Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:13, контрольная работа
Описание работы
Человек как проблема для самого себя. Единство природного, общественного и духовного в человеке. Человек как индивидуальность и личность. Проблема смысла человеческого существования.
Подлинная
личность определенностью своего отношения
к основным явлениям жизни заставляет
и других самоопределиться. К человеку,
в котором чувствуется личность,
редко относятся безразлично, так
же как сам он не относится безразлично
к другим; его любят или ненавидят;
у него всегда есть враги и бывают настоящие
друзья. Как бы мирно внешне не протекала
жизнь такого человека, внутренне в нем
всегда есть что-то активное, наступательно
- утверждающее.
Проблема смысла человеческого
существования
Вопрос
о смысле жизни есть вопрос о предназначении
человека. Не ”почему", а для чего
живет человек! С незапамятных времен
он занимал человека. Есть, пишет
известный французский моралист
и философ Альбер Камю в эссе “Миф
о Сизифе”, только один фундаментальный
вопрос философии. Это вопрос о том,
стоит или не стоит жизнь того,
чтобы ее прожить. Все остальное—
имеет ли мир три измерения, руководствуется
ли разум девятью или двенадцатью категориями—
второстепенно. Сама постановка этого
вопроса свидетельствует о том, что он
рождается из сомнения в существовании
такого смысла. Сомнение же предполагает,
что сама действительность, возможно,
разорвана, непоследовательна и абсурдна.
Тогда проблема,
как ее сформулировал Камю, состоит
в том, “существует ли логика, приемлемая
вплоть до самой смерти?” Среди
многих подходов к решению этой сложной
проблемы можно выделить три главных:
смысл жизни изначально присущ жизни
в ее глубинных основаниях; смысл
жизни за пределами жизни; смысл
жизни созидается самим субъектом.
Для всех трех подходов характерно
представление, что жизнь, как она
фактически есть, бессмысленна по формуле
Екклезиаста: “Все суета!”, само же понимание
смысла жизни разнится.
Для первого
подхода наиболее характерно религиозное
истолкование жизни. Единственное, что
делает осмысленной жизнь и потому
имеет для человека абсолютный смысл,
есть не что иное, как действенное
соучастие в Богочеловеческой жизни.
Именно так ответил Христос на
вопрос что делать?: “Вот дело Божие,
чтобы веровали в Того, Кого Он послал”.
Не переделка мира на началах добра, но
взращивание в себе субстанционального
добра, усилия жизни с Христом и во Христе.
Бог сотворил человека по своему образу
и подобию. И мы своей жизнью должны проявить
его. Эмпирическая жизнь мира бессмысленна,
так же, как выдранные из книги клочки
страницы бессвязны (С. Л. Франк).
В основе
второго подхода, характерного для
эпохи Просвещения и для марксизма,
лежит секуляризованная религиозная
идея. Человек способен переустроить
мир на началах добра и справедливости.
Движение к этому светлому будущему
есть прогресс. Прогресс, таким образом,
предполагает цель, а цель придает
смысл человеческой жизни. Критики
давно заметили, что в рамках этого
подхода будущее обоготворяется
за счет настоящего и прошлого. Прогресс
превращает каждое человеческое поколение,
каждого человека, каждую эпоху в
средство и орудие для окончательной
цели— совершенства, могущества и блаженства
грядущего человечества, в котором никто
из нас “не будет иметь удела” (Бердяев).
В соответствии
с третьим подходом, жизнь нe имеет
смысла, проистекающего из прошлого или
будущего, тем более, из потустороннего
мира. В жизни самой по себе вообще нет
никакого раз и навсегда заданного, однажды
определенного смысла. Только мы сами
сознательно или стихийно, намеренно или
невольно самими способами нашего бытия
придаем ей смысл и, тем самым, выбираем
и созидаем свою человеческую сущность.
“Только мы и никто другой”, пишет в своей
книге “Время человеческого бытия” (М.,
1987) талантливый философ Н.Н. Трубников.
Уязвимая пята этого подхода — релятивизм
и субъективизм.
В заключение
следует сказать, что при всей
важности вопрос о смысле жизни и
тем более о его конструировании
по принципу “делать жизнь с кого?
С товарища Дзержинского” не должен
быть абсолютизирован, ибо он способен
поработить человека при помощи общих
идей, подменить “драму жизни” “логикой
жизни”, вносимой в эту жизнь
извне.
Уже стали
крылатыми слова Ф.М. Достоевского,
что человек есть тайна и разгадывать
ее нужно всю жизнь. Сегодня, как
никогда ранее, человечество сосредоточенно
вглядывается в самого себя и порой
как бы вновь открывает Человека:
то с радостным изумлением и восхищением,
то с горьким разочарованием. Человек
- уникальное и изумительное существо,
поразительное творение природы
и истории, утверждают одни мыслители.
Человек - ошибка природы, у него нет
будущего, он обречен на вырождение
и гибель, считают другие. Потому
что человеческая природа отличается
разнообразием и непостоянством.
Можно, вероятно, указать на одно поистине
уникальное свойство человека: открытость,
незавершенность его как субъекта
творческой деятельности. В отличие
от всех других живых существ человек
способен преодолевать собственную
видовую ограниченность, быть неотторжимой
частью живого мира и возвышаться над
ним. В этой особенности – удивительное
и существенное своеобразие человека.
Это во многом и определяет проблему человека
как открытую и вечно незавершенную, которая
аккумулирует в себе данные естественных
и гуманитарных наук, восприятие человека
средствами искусства, но которая была
и остается неисчерпаемой.