Проблема иерархии ценностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:10, контрольная работа

Описание работы

Аксиология (греч. аxia – ценность) – философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как исходных нравственных, эстетических и др. принципов, задающих жизни людей направленность к конкретным деяниям и мотивирующих человеческие поступки. Возникновение в конце 18 в. понятия «ценность» было связано с пересмотром традиционного натурфилософского обоснования этики, предлагавшего тождество природного бытия и блага. Так, представители кинической философии (Антисфен, Диоген) полагали, что этические нормы возникают вследствие подражания природе, которая якобы является разумно организованной, совершенной и поэтому может служить эталоном для человеческих взаимоотношений. Такие представления сохранялись длительное время (Руссо, Прудон, Толстой и др.)

Содержание

Введение.
Основные подходы к проблеме ценностей.
Ценности духовные и материальные.
Социальные ценности и социализация личности.
Жизнь, как главная ценность.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

     История человечества насчитывает несколько  сот тысяч лет, историческая эпоха, сведения о которой в сколько-нибудь систематизированном виде сохранились  – несколько тысячелетий. С точки зрения тех ценностей, которые в ходу у философов в настоящее время: демократии, прав и свобод человека, свободной личности, жизнь людей в доисторическую эпоху бессмысленна. Однако важнейший смысл этой эпохи в том, что люди выжили, сохранили и укрепили Жизнь человека как биологического вида в постоянной борьбе с враждебной природой. Мы не знаем подробностей их жизни, но, зная природу человека, мы можем совершенно точно сказать, что Жизнь и тогда была высшей общечеловеческой ценностью.

     То, что жизнь представляет ценность для человека - не новость. Чем же объяснить, что это понятие не заняло своего фундаментального места среди общечеловеческих ценностей? Ведь вывод о ценности Жизни основан на простом тезисе о том, что человек - часть природы, который выдвигали философы ещё Древнего мира.

     Понятие Жизнь носит всеобъемлющий характер без качественных оценок, без деления на «хорошо» или «плохо». Для осознания Жизни в качестве ценности человек должен охватить своим сознанием её всю, понять и осознать кровную связь с жизнью всей природы на Земле. Для этого необходимо было, чтобы человек знал и понимал природу, основные её законы, понимал, что эти же законы распространяются на него самого. Необходимо было, чтобы он превратился в человека с планетарным мышлением, охватывающим своим сознанием всё живое на Земле. И такая эволюция сознания человека произошла за период времени, который мы называем историческим.

     Содержанием этого процесса является познавательная деятельность человека, развитие науки, накопление знаний о законах природы, о природе самого человека. Развитие наук, как часть общественной практики человечества, и связанное с этим развитие сознания человека является доказательством плодотворности рационального способа мышления.

     Для осознания ценности Жизни необходимо и качественное изменение сознания человека. От сознания животного, обеспокоенного только страхом за свою собственную жизнь, к сознанию ответственности за Жизнь на Земле. Это эволюция отношения к самому себе и другим людям, к природе в целом. От осознания себя в качестве члена стада, рода, племени, народа, нации - к осознанию себя частью человечества. От сознания ценности собственной жизни - к сознанию того, что она является лишь временным проявлением жизни этноса и всего человечества. Через осознание ценности жизни собственного этноса, всего человечества – к осознанию ценности Жизни в целом.

     Главным содержанием этого процесса является формирование внутреннего мира человека: от полной власти инстинктов, крайнего эгоизма к умению жить с людьми, терпимости, пониманию, сопереживанию, служению людям, от враждебности по отношению к природе, потребительского хищнического отношения к ней к чувству ответственности за всё живое на Земле.

     Достижение  гармонии в отношениях с самим  собой, с другими людьми, с природой – таковы характеристики человека, сознающего в качестве главной общечеловеческой ценности – Жизнь.  
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Сегодня перед нашим обществом особенно остро встали вопросы о том, как  достать и возвратить людям духовную сущность, которую они потеряли, что необходимо сделать, чтобы человек  ощутил себя счастливым. Следует определить, где и когда мы растеряли те моральные ценности, которыми должно дорожить каждое человеческое сообщество. Анализируя произведения отечественных и зарубежных писателей и поэтов, мы много говорим об общечеловеческих ценностях – те ценности, которые являются важными в любую эпоху, - о доброте, честности, человечности, любви, справедливости, мудрости. Казалось бы, нет сомнения в том, что тот, кто не придерживается норм морали, не имеет права на счастье, а тот, кто всю жизнь посвящает служению добру, справедливости, должен быть счастливым. Но в жизни не все придерживаются моральных законов. Довольно часто, к сожалению, приходится убеждаться, что в мире много корыстности, неверности, вранья.

     Сейчас, когда в нашем обществе происходят существенные изменения, каждый человек больше заботится о материальном благосостоянии, а вечные ценности становятся абстракцией. Но, однако, хочется верить в добро, порядочность, любовь, дружбу, беречь эти чувства. Дружбу, как и любовь, можно потерять за один миг, потому что она не терпит измены.

     Ежедневно мы становимся свидетелями жестокости и безразличия к чужой беде. Она видна в пренебрежении  к бедным, старым, немощным, в душевной черствости многих чиновников. Потребительская  психология приводит к торжеству  принципа изуверов – „человек человеку - волк”, что и порождает насилие, терроризм, наркоманию, алкоголизм, разврат.

     А храмы стоят в лесах... Недостроенные  храмы нашей духовности. И если в человеческих душах не утвердятся идеи общечеловеческих моральных ценностей, которые выстраданы тысячелетиями и закреплены в этических учениях мировой религии, человечество через моральный кризис очутится на грани мирового катаклизма. Поэтому надо помнить, что абсолютные вечные ценности доброты, честности, любви, справедливости, всегда должны быть самым главным моральным ориентиром в нашей жизни.

     И не следует бояться и стесняться обсуждать такие философские  темы со своими друзьями, родными или  просто знакомыми людьми. Ведь чем  больше мы будем об этом говорить, тем  быстрее идеи общечеловеческих моральных  ценностей укрепятся в нашей жизни и займут основное положение в душах нашего народа.

     Жизнь.…  Какое короткое слово, но какой глубокий смысл, какая вдохновляющая сила в нем! Жить…жить…жить…Человек рождается  для счастья и для радости, и борется он, и действует во имя счастья. И не надо забывать, что ты живешь среди людей, что каждый твой поступок, каждое желание отражается на людях, которые тебя окружают, – знай, что есть граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Придерживайся норм морали и будь чистым перед самим собой!  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы.

  1. Алексеев П.В. Социальная философия. Учебное пособие М.: Проспект, 2004. — 256с. 
  2. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. Учебное пособие, М.: СЛОВО; ЭКСМО, 2003. - 672с.
  3. Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. Учебное пособие М.: Контур, 1998. — 464с.
  4. Савкин Н.С., Абрамов В.А., Белкин А.И. и др. Философия., Учебник Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. — 356с.
  5. Хрестоматия по философии. (Учебное пособие)  Под ред. Радугина А.А. М.: Центр, 2001. — 416с.

Информация о работе Проблема иерархии ценностей