Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:27, реферат
Тема моего реферата: «Проблема демократии в философии Н.Бердяева», эта тема была выбрана мной из-за её актуальности, остроты в наше время, в нашей стране и во всем мире. У Н.Бердяева особый взгляд на демократию, который я и хотела бы отразить в своем реферате, а также разобраться в тех проблемах, которые он видел в ней. При работе над этим рефератом мной была прочитана «Философия неравенства» Бердяева, глава о демократии. Я попыталась проанализировать некоторые отрывки из этой работы. В реферате были использованы статьи Вахренеевой П.Е., Шкоды В. и игумена Вениамина. А также другие работы: Шестова Л., Лосского Н.О., Волкогоновой О.Д., Нерсесянца В.С. Взгляды Бердяева на государство и право несколько раз менялись на протяжении его жизни. Лев Шестов,
Введение…………………………………………………………….стр.2-5
Раздел 1. Краткая биография Н.А Бердяева…………………………...стр.5-10
Раздел 2. Философия свободы………………………………….стр.10-12 Раздел 3.Демократия Бердяева
Глава 1. «Философия неравенства». Демократия
и аристократия……………………………………….......стр.13-14
Глава 2. Духовные первоосновы демократии……………………стр.14-15
Глава 3. Демократия и общество………………………………….стр.16-19
Глава 4. Взгляды Бердяева о государстве………………………..стр.19
Глава 5. Взгляды Бердяева о социализме ………………………..стр.19-20
Заключение……………………………
С 1922 по 1924 г. Бердяев живет в Берлине. Уже в эту эпоху он приобретает репутацию ведущего философа послевоенной Европы. У него завязываются знакомства с О.Шпенглером, М.Шелером, Г.фон Кайзерлингом.
Начало второй мировой войны и война фашистской Германии с СССР обострила патриотические чувства Бердяева. Первой послевоенной книгой стала "Русская идея" (Париж, 1946), посвященная осмыслению истории русской философии.
Умер Бердяев 23 марта 1948 года за рабочим столом в своем доме в пригороде Парижа.
Первый этап эволюции взглядов мыслителя можно охарактеризовать, как попытку сочетать марксизм с неокантианством и отчасти с христианством. Хронологически этот период начинается в 90-е года XIX века заканчивается в 1903 – 1905 годы. Взгляды мыслителя, отстаиваемые им в то время, изложены в основном в работе “Субъективизм и индивидуализм в общественной философии”. С течением времени Бердяев все более и более отдалялся от марксизма. По признанию самого Бердяева в нем “нарастало внутреннее движение к христианству”. Бердяев делается сторонником движения нового религиозного сознания, сближается с Мережковским и его кругом. Период увлеченности мыслителя идеями нового религиозного сознания можно назвать вторым этапом эволюции его философских и политических взглядов. В этот период очень большое внимание в своих работах Бердяев уделяет государственно-правовой проблематике. Среди работ этого периода выделяются книги “Новое религиозное сознание и общественность” и “Духовный кризис интеллигенции”. В первой книге государство и право рассматриваются с теоретических позиций, во второй делается попытка осмысления событий первой русской революции и реакции на нее русской интеллигенции, а так же рассматривается перспектива дальнейшего развития России. Бердяев придерживается в тот период иерархического персонализма, черпая идеи, его обосновывающие, в Библии, христианской литературе, произведениях Достоевского (особенно часто цитируется роман “Братья Карамазовы”). Он окончательно порывает с классовым подходом марксизма: “Личность человека имеет абсолютное значение, в ней вмещаются абсолютные ценности и путем религиозной свободы она осуществит свое религиозное призвание” писал мыслитель.
Бердяев – философ весьма своеобразный. Ибо, будучи метафизиком, он для метафизика как будто слишком страстен, эмоционален. Будучи все-таки глубоким мыслителем, он не склонен к академизму, к рассуждениям последовательным и непротиворечивым. Он вообще не профессор философии, а просто философ. Он порой не в ладах с обычной логикой. Но это его не смущало, так как, прочитав много книг по логике, он признавался, что логика не имела для него никакого значения и ничему не научила. Этот стиль ценят англичане. За год до его смерти Кембриджский университет присудил ему степень доктора теологии honoris causa. В 1986 году в Лондоне вышла «Энциклопедия по Бердяеву» - выборка крылатых выражений из тридцати трёх его работ.
Обнаружив разнонаправленность законов объективного «принудительно данного» мира и человеческого, Н.Бердяев предъявляет свои требования к несовершенству мира, в котором существование стало «похоже не болезнь» и оставляет чувство непрерывного унижения, зависимости, несвоевременности человека. А поэтому самоотверженно ищет абсолютные, универсальные, вневременные, преодолевающие все виды объективации средства сохранения достоинства личности, работающие в любых исторических условиях и в любых взаимосвязях с другими «я», независимо от политических, национальных и конфессиональных подходов.
