Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:10, контрольная работа
Аксиология (греч. аxia – ценность) – философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как исходных нравственных, эстетических и др. принципов, задающих жизни людей направленность к конкретным деяниям и мотивирующих человеческие поступки. Возникновение в конце 18 в. понятия «ценность» было связано с пересмотром традиционного натурфилософского обоснования этики, предлагавшего тождество природного бытия и блага. Так, представители кинической философии (Антисфен, Диоген) полагали, что этические нормы возникают вследствие подражания природе, которая якобы является разумно организованной, совершенной и поэтому может служить эталоном для человеческих взаимоотношений. Такие представления сохранялись длительное время (Руссо, Прудон, Толстой и др.)
Введение.
Основные подходы к проблеме ценностей.
Ценности духовные и материальные.
Социальные ценности и социализация личности.
Жизнь, как главная ценность.
Заключение.
Список использованной литературы.
ВВЕДЕНИЕ.
Аксиология (греч. аxia – ценность) – философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как исходных нравственных, эстетических и др. принципов, задающих жизни людей направленность к конкретным деяниям и мотивирующих человеческие поступки. Возникновение в конце 18 в. понятия «ценность» было связано с пересмотром традиционного натурфилософского обоснования этики, предлагавшего тождество природного бытия и блага. Так, представители кинической философии (Антисфен, Диоген) полагали, что этические нормы возникают вследствие подражания природе, которая якобы является разумно организованной, совершенной и поэтому может служить эталоном для человеческих взаимоотношений. Такие представления сохранялись длительное время (Руссо, Прудон, Толстой и др.).
Понятие нравственной ценности впервые появляется у Канта. Он признал автономность и самодостаточность разума и это дало ему возможность противопоставить сферу нравственности сфере природы, сферу свободы – сфере необходимости. Однако в человеке эти сферы существуют вместе. Человек, как природное существо, как живая плоть, находится под влиянием природы. В этом отношении он несвободен. Но как познающий субъект, обладающий разумом, он свободен и следует своему разуму, который определяет его волю и практическое поведение. Его свобода в сфере нравственности покоится на априорных ценностях, создаваемых разумом. Ценности сами по себе не имеют бытия, не обладают физической данностью. У них есть только значимость, как некоторая идеальная истинность. Они суть требования разума, обращенные к человеку, к его воле.
В послекантовский период разработкой теории ценностей занимаются Р. Лотце, В. Виндельбанд, Г. Риккерт. Вслед за Кантом эти философы разводят бытие и долженствование. Лотце, как и Кант, отождествляет бытие с эмпирическим существованием и поэтому ставит значимость выше бытия. Последователь Канта и Лотце, Виндельбанд, один из основателей Баденской школы неокантианства, считает разработку теории ценностей в качестве основной цели философии. В отличие от Канта, Виндельбанд приходит к выводу, что ценности управляют не только нравственными действиями, но и лежат в основе теоретической и эстетической деятельности. В качестве ценностей у него выступают истина, добро и красота; а наука, правопорядок, искусство, религия рассматриваются как ценности-блага культуры, без которых человечество не может существовать. По Риккерту, ценности лежат в основе теории истинного знания и нравственного действия. Ценность есть нечто трансцендентное как по отношению к бытию, так и к познающему субъекту. Такое понимание ценности совпадает с кантовским.
Проблема ценностей была обойдена материализмом эпохи французского Просвещения (Ламетри, Гольбах, Дидро) и диалектическим и историческим материализмом (Маркс, Энгельс, Ленин), выступавшим в качестве официальной философской доктрины Советского Союза. Французский и особенно марксистско-ленинский материализм отклонял как мнимые вопросы, касающиеся личной жизни людей, – счастье, дружбу, смысл жизни, внутреннюю свободу, любовь и др. ценности, так и сам интеллигибельный мир. Пресловутая первичность экономического бытия и вторичность сознания неизбежно вела к принижению духовных ценностей, обеспечивающих нравственное здоровье общества.
В
настоящее время ценность определяется
как то, что чувства, рассудок и
разум диктуют признать стоящим
над всем и к чему можно стремиться, созерцать,
относиться с уважением, признанием, почтением.
Ценность является не свойством какой-либо
вещи, а сущностью, рождаемой мыслью.
