Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:13, контрольная работа
Описание работы
Человек как проблема для самого себя. Единство природного, общественного и духовного в человеке. Человек как индивидуальность и личность. Проблема смысла человеческого существования.
Тема
4. Проблема человека в современной
философии.
Введение.
С незапамятных
времен человек был объектом философских
размышлений. Об этом говорят древнейшие
источники индийской и китайской
философии, тем более источники
философии античной Греции. Именно
здесь был сформулирован широко
известный призыв: “Человек, познай
себя, и ты познаешь Вселенную и
Богов!”.
В нем
отразилась вся сложность и глубина
проблемы человека. Познав себя, человек
обретает свободу; перед ним открываются
тайны Вселенной, и он становится
вровень с Богами. Но этого еще
не произошло, несмотря на то, что прошли
тысячелетия истории. Человек был
и остается загадкой для самого себя.
Есть основания утверждать, что проблема
человека, как и всякая подлинно
философская проблема, представляет
собой открытую и незавершенную
проблему, которую нам надо только
разрешать, но не надо решить окончательно.
Кантовский вопрос: “Что такое человек?”
остается по-прежнему актуальным.
В истории
философской мысли известны различные
к исследованию проблемы человека.
Одни философы пытались (и пытаются
сейчас) открыть некую неизменную
природу человека (его сущность).
Они исходят при этом из мысли,
что знание таковой позволит объяснить
происхождение мыслей и поступков
людей и тем самым указать
им “формулу счастья”.
Человек
историчен и преходящ во времени;
он не рождается “разумным”, а становится
им на протяжении всей жизни и истории
человеческого рода.
Человек как проблема для самого себя.
В ХХ веке
мир окончательно утрачивает качество
монолитности, становится мозаичным, человеку
все трудней связать себя с
определенной, устойчивой системой внешних
обстоятельств. Что есть «человек»? Каково
его место и роль в этом мире? Что такое
внутренний мир человека, каковы пути
его духовного становления, осознания
себя личностью? Это вопросы философские,
извечные вопросы.
Человек
оказывается проблемой для самого
себя, когда задает себе вопрос о
смысле собственного существования, границах
своего бытия, об отличии от себе подобных,
от всех живых существ. Лишь проблематизируя
основы собственной жизни, человек действительно
становится человеком. Сократовское «познай
самого себя» - это установка на постоянное
задавание этого вопроса, на удерживание
его в горизонте всей своей жизни.
Человек
способен осознать противоречивость своей
природы, понять, что он принадлежит
к конфликтующим мирам - миру свободы
и миру необходимости. Человек не
чувствует себя дома ни в одном
из миров, он и зверь, и ангел, и
тело, и душа.
Природа
человека - это противоречие, имманентное
(внутренне присущее) человеческому
бытию. Но природа человека предполагает
также осознание этого противоречия
как собственного внутреннего конфликта
и стремление его преодолеть.
Природа
человека - это стойкие неизменные
черты, общие задатки и свойства,
выражающие его особенности как
живого существа. Человек прежде всего
- живое природное существо. Он обладает
пластичностью, несет на себе следы природной
и культурной эволюции. Культура накладывает
глубокий отпечаток не только на поведение
человека, но и на его своеобразие. Именно
поэтому отдельные ученые, указывая на
способность человека изменять самого
себя, приходят к выводу, что никакой однажды
преднайденной природы человека нет. Подобная
позиция характерна для тех мыслителей,
которые отстаивают мысль об абсолютном
приоритете культуры, общественных форм
жизни над природными предпосылками человеческого
бытия. Многие философы считают: хочешь
проникнуть в тайны человека, изучай те
или иные пласты культуры, ибо индивид
отражает ее изменчивые формы.
Самопознание,
осознание себя - процесс многоэтапный,
постепенный.
На первом
- общефилософском - уровне человек
осознает себя двояко: либо как результат
божественного творения, либо находит
рациональное объяснение человека как
одной из естественных форм бытия. Независимо
от вариантов, то, что нам известно
о мире человека, доказывает, что
он - существенный, сложный, высокоорганизованный
процесс, который является продуктом
развития сущности наиболее общих закономерностей
бытия.
На втором
- социально-философском - уровне познается
специфика социальной формы бытия.
