Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:13, контрольная работа
Описание работы
Человек как проблема для самого себя. Единство природного, общественного и духовного в человеке. Человек как индивидуальность и личность. Проблема смысла человеческого существования.
Понятие
души еще более древнее. Если понятие
духа мы находим только в развитых
религиозных системах, то понятие
души присутствовало уже в первобытных
верованиях. Примитивные племена
склонны были одушевлять не только
человека и животных, но и всю
природу.
Понятие
души сопоставимо с понятием духа,
но не тождественно ему. В духе человек
как бы поднимается над собой,
душа же есть непосредственно данное.
Душевная жизнь (в отличие от духовной)
— это сфера непосредственных
переживаний, впечатлений, мыслей. В
понятии души больше присутствует интимно-личностный
аспект. В понятии же духа ярче выражено
общее, универсальное. Душа более подвержена
колебаниям и более подвижна, чем
дух, который стремится сохранить
устойчивость и основательность.
В связи
с ростом влияния естествознания
и техники вновь и вновь
возникают попытки исключить
понятие души (как и духа) из философии
и в целом из культуры. Сторонникам
естественнонаучной ориентации эти
понятия представляются недостаточно
строгими, не соответствующими стандартам
научности. В частности, их пытались
заменить понятием сознания. Однако сознание
есть важная, но только одна часть души,
наряду с другими. Это стало особенно
очевидно с открытием бессознательных
структур человеческой психики.
Понятию
души действительно свойственна
некоторая неопределенность, отличающая
его от многих понятий естественно-математических
наук. Но в этой неопределенности можно
усмотреть не только недостаток, но
и преимущества. В силу своей неоднозначности
понятие души ассоциативно. Оно вызывает
множество ассоциаций художественного,
поэтического, религиозного и другого
характера. Ассоциативность понятия
души подчеркивает сложность и многоплановость
душевной жизни. Сохранение в философии
понятия души поддерживает связь
философского знания с другими формами
культуры, в которых идея души играла
и играет значительную роль. Наличие
в современной философии понятия
души позволяет также не утрачивать
связь с историей и культурой
прошлого, которая немыслима без
понятия души.
Понятие
тела отражает материально-вещественную,
природную сторону человека. Изучением
телесных проявлений человеческого
существа непосредственно заняты конкретные
науки: биология, анатомия и физиология,
медицина и др. Философию же интересует
не столько тело само по себе, сколько
взаимная зависимость тела, души и
духа.
Конечно,
человек не есть бесплотный, т.е. бестелесный,
дух. Но очевидно, что тело, или вещество
человека, не есть сам человек. Что
же такое человек? Видимо, не все
в человеке является собственно человеческим.
Целесообразно, следовательно, отличать
человеческое в человеке от того, что
таковым не является, но тоже присутствует
в человеке. Человеческое, с одной
стороны, не есть скотское. С другой —
человеческое не есть “ангельское”. Собственно
человеческое располагается между животной
(инстинктивной) и духовной (идеальной)
сторонами человека. Следовательно, человек
— это возможность стать человеком. Это
свобода выбора. Человек может пасть даже
ниже животного состояния. Но он может
и возвыситься до высоких образцов благородства
и духовности. В каждой точке своего бытия
он заново стоит перед проблемой выбора.
Человек как бы никогда не завершен, он
есть непрерывное становление. Свобода
человека делает его отношения с миром
и с самим собой исключительно сложными,
подвижными, изменчивыми.
Очевидно,
что проблематика “природы человека”
переплетается и отчасти совпадает
с проблематикой “смысла жизни”.
3. Человек
как индивидуальность и личность.
Проблема смысла человеческого существования.
Личность и индивидуальность
Личность
каждого человека наделена только ей
присущим сочетанием психологических
черт и особенностей, образующих ее
индивидуальность, составляющих своеобразие
человека, его отличие от других
людей. Индивидуальность проявляется
в чертах темперамента, характера, привычках,
преобладающих интересах, в качествах
познавательных процессов (восприятия,
памяти, мышления, воображения), в способностях,
индивидуальном стиле деятельности и
т.д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием
указанных психологических особенностей
- личность человека неповторима в своей
индивидуальности.
Подобно
тому, как понятия «индивид» и
«личность» не тождественны, личность
и индивидуальность, в свою очередь,
образуют единство, но не тождество. Способность
очень быстро «в уме» складывать и умножать
большие числа, задумчивость, привычка
грызть ногти и другие особенности человека
выступают как черты его индивидуальности,
но не обязательно входят в характеристику
его личности. Они могут быть, и не представлены
в формах деятельности и общения, важных
для группы, в которую включен индивид,
обладающий этими чертами. Если черты
индивидуальности не представлены в системе
межличностных отношений, то они оказываются
несущественными для характеристики личности
индивида и не получают условий для развития.
