Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 11:49, реферат
Цель исследования – установить аспекты взаимодействия общества и природы.
Задачи исследования:
раскрыть проблему отношения человека и природы в философии;
рассмотреть исторические формы отношения человека к природе;
Средневековая христианизированная философия развивает концепцию ущербности природы как результат грехопадения человека. Неизмеримо высоко над природой стоит Бог.
Возрождение,
выступая против средневекового резкого
противопоставления Бога и природы,
их сближает и довольно часто доходит
до пантеизма, до отождествления Бога
и мира, Бога и природы. У Джордано Бруно
Бог стал просто-напросто природой.
2.2. Философия Нового времени
Декарт был одним из родоначальников науки и техники Нового времени. Основное назначение