Ее суть в том, что изначально объективные
по своему содержанию потребности людей
субъективируются, преобразуясь в их
цели, мотивы, установки. Эти духовные
компоненты создают мир «второй
природы» - технологического базиса и
обусловленных им отношений и
структур.
Так в
условиях социума происходит круговорот
объектно-субъектных взаимозависимостей,
они - главный предмет общесоциологической
теории.
В отличие
от общефилософской и социологической
специфики познания человеком самого
себя, на уровне «третьей природы» человек
выступает как творец активно-преобразующей
деятельности с присущими ей значениями,
символами, нормами, ценностями, идеалами,
то есть смыслами.
Эволюция
осознания человеком себя как
творца культуры - отражение его
становления как цивилизованного
и культурного существа. Благодаря
способности к творчеству человеческая
деятельность обладает такими уникальными
качествами, как преобразующий характер,
универсальность и динамизм. Эти
качества обусловливают необходимость
разрешения противоречий между первой
- естественной, второй - техногенной
и третьей - культурной природой человека.
Помимо
понятий «природа человека», «сущность
человека» существует также понятие
«личность», характеризующее человека
с позиций возможного.
Человек
- индивидуальное социальное существо.
В отличие от конкретного эмпирического
человека, одного из многих (индивида),
личность с философской точки
зрения есть степень воплощенности
в отдельном человеке сущности человека.
Можно определить личность как человека,
который в индивидуальной мере и формах
усваивает и преобразует свою социальную
сущность. В этом смысле народ, в отличие
от обезличенной массы, состоит из личностей
- творцов материальной, социальной и духовной
культуры.
Единство природного, общественного и духовного в человеке.
Человек
как биосоциальное существо: единство
природного, социального и духовного.
Не трудно
видеть, что в основе разных пониманий
сути антропосоциогенеза таится вопрос
о соотношении биологического и социального
в человеке, или, говоря иначе, вопрос о
природе человека. В философской литературе
сложились две позиции по этому вопросу.
Согласно одной, природа человека всецело
социальна. Согласно другой, она не только
социальна, но и биологически нагружена.
При этом речь не идет о том, что жизнедеятельность
человека имеет и биологические детерминанты,
определяющие зависимость человека от
набора генов, баланса вырабатываемых
гормонов, обмена веществ и бесконечного
множества других факторов.
Существование
этих, факторов признают все. Речь идет
о том, существуют ли биологически запрограммированные
протосоциальные схемы поведения человека.
Несмотря
на всю значительность социальной сущности
человека, ее нельзя отрывать или противопоставлять
природному, биологическому началу. Человек
- сложное природное образование,
живой организм, обладающий биологическими
потребностями, функциями, высшими
интеллектуальными и другими
формами психики. Он находится в
сложных биологических отношениях
к другим людям, как биологическим
существам, к животному и растительному
мирам и неорганической природе.
Биологическая природа человека
составляет необходимый уровень
человеческой сущности. Чтобы быть
существом социальным, человек должен
быть прежде живым существом, обладающим
наиболее сложной среди живых
существ биологией. Сегодня, в эпоху
НТР, биологические основы человеческого
существа подвергаются мощному деформирующему
воздействию. Нервно-психологические
стрессы, загрязнение окружающей среды
и т.д. сделали одной из глобальных
проблем сохранение человека как
биологического вида. Это заставляет
во многом переосмысливать проблему
соотношения биологического и социального
в человеке.
Как биологический
вид человек чрезвычайно пластичен.
В отличие от животных других видов
биологическая организация человека
позволяет ему адаптироваться к
весьма широкому диапазону внешних
условий. Однако и его возможности
не безграничны - сейчас мы близки к
порогам, за пределами которых биологическая
организация человеческого существа
претерпевает необратимые, разрушающие
ее изменения. Никогда ранее среда
обитания человека не была так насыщена
ионизирующими излучениями и
загрязнена химическими веществами,
вредными для самого его существования
и крайне опасными для его будущего,
поскольку активизировался мутационный
процесс, возросло его отрицательное
воздействие на наследственность человека.
Особую сложность нынешней ситуации
придает то, что пагубное воздействие
многих факторов (например, радиации) непосредственно
не ощущается людьми и скажется лишь
в будущем. Все это делает пренебрежительное
отношение к биологии человека недопустимым.