Как собственно
личностные выступают только те индивидуальные
качества, которые в наибольшей степени
«втянуты» в ведущую для данной
социальной общности деятельность.
Индивидуальные
особенности человека до известного
времени остаются «немыми», пока они
не станут необходимыми в системе
меж личностных отношений, субъектом
которых выступит данный человек
как личность.
Итак, индивидуальность
есть только одна из сторон личности человека.
Быт личности
в социальном и внешнем мире -
это деятельность. В деятельности
личность формируется, выражается и
осуществляется. Когда мы рассматриваем
деятельность со стороны того, какие
отношения личности в деятельности
реализуются, мы говорим о направленности
личности. Когда мы рассматриваем
деятельность со стороны способов реализации
отношений личности, мы говорим о
способностях личности. Когда мы рассматриваем
интеграцию, единство и взаимосвязь
направленности и способов деятельности,
интеграцию социального поведения
и предметной деятельности - мы говорим
о характере. Таким образом, структура
личности в ее отношениях и взаимодействии
с миром включает в себя направленность,
способности и характер.
Когда мы
говорим об отношениях личности человека
к миру и связанных с этим переживаниях,
то мы обращаемся к следующему миру,
в котором живет человек, - это
«мой», внутренний мир. Это мир, наполненный
переживаниями, личностными смыслами,
ощущением личной причастности, личной
отнесенности к чему-либо, «событийности»
существования с другими людьми.
Это мир, в который может войти
предметная деятельность как «моя личная»
деятельность, как творчество, а
не просто утилитарно - полезная деятельность.
Обезличенное предметное действие, социальное
поведение входит в «мой» мир
как межличностное общение, как
соприкосновение с внутренними
мирами других людей, как способ открыть
себя другим людям, как самовыражение.
В «моем» мире появляется и специфические
для него виды деятельности: игра, искусство,
религия, общение как соприкосновение
внутренних миров.
Личная
отнесенность индивидуума к внешнему
и социальному миру проявляются
в той мере, в какой они становятся
частью мира внутреннего, в той мере,
в какой их быт становится для
человека «событийным» или событием.
В основе этого мира лежат не объект
- объектные отношения, как в мире
внешнем, не субъект - объектные отношения,
как в мире социальном, а субъект
- субъектные отношения. Чтобы понять
другого человека, мы должны понять
этого человека в его субъектных
характеристиках (каковы его мотивы,
намерения и т.д.). Поэтому главный
критерий интерсубъективного поведения,
когда завязываются действительно личные,
«событийные» отношения между людьми,
- не полезность, не правильность, а искренность,
правдивость и открытость. Мы верим художнику
(актеру, писателю, живописцу), если считаем
выраженные им переживания искренними,
и в этом случае у нас возникает сопереживание,
и «мой» внутренний мир обогащается новым
переживанием, новым взглядом на мир, которого
не было в личном опыте.
Человек
является личностью, лишь, поскольку
он выделяет себя из природы, и отношение
его к природе и к другим
людям дано ему как отношение,
т.е. поскольку у него есть сознание.
Процесс становления человеческой
личности включает в себя, как неотъемлемый
компонент, формирование его сознания
и самосознания: это есть процесс
развития сознательной личности. Если
всякая трактовка сознания вне личности
может быть только идеалистической,
то всякая трактовка личности, не включающая
ее сознания и самосознания, может
быть только механической. Без сознания
и самосознания не существует личности.
Личность как сознательный субъект
осознает не только окружающее, но и
себя в своих отношениях с окружающими.
Если нельзя свести личность к ее самосознанию,
к «я», то нельзя и отрывать одно
от другого. Поэтому последний завершающий
вопрос, который встает перед нами
в плане психологического изучения
личности, - это вопрос о ее самосознании,
о личности «я», которое в качестве субъекта
сознательно присваивает себе все, что
делает человек, относит к себе все исходящие
от него дела и поступки. Проблема психологического
изучения личности не заканчивается на
изучении психических свойств личности
- ее способностей, темперамента и характера;
она завершается раскрытием самосознания
личности.
Единство
личности как сознательного субъекта,
обладающего самосознанием, не представляет
собой изначальной данности. Известно,
что ребенок далеко не сразу осознает
себя как «я»: в течение первых
лет он сам сплошь и рядом называет
себя по имени, как называют его окружающие;
он существует сначала даже для самого
себя скорее как объект для других
людей, чем как самостоятельный
по отношению к ним субъект. Осознание
себя как «я» является, таким образом,
результатом развития. При этом развитие
у личности самосознания совершается
в самом процессе становления
и развития самостоятельности индивида
как реального субъекта деятельности.
Самосознание не надстраивается внешне
над личностью, а включается в
нее; самосознание не имеет, поэтому
самостоятельного пути развития, отдельного
от развития личности, оно включается
в этот процесс развития личности
как реального субъекта в качестве
его момента, стороны, компонента.