Человек отличается от всех остальных существ, тем, что он постоянно оценивает те или иные феномены: мироздание в целом, явления социальной реальности, факты собственной жизни по их значимости. Люди не просто пребывают в мире, каждый человек строит свою собственную жизнь, индивидуально, ориентируясь на своё личное решение вопроса о том, что есть благо. В этой связи можно сказать, что специфика человеческого бытия как раз и состоит в ценностном отношении к миру.
Определяя подлинное значение той или иной ценности в аксиологической иерархии, мы должны четко представлять себе, на основании какого принципа данная ценность может получить преобладающую значимость, является ли этот принцип атрибутивным или сущностным, и каковы в связи с этим перспективы развития инверсивных отношений в данной иерархии ценностей.
Нельзя
не заметить, что системы ценностей
у разных людей неодинаковы, различны
они и у разных социальных групп,
наблюдаются различия между системами
ценностей, преобладающих в разные
исторические периоды. Однако в самых
далеких друг от друга системах ценностей
обнаруживаются не только различия, но
и сходства. В такой ситуации возникает
естественный вопрос о том, существуют
ли ценности, имеющие «вечный» характер
или нет.
ЦЕННОСТИ ДУХОВНЫЕ И МАТЕРИАЛЬНЫЕ.
По содержанию ценности
Духовные ценности притягивают к себе внимание человека, поднявшегося до уровня личности. Он относится к ним с уважением, признанием, почтением. Вещные ценности притягивают к себе внимание человека массы и он относится к ним с не меньшим почтением, чем личность – к духовным. Оба ряда ценностей являются двумя полюсами ценностного отношения к миру. Они, каждая по-своему, определяют нравственные, эстетические и др. поступки людей, их помыслы и действия по всему диапазону взаимоотношений, по всем ключевым точкам, где расходятся их пристрастия и интересы.
Духовные
ценности качественно отличаются от
вещных. Во-первых, человек отличается
от любых других существ наличием
абстрактных идеалов и
Во-вторых, духовные ценности не содержат в себе корысти. Личность стремится к ним ради них самих, а не ради чисто материального интереса, выгоды или чувственного удовольствия.
В-третьих: духовные ценности являются источником и основой нравственных, правовых, эстетических и других норм, упорядочивающих социальную жизнь общества. Вещные ценности не создают упорядочивающих норм, а, скорее, подрывают их по причине корыстных побуждений.
В-четвертых, духовные ценности облагораживают практическую деятельность человека. Без априорных идей практика становится деляческой, нацеленной на ежедневное выживание. То же самое можно сказать о нравственном поведении, вырастающем из чувственных позывов и эмпирических побуждений (мелочный расчет на выгоду, страх перед наказанием за нравственные отступления, надежда на вознаграждение за хорошее поведение и пр.). Такие поступки – проявление внутренней несвободы, в которой пребывает человек массы, далекий от высших проявлений духовной культуры.
В-пятых,
духовные ценности выше вещных в силу
своей долговечности. Вещные ценности
способны давать только мимолетное удовлетворение.
Быстрое получение удовольствия завораживает
человека массы. Он считает богатых счастливыми
людьми и завидует им. Завидует потому,
что они пользуются наибольшим материальным
благополучием: роскошью обстановки, большими
деньгами и возможностью каждодневно
удовлетворять прихоти (кутежи, дорогие
любовницы и пр.)
СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.
Каждый человек живет в определенной системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворить его потребности. В известном смысле можно сказать, что ценность выражает способ существования личности. Причем разные ценности имеют для нее различное значение и с этим связана иерархия ценностей. Как и сами ценности, их иерархическая структура носит конкретно-исторический и личностный характер. Одни и те же предметы и явления для разных людей могут представлять неодинаковую ценность, так же как и в различное время у одного и того же человека. Сытый и голодный будут по-разному относиться к куску хлеба, а симфоническая музыка (или рок-музыка) могут вызывать у людей не только чувство глубочайшего наслаждения, но и раздражение. Другими словами, существует не только историческая, но и индивидуальная динамика ценностей и их иерархии.
Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентации, под которыми имеется в виду совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации и образуют некую основу сознания и поведения личности и непосредственно влияют на ее развитие. При этом в соответствии с конкретной, индивидуальной, иерархией ценностей наблюдается относительный характер ценностных ориентации. Так, один учится, чтобы больше зарабатывать, а другой работает, чтобы иметь возможность учиться и самосовершенствоваться. Но, так или иначе, конкретная система ценностных ориентации и их иерархия выступают регуляторами развития личности. Они служат критерием норм и правил поведения личности, по мере усвоения которых происходит ее социализация.
