технологий сингулярности (видового скачка, экспотенциального развития человека), таких как нанотехнология, молекулярная биоэлектроника, теоретическая биология, квантовая теория, ноотропики, экстромофилы и т. д.

 

  1. Проблемы искусственного интеллекта и их пути решения

 

 

    Проблема искусственного интеллекта является сейчас одной из самых злободневных. Ей занимаются ученые различных специальностей: кибернетики, лингвисты, психологи, философы, математики, инженеры. При исследовании проблем, связанных с искусственным интеллектом, решаются многие основополагающие вопросы, связанные с путями развития научной мысли, с воздействием достижений в области вычислительной техники и робототехники на жизнь будущих поколений людей. Здесь возникают и развиваются новые методы научных междисциплинарных исследований. Здесь формируется новый взгляд на роль тех или иных научных результатов и возникает то, что можно назвать философским осмыслением этих результатов.

Обычно определяется, что искусственный интеллект – это прикладной (компьютерный) процесс, имеющий свойства, ассоциируемые с мышлением человека.

Как видно, одной из трудностей понимания и реализации искусственного интеллекта является то, что его определение производится через неизвестное мышление человека.

Так как что такое мышление человека, наукам даже приблизительно еще не известно, то, по сути, искусственный интеллект – это интуитивно создаваемая, согласно некоторым представлениям, компьютерная система.

Одними из «некоторых представлений» являются «характеристики искусственного интеллекта».

Выделяют следующие характеристики искусственного интеллекта[1]:

  • наличие собственных развивающихся модели внешнего мира и (баз) данных, что предполагает способность дополнения и развития имеющейся информации (но всегда говорится о знаниях). Это положение якобы определяет индивидуальность любой модели при конкретной реализации, но, как оказывается, не в смысле «индивидуальности личности», а в смысле однозначности заложенных алгоритмов функционирования и решаемых устройством задач, что не похоже на интеллект;
  • способность к адаптации; искусственный интеллект – это адаптивная система, хотя только по запрограммированным аспектам;
  • относительная самостоятельность в оценке ситуации, включая возможность работы в ситуациях, связанных с неполнотой или неоднозначностью приходящих или имеющихся данных, что также обеспечивается заданным программным обеспечением, т.е. «относительной самостоятельности», по сути, нет;
  • возможность различных (но заранее заданных) интерпретаций запросов к системе и воздействий на нее.
  • иногда отдельно выделяются некоторые из индуцируемых возможностей, например, псевдосамостоятельное конструирование новых информационных структур, распознание языков ввода информации, способность к взаимодействию и др.

Информация о работе Проблема «искусственного интеллекта» в современной философии и науке