У Бердяева - жизнь негодна для людей, он ставит вопрос – что делать людям?
Раздел 2. Философия свободы
Проблема демократии у Бердяева тесно связана с проблемой свободы, и мне хотелось бы сначала коротко осветить вопрос о свободе.
В 1911 году выходит книга «Философия свободы». Её можно считать черновым наброском, проектом той концепции свободы, над которой Бердяев работал потом всю жизнь. Эта книга и христианской философии. «Свобода, прежде всего свобода – вот душа христианской философии и вот что не дается никакой другой, отвлеченной рационалистической, философии»1. Такова стержневая идея книги.
В этой книге свобода имеет только этическое, а не онтологическое измерение. Иными словами, обсуждается вопрос об утрате человеком свободы в грехопадении, - человек осознал свободу как произвол, - и возможности возвращения её актом божественной благодати. Проблема свободы будет развиваться и в дальнейших его работах: «Философия свободного духа» (1927 – 1928), «О рабстве и свободе человека» (1939) и т.д. в этих работах изложено оригинальное учение Бердяева о «несотворенной свободе», т.е. «бывшее до творения». Бердяев считает, что до творения была первичная свобода, она иррациональна, она укорена в Ничто или в бездну. Эта свобода пребывает вечно и вне Бога – Творца. Она ему неподвластна. Первична она в том смысле, что, во-первых, она основнее двух других форм свободы – моральной свободы творчества добра (эта свобода рациональна) и той свободы, которая покоряется воле Божьей. Бердяев различал три вида свободы: первичную иррациональную свободу, то есть произвольность; рациональную свободу, то есть исполнение морального долга; и, наконец, свободу, проникнутую любовью Бога.
Бердяевской картине мира было присуще противопоставление свободы, духа и несвободы, необходимости, материального «мира объектов». Для него это - два рода реальности, взаимодействующих друг с другом. Трагизм ситуации в том, что свободный человек попадает в мир, где властвует необходимость. Естественно, человек стремится вырваться из власти низшей реальности, где все закономерно и необходимо, но может сделать это лишь через творчество, которое всегда есть свободное выражение своего «я». В творческом акте человек вновь ощущает себя богоподобным существом, не связанным законами материального мира. Человек призван к творчеству, к продолжению миротворения, - ведь мир принципиально незавершен.
Все столкновения между людьми происходят из-за свободы. Оттого все направления и технологии противостояния личности перед массовыми процессами истории Бердяев начинает со свободы. «Свобода для меня первичнее бытия, самое положительное в моей жизни, единственное, что подлежит сакрализации, свобода для него и метод самоутверждения, и средство спасения от порабощения объективностью, мировой необходимостью, всеобщностью и рационализацией. Она и главная форма отношения к миру, и главное свойство личности, определяющее её способность к творчеству и позволяющее разорвать цепь причинно-следственных связей»2. Собственно творчество у Бердяева и есть основное проявление свободы.
Заслуга Бердяева в том, что, определив примат свободы над бытием, он тем самым переопределил и новый смысл человеческой жизни – не спасение, а творчество, так как примат свободы означал, прежде всего, примат духа, который и есть не бытие, а свобода.
Раздел 3.Демократия Бердяева
У Бердяева было сложное отношение к демократии, временами он жестко критиковал ее как режим, ориентированный на торжество мещанской посредственности и пошлости. В то же время у него имеются и глубокие мысли в пользу демократии как совершенно необходимого политического средства.
По Бердяеву демократия – это власть народа. Но народная воля может быть направлена как на добро, так и на зло «Хочу, чтобы было то, что захочу. Вот предельная формула демократии, народовластия»3. Он пишет, что народовластие – это власть большинства, но не всегда большинство преподносит правду и истину. Обычно, когда человек не может принять решение, он принимает позицию большинства. Демократия не знает истины, и потому она предоставляет раскрытие истины решению большинства голосов. Я думаю и в настоящее время это очень актуальная проблема, когда люди делают всё, для того чтобы избежать ответственности за сделанный выбор, и вообще избежать выбора. Хоть в нашей стране и есть свобода выбора, не все пользуется этим правом, многие просто, как и пишет Бердяев, принимают позицию большинства, но при этом думают, что они сами делают выбор и что этот выбор отображает их действительные желания их позицию. Чистое народовластие, по его мнению, есть обоготворение человеческих желаний: «Народовластие как высший суверенный принцип не может гарантировать личности неотъемлемых прав, так как ставит судьбу людей в зависимость от субъективной, случайной, изменчивой воли людской»4.