Единство
организма и самостоятельность
его органической жизни является
первой материальной предпосылкой единства
личности, но это только предпосылка.
И соответственно этому элементарные
психические состояния общей
органической чувствительности, связанные
с органическими функциями, являются,
очевидно, предпосылкой единства самосознания.
Элементарные, грубые нарушения единства
сознания в патологических случаях так
называемого раздвоения личности или
распада личности бывают связаны с нарушениями
органической чувствительности.
Источник
самосознания никак не приходится искать
в «соотношениях организма с
самим собой. Подлинный источник
и движущие силы развития самосознания
нужно искать в растущей реальной
самостоятельности индивида, выражающейся
в изменении его взаимоотношений
с окружающими.
Не сознание
рождается из самосознания, из «я»,
а самосознание возникает в ходе
развития сознания личности, по мере того
как она становится самостоятельным
субъектом. Прежде чем стать субъектом
практической и теоретической деятельности,
«я» само формируется в ней. Реальная
история развития самосознания неразрывно
связана с реальным развитием
личности и основными событиями
ее жизненного пути.
В развитии
личности и ее самосознания существует
ряд ступеней. В ряду внешних событий
жизни личности сюда включается все,
что делает человека самостоятельным
субъектом общественной и личной
жизни: от способности к самообслуживанию
до начала трудовой деятельности, делающей
его материально независимым.
Каждое
из этих внешних событий имеет
и свою внутреннюю сторону; объективное,
внешнее, изменение взаимоотношений
человека с окружающими, отражаясь
в его сознании, изменяет и внутреннее,
психическое состояние человека,
перестраивает его сознание, его
внутреннее отношение и к другим
людям, и к самому себе.
Однако
этими внешними событиями и теми
внутренними изменениями, которые
они вызывают, никак не исчерпывается
процесс становления и развития
личности. Они закладывают лишь фундамент,
создают лишь основу личности, осуществляют
лишь первую, грубую ее формовку; дальнейшая
достройка и отделка связана
с другой, более сложной, внутренней
работой, в которой формируется
личность.
Самостоятельность
субъекта никак не исчерпывается
способностью выполнять те или иные
задания. Она включает более существенную
способность, самостоятельно, сознательно
ставить перед собой те или
иные задачи, цели, определять направление
своей деятельности. Это требует большой
внутренней работы, предполагает способность
самостоятельно мыслить, и связано с выработкой
цельного мировоззрения.
Развитие
самосознания проходит при этом ряд
ступеней - от наивного неведения в
отношении самого себя к более
углубленному самопознанию, соединяющемуся
затем с более определенной и
иногда резко колеблющейся самооценкой.
В процессе развития самосознания центр
тяжести переносится от внешней
стороны личности к ее внутренней
стороне, от более или менее случайных
черт к характеру в целом. В
результате человек самоопределяется
как личность на более высоком
уровне.
На этих
высших ступенях развития личности и
ее самосознания особенно значительны,
оказываются индивидуальные различия.
Всякий человек является личностью,
сознательным субъектом, обладающим и
известным самосознанием; но не у
каждого человека те качества его, в
силу которых он признается нами личностью,
представлены в равной мере, с той
же яркостью и силой. В отношении некоторых
людей именно это впечатление, что в данном
человеке мы имеем дело с личностью в каком-то
особенном смысле этого слова, господствует
над всем остальным. Мы не смешаем этого
впечатления даже с тем очень близким,
казалось бы, к нему чувством, которое
мы обычно выражаем, говоря о человеке,
что он индивидуальность. «Индивидуальность»,
- говорим мы о человеке ярком, т.е. выделяющемся
известным своеобразием. Но когда мы специально
подчеркиваем, что данный человек является
личностью, это означает нечто большее
и другое. Личностью в специфическом смысле
этого слова является человек, у которого
есть свои позиции, свое ярко выраженное
сознательное отношение к жизни, мировоззрение,
к которому он пришел в итоге большой сознательной
работы. У личности есть свое лицо. Такой
человек не просто выделяется в том впечатлении,
которое он производит на другого; он сам
сознательно выделяет себя из окружающего.
В высших своих проявлениях это предполагает
известную самостоятельность мысли, не
банальность чувства, силу воли, какую-то
собранность и внутреннюю страстность.
Глубина и богатство личности предполагают
глубину и богатство ее связей с миром,
с другими людьми; разрыв этих связей,
самоизоляция опустошают ее. Личность
- это не существо, которое просто вросло
в среду; личностью является лишь человек,
способный выделить себя из своего окружения
для того, чтобы по-новому, сугубо избирательно
связаться с ним. Личностью является лишь
человек, который относится определенным
образом к окружающему, сознательно устанавливает
это свое отношение так, что оно выявляется
во всем его существе.