В литературе существуют разные способы и принципы классификации и иерархии ценностей. Так, выделяют ценности-цели, или высшие (абсолютные) ценности, и ценности-средства (инструментальные ценности). Говорят о ценностях положительных и отрицательных, имея в виду их социальное значение и последствия их реализации. Можно выделять материальные и духовные ценности и т.д. Важно подчеркнуть, что все они находятся между собой в тесной взаимосвязи и единстве и образуют целостность мира каждого человека.
Однако,
несмотря на различные формы дифференциации
ценностей и их релятивный характер,
имеется самая высшая и абсолютная
ценность — это сам человек, его
жизнь. Эта ценность должна рассматриваться
только как ценность-цель и никогда к ней
не должно быть отношение как к ценности-средству,
о чем так убежденно писал Кант. Человек
— это самоценность, абсолютная ценность.
Он является субъектом ценностей и ценностного
отношения, и сама постановка вопроса
о ценностях вне человека лишается смысла,
если, конечно, не впадать в мистические
спекуляции.
Такую же ценность представляют и социальные
общности, и общество в целом, которые
также являются субъектами ценностей.
Основа этого заключена в социальной сущности
человека и вытекающей отсюда диалектике
общества и личности. По этому поводу видный
русский философ П.И. Новгородцев писал
следующее: Личность есть начало безусловное,
но не самодовлеющее: общество, которое
ей противопоставляется, ведь это другие
лица, которые могут быть не средствами,
а только целями для данной личности. Являясь
лицом и притязая на безусловное нравственное
значение, я должен и в других лицах признать
такую же безусловную ценность. Я не могу
видеть в обществе, т.е. в других лицах,
только средства для моих целей, я должен
признать за ними значение таких же нравственных
целей, какое они, т.е. все общество, должны
признать за мною. Тут создается не отношение
средства к целям, а более сложное отношение
взаимодействия целей.
Помимо этого к высшим ценностям следует отнести такие «предельные» и наиболее общие для людей ценности, как смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина, свобода и т. д. Именно к таким ценностям относятся слова одного из крупнейших философов XX в. А. Уайтхеда: «Тот Мир, который увеличивает продолжительность существования, является Миром Ценности. Ценность по самой своей природе вневременна и бессмертна. Ее сущность не коренится ни в каких преходящих обстоятельствах».
Этот
тип ценностей оказывает
По поводу роли высших ценностей в социализации и самоактуализации личности видный американский ученый А. Маслоу писал, что все самоактуализирующиеся люди вовлечены в некоторое дело. Они преданы этому делу, которое является для них чем-то очень ценным. Это призвание судьбы, и люди любят его так, что для них исчезает разделение «труд-радость»: «Один посвящает свою жизнь закону, другой — справедливости, еще кто-то — красоте или истине. Все они тем или иным образом посвящают свою жизнь поиску того, что я назвал «бытийными» ценностями, т.е. поиску предельных ценностей, которые являются подлинными и не могут быть сведены к чему-то более высокому». Имеется около четырнадцати таких ценностей: истина, красота, добро древних, совершенство, простота, всесторонность и несколько других.
Эти ценности бытия выступают как важнейшие потребности (метапотребности), и они настолько значительны для личности, что их подавление порождает даже определенный тип патологий души, которые происходят, например, от постоянного проживания среди лжецов и потери доверия к людям. Бытийные ценности являются, по мнению Маслоу, смыслом жизни для большинства людей.
С проблемой высших ценностей и прежде всего смыслом жизни связана и проблема экзистенциального вакуума. В экзистенциальном вакууме оказывается человек, запутавшийся в ценностях или не нашедший их. Это состояние особенно распространено в наши дни. Традиционные и устоявшиеся ценности быстро разрушаются, и не только молодым, но и умудренным жизнью людям часто не ясно, для чего жить, к чему стремиться, чего хотеть. Экзистенциальный вакуум, связанный с потерей смыслообразующих ценностей, с недостатком смысла жизни, имеет значительное отрицательное влияние на качество социализации личности и часто ведет к развитию неврозов.