Глава 1. «Философия неравенства». Демократия и аристократия
Ответом на идеи равенства в России после революции, была его книга «Философия неравенства», где можно увидеть линии сравнения аристократии и демократии. «Философия неравенства» - это, по сути, апофеоз его творчества. Но тема социального равенства присутствует не только в «Философии неравенства», она проходит через всё творчество Бердяева. Главная идея этой книге – идея аристократии. Аристократия «есть идеал благородства, породы, качества». А при демократии царит, разумеется, количество, так как высшие ценности здесь – большинство и средний человек. «Аристократические идея требует реального господства лучших, демократия – формального господства всех»5. Аристократия более естественна, более отвечает всеобщему принципу многообразия. Поэтому демократия вынуждена неявно использовать аристократические формы. Действительно, демократия только декларирует политическое равенство, а реально сообщество выбирает лучших и вверяет им власть. В аристократическом сознании укоренен принцип ранга, иерархии, класса. В демократии, человек с улицы, с его мелкими амбициями и бытовыми проблемами случайно попадает во власть. Идея неравенства и принцип ранга неискоренимы. Они реализуются и при демократии. Интуитивно чувствуется, что на них держится любая деятельность, требующая от личности значительных усилий. Принцип ранга ещё имеет религиозный смысл.
Глава 2. Духовные первоосновы демократии
Бердяев рассматривает духовные первоосновы демократии. Демократия разрушает души людей, их религиозность, ведет к «потере бога в душе». Она не всегда может привести к лучшей жизни, к повышению качества жизни людей, скорее наоборот, демократия может разрушать человеческие ценности. Вот мнение игумена Вениамина, который написал статью о деятельности Бердяева: «Всю свою жизнь Бердяев посвятил борьбе за такую, казалось бы, странную, малоосязаемую и малоценимую вещь как свобода. Свобода существует не для чего-либо, она в некотором смысле — самоцель. Без свободы, как показывает практика, и вполне осязаемые вещи (даже такие как хлеб в магазине) начинают пропадать.
Апостол в “Послании к Галатам” нас призывает стоять в свободе, к которой мы призваны. Бердяев эту заповедь выполнил. Непугливые люди с сердцами, открытыми правде, всегда будут получать от работ Бердяева главное - животворное желание творчества, которое возможно только в условиях свободы.
Сегодня много говорят о необходимости духовного
возрождения России, без которого будет невозможно построить цивилизованное Российское общество. Именно это и было основной заботой и тревогой Бердяева.
Бердяев подверг жестокой критике демократию в книге ''Философия неравенства", но позже он признал свою ошибку. Ведь в этой книге была раскритикована демократия лишь в большевистском (популистском) понимании. Большевики понимали демократию как коллективизм»6.
Демократия может лишь механически суммировать волю всех, но она отрицает духовные основы общества, лежащие глубже человеческого волеизъявления: «Из суммирования воль всех не получается всеобщей воли»7. Она возникает в век безверия, когда народы утеряли твёрдые критерии истины и бессильны исповедовать какую-либо абсолютную истину: «Демократия не знает истины, и потому она предоставляет раскрытие истины решению большинства голосов. Признание власти количества, поклонение всеобщему голосованию возможны лишь при неверии в истину и незнании истины»8. Бердяевская философия такова, что верующий в истину и знающий истину не отдает её на растерзание количественного большинства. Демократия возникает, когда распадается органическое единство народной воли, когда гибнут народные верования, соединявшие народ в единое целое: «Демократия есть нездоровое состояние народа»9. Мыслитель считает, что мир движется к новой эпохе Духа Святого и теократии. Человечество должно организовываться путем объединения свободных религиозных общин.
Также, по оценке Бердяева демократии «держится главным образом пропагандой и риторикой политических лидеров». Справедливость такой оценки Бердяевым демократии можно наглядно видеть на примере современной России, где пропаганда играет решающую роль в том, кто победит на выборах, при этом людям может быть даже не известна программа партии, её основные цели, но постоянное психологическое давление, постоянные выступления партии в средствах массовой информации приводят к тому, что многие люди, в конечном счете, голосуют за эту партию, которая, как правило, отстаивает не интересы народа, а свои собственные.
Глава 3. Демократия и общество.
Демократия проникает в личную жизнь человека, вынося её на всеобщее обозрение. Нынешняя ситуация в России и в европейских странах, подтверждает, по моему мнению, этот тезис наше современное телевидение, где выносится частная жизнь людей, на обозрение всем. Бердяев пишет, что «при самых страшных деспотиях прошлого» были гениальные люди, так как у них была «возможна жизнь интимная и созерцательная»10, поэтому у них были условия, чтобы творить свои шедевры. А при демократии у человека нет уединения, всё выносится на обзор обществу: «Демократия неблагоприятна появлению сильных, ярких, творческих личностей, она создает нивелирующую общественную среду, которая стремится целиком поглотить личность и подчинить её себе»11.
Информация о работе Проблема демократии в философии Бердяева