Тем более что биологическая организация
человеческого существа есть нечто самоценное,
и никакие социальные цели не могут оправдать
насилия над ней.
С другой
стороны следует подчеркнуть, что
успехи современной науки в исследовании
биологии, генетики и психики человека
открывают перед ним возможности,
позволяющие лучше адаптироваться
к новым факторам природной и искусственной
среды и даже, в известной мере, преобразовывать
свою биологическую природу применительно
к новым задачам в сфере познания и практики.
Это в свою очередь, ставит ряд вопросов:
изменится ли при этом внешний облик человека
и в какую сторону? Не возникнут ли какие-то
новые формы человеческого существования,
соединенного с кибернетическими устройствами?
Hе вступает ли человечество в новую стадию
своей эволюции при непосредственном
участии генной инженерии и биокибернетики?
и др. Эти вопросы, касающиеся биологии,
генетики и психики человека будущего,
активно дискутируются в современной
науке.
Итак, человек
- одновременно и природное, и общественное
существо, но не только. Он еще и духовное
существо, несводимое к его социальным
функциям. Хотя этот аспект не менее
значим, чем два другие, далеко не
все исследователи включают его
в определения человека. А ведь единство
основных качественных характеристик
(природное, социальное, духовное), практически
нерасчленимых и равноправных, свойственно
любому из нас как нормальному представителю
человеческого рода Можно сказать, что
обретение духовности есть основная цель,
назначение, даже предназначение человека:
лишь с достижением стадии духовности
природно-социальная человеческая индивидуальность
может реализовать себя как личность.
И в этом плане можно согласится с Н. Бердяевым:
"Завоевание духовности есть главная
задача человеческой жизни".
С философской
точки зрения целесообразно выделить
в составе человеческого бытия
три части: дух, душа и тело.
Понятие
духа первоначально имело исключительно
религиозный смысл. Так, в христианстве
Дух Святой есть одно из лиц божественной
Троицы. Выражение же “духовная
жизнь” означало и нередко означает
сегодня жизнь религиозную. Это
та часть жизни человека, которую
он непосредственно посвящает Богу.
Со временем понятие духа приобрело
более широкий смысл, далеко выходящий
за пределы религиозного. Однако известная
связь между религиозным и
философским понятием духа сохранилась.
Дух — это сфера ценностей
неутилитарного характера. Это также
сфера идеалов. В духе человек
поднимается до определения и
уяснения высших ценностей. Он мысленно
освобождается от непосредственных
потребностей и рутины повседневности.
В то же время человек может
быть охвачен не только духом добра,
но и духом злобы. Но и в том
и в другом случае дух остается
тем, что выше человека, управляет
им. Если духовная жизнь складывается
благополучно, то человек устремляет
свою душу ввысь в поисках возвышенного
смысла и идеалов, способных облагородить
его жизнь и его самого. В
духовном процессе, при условии внимания
к нему со стороны самого человека,
формируются принципы, которые он
считает незыблемыми и во имя
которых он порой готов пожертвовать
своей жизнью. Понятие духа фиксирует
ориентацию человека на отыскание устойчивых
оснований своего бытия. Без свойств
чисто духовных невозможен человек.
Дух в человеке не существует без
биологического субстрата, но не равен
ему. Дух преображает животную природу
человека, которая от этого не теряет
своей биологической природы, но
окрашивается по-человечески. Воздействие
духа превращает жизнь из животного
процесса в человеческий, а простое
воспроизводство и смену поколений —
в развитие истории и культуры. Понятие
духа открывается через самоанализ, самоуглубление,
через всматривание в свой внутренний
мир. Как только человек понимает, что
он (т.е. его “Я”) есть дух, он превращается
в хозяина самого себя. Дух постигает только
тот, кто чувствует в себе его присутствие
и развивает его в себе. Дух — это скрытое
сокровище, открывающееся через преодоление
разбросанности, через сосредоточенность.
Сохранение духа выступает необходимым
условием личной независимости и свободы.
Дух есть то, что находится в постоянном
противоборстве, в постоянном движении.
Жизнь духа есть жизнь человеческого “Я”,
с ее сомнениями и колебаниями, с радостями
и печалями. Наиболее полно духовная жизнь
реализуется в сферах духовной культуры:
искусстве, литературе, науке, религии,
философии и др.