Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:27, реферат
Тема моего реферата: «Проблема демократии в философии Н.Бердяева», эта тема была выбрана мной из-за её актуальности, остроты в наше время, в нашей стране и во всем мире. У Н.Бердяева особый взгляд на демократию, который я и хотела бы отразить в своем реферате, а также разобраться в тех проблемах, которые он видел в ней. При работе над этим рефератом мной была прочитана «Философия неравенства» Бердяева, глава о демократии. Я попыталась проанализировать некоторые отрывки из этой работы. В реферате были использованы статьи Вахренеевой П.Е., Шкоды В. и игумена Вениамина. А также другие работы: Шестова Л., Лосского Н.О., Волкогоновой О.Д., Нерсесянца В.С. Взгляды Бердяева на государство и право несколько раз менялись на протяжении его жизни. Лев Шестов,
Введение…………………………………………………………….стр.2-5
Раздел 1. Краткая биография Н.А Бердяева…………………………...стр.5-10
Раздел 2. Философия свободы………………………………….стр.10-12 Раздел 3.Демократия Бердяева
Глава 1. «Философия неравенства». Демократия
и аристократия……………………………………….......стр.13-14
Глава 2. Духовные первоосновы демократии……………………стр.14-15
Глава 3. Демократия и общество………………………………….стр.16-19
Глава 4. Взгляды Бердяева о государстве………………………..стр.19
Глава 5. Взгляды Бердяева о социализме ………………………..стр.19-20
Заключение……………………………
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МО «Коломенский государственный педагогический институт»
« Проблема демократии
в философии Бердяева»
Подготовил:
Содержание
Введение…………………………………………………………
….стр.2-5
Раздел 1. Краткая биография Н.А Бердяева…………………………...стр.5-10
Раздел 2. Философия свободы………………………………….стр.10-12 Раздел 3.Демократия Бердяева
Глава 1. «Философия неравенства». Демократия
и аристократия………………………………………...
Глава 2. Духовные первоосновы демократии……………………стр.14-15
Глава 3. Демократия и общество………………………………….стр.16-
Глава 4. Взгляды Бердяева о государстве………………………..стр.19
Глава 5. Взгляды Бердяева о социализме ………………………..стр.19-20
Заключение……………………………………………………
…...стр.20-22
Введение
Тема моего реферата: «Проблема демократии в философии Н.Бердяева», эта тема была выбрана мной из-за её актуальности, остроты в наше время, в нашей стране и во всем мире. У Н.Бердяева особый взгляд на демократию, который я и хотела бы отразить в своем реферате, а также разобраться в тех проблемах, которые он видел в ней. При работе над этим рефератом мной была прочитана «Философия неравенства» Бердяева, глава о демократии. Я попыталась проанализировать некоторые отрывки из этой работы. В реферате были использованы статьи Вахренеевой П.Е., Шкоды В. и игумена Вениамина. А также другие работы: Шестова Л., Лосского Н.О., Волкогоновой О.Д., Нерсесянца В.С. Взгляды Бердяева на государство и право несколько раз менялись на протяжении его жизни. Лев Шестов, например, иронизирует по поводу стремительной эволюции его взглядов: “Как только он покидает какой-либо строй идей ради нового, он уже в своем прежнем идейном богатстве не находит ничего достойного внимания. Все - старье, ветошь, ни к чему не нужное... Он стал христианином прежде, чем выучился четко выговаривать все слова символа веры”. Это нужно учитывать при дальнейшем изложении, иначе может получиться так, что доказательство тезиса, отстаиваемого Бердяевым в один период будет подкреплено аргументом, взятым из работы другого периода и можно окончательно запутаться во взглядах мыслителя. Хотя нельзя не отметить, что многое во взглядах Бердяева оставалось неизменным. В работах Лосского и Волкогоновой описывается становление взглядов Бердяев на протяжении всей его жизни, то есть дается общая характеристика его работ и взглядов, Шестов же более конкретно разбирает отдельные аспекты философии Бердяева.
Свой реферат я хотела бы начать с обращения к понятию демократии, к её краткой истории и к тем учёным и философам которые занимались этой проблемой. Демократия – форма государственного устройства, при которой осуществляется народное правление большинства населения в интересах большинства и с помощью большинства. Впервые демократический государственный строй был осуществлен в Древней Греции в Афинах при Солоне (VII в. до н.э.) и развит Клисфеном (конец VI в. до н.э.). Сам термин «демократия» стал употребляться для обозначения существовавшей в Афинах формы государственного строя позже, с середины V века. Первоначально употреблялось слово «исономия» (равенство всех перед законом) и родственные ему «исэгория» (равное для всех граждан право говорить в народном собрании и подавать голос), «исократия» (равновластие). Античные авторы (Платон, Аристотель, Геродот) рассматривали эту форму правления как полисное устройство, при котором всю полноту и равенство прав имеют только свободные граждане – уроженцы.
Демократические свободы нового времени существенно шире свобод античной республики, основанной на рабстве, так как становятся формальным правом каждого, а не привилегией немногих. Особое развитие идея подзаконности всех граждан, государственных и общественных организаций получила в концепции демократии А. де Токвиля, наиболее влиятельной в современных социально – политических исследованиях. Токвиль понимал под «демократией» не только определенную форму организации общества. По его мнению, это – процесс, происходящий в обществе. Токвиль впервые предостерегал об опасности сочетания формального равенства и абсолютной власти – «демократического деспотизма».
Философская основа демократии – соотношение свободы и равенства, как социально – политических ценностей, реальное воплощение которых происходит в соответствующих государственных институтах демократии – прямой или представительной. Последняя сейчас наиболее распространена в виде правового государства с его верховной властью. Гарантией прав личности в таком государстве является разделение властей. При этом защиту прав граждан берут на себя демократические ассоциации – гражданские и политические. Реальному осуществлению прав человека в обществе служат также свобода печати ми суд присяжных.
Согласно теоретикам демократии XX века (например, Й. Шумпетеру и У. Ростоу), либеральные общечеловеческие ценности такие, как уважение к личности и равенство всех людей, свобода слова и печати, свобода совести и т.д., наилучшим образом обеспечиваются именно посредством расширения участия масс в политической жизни. Р.Даль и Ч.Линдблом с помощью категории «полиархия» проводят более реалистический анализ существующих демократических систем, оставляя в стороне абстрактные демократические идеалы. Реальное воплощение народовластия существенно затруднено прогрессирующей в современном обществе концентрацией экономической власти в руках «властвующей элиты», создающей олигархическую модель власти и политики, часто из демократии превращающейся в клептократию.
Раздел 1. Краткая биография Н.А Бердяева
Николай Александрович Бердяев родился 6/19 марта 1874 г. в Киеве. Его предки по отцовской линии принадлежали к высшей военной аристократии. Мать - из рода князей Кудашевых (по отцу) и графов Шуазель-Гуффье (по матери). В 1894 г. он поступил в киевский кадетский корпус. Однако обстановка военного учебного заведения оказалась для него совершенно чуждой, и Бердяев поступает на естественный факультет киевского Университета Святого Владимира.
Студенческая среда весьма существенно повлияла на характер и жизненные ориентиры Бердяева. Несовершенство мира теперь порождает в нем желание изменить мир, искоренить зло и несправедливость. Ответа на вопрос, как этого достичь, Бердяев ищет в теории научного социализма, которую начинает изучать с 1894 г., в одном из киевских социал-демократических кружков. Одновременно он продолжает свои занятия философией, посещая лекции и семинары профессора Г.И.Челпанова.
Участие в студенческом движении
заканчивается для Бердяева арестом в 1898 г., месячным тюремным заключением, судом и ссылкой в Вологду (1901 - 1902 гг.), где в то время уже находились А.А.Богданов и А.В.Луночарский, Б.В.Савинков, Б.А.Кистяковский, А.М.Ремизов и П.Е.Щеглов. К этому времени Бердяев уже был известен как "критический марксист", автор статьи "А.Ф.Ланге и критическая философия в их отношении к социализму", которую К.Каутский опубликовал в органе германской социал-демократической партии "Новое Время" (№№ 32-34 за 1899-1900 гг.). Вскоре этот философский дебют Бердяева был дополнен появлениям его первой книги - "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К.Михайловском" (Спб., 1901).
Уже в ссылке Бердяев начинает осознавать невозможность
соединения в целостном мировоззрении материалистического понимания истории и философского идеализма, а к 1903 г. окончательно укрепляется на пути, по которому уже пошли бывшие "легальные" марксисты П.Б.Струве, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк. Это, в конечном счете, привело его в 1904 г. в журнал "Новый путь" - трибуну религиозно-философских собраний, организованных в Петербурге Д.С.Мережковским. Но идеализм для Бердяева оказался лишь переходной философской формой. Конечным же пунктом становится еще неясный образ религиозно-христианской философии, призванной выразить целостным и универсальным образом человеческий опыт.
В 1905-1906 гг. совместно с С.Н.Булгаковым Бердяев редактирует журнал "Вопросы жизни", стремясь сделать его центром единения новаторских течений в социально-политической, религиозно-философской и художественной сфере. Поездка зимой 1907-1908 гг. в Париж и интенсивное общение с Мережковским и его кругом стимулирует обращение Бердяева к Православию. По возвращению в Россию он поселяется в Москве, сближается с кругом философов, объединенных вокруг книгоиздательства "Путь" (Г.А.Рачинский, Е.Н.Трубецкой, В.Ф.Эрн, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский) и принимает деятельное участие в организации религиозно-философского общества памяти Вл.Соловьева. Итогом творческих поисков этого периода становится опубликованная в 1911 г. "Философия свободы".
В "Философии свободы" Бердяев выступает как продолжатель главных
традиций русской философии XIX века. Устремленность Бердяева к всемирной соборности, призванной преодолеть церковный конфессионализм, находится в русле универсализма Вл.Соловьева и его учения о "Богочеловечестве".
Зимой 1912-1913 гг. Бердяев вместе с женой Л.Ю.Трушевой едет в Италию и привозит оттуда замысел и первые страницы новой книги, законченной к февралю 1914 г. Это был опубликованный в 1916 г. "Смысл творчества", в котором, отмечал Бердяев, его " религиозная философия" впервые была вполне осознана и выражена.
Февраль 1917 г. Бердяев приветствовал. Падение "священного русского царства" как лже-теократии и "мужицкого царства" воспринималось им в русле творческих задач эпохи. Однако с течением времени Бердяев становится пессимистичней. За 10 дней до падения Временного правительства он пишет: "Традиционная история русской интеллигенции кончена... она побывала у власти, и на земле воцарился ад. Поистине русская революция имеет какую-то большую миссию, но миссию не творческую, отрицательную - она должна изобличить ложь и пустоту какой-то идеи, которой была одержима русская интеллигенция и которой она отравила русский народ" ( Русская свобода. 1917. №№ 24-25. С.5).
В 1918 г. Бердяев создает Вольную Академию Духовной Культуры, при которой начинают работу
несколько семинаров. Он читает курс лекций по философии истории, участвует в семинаре по Достоевскому, а также пишет книгу "Философия неравенства" (опубликована в Берлине в 1923 г.). В 1920 г. историко-филологический факультет Московского университета избирает его профессором. А в 1921 г. он подвергается аресту в связи с делом так называемого "тактического центра". Летом 1922 г. последовал еще один арест, осенью - высылка за пределы страны.
Информация о работе Проблема демократии в философии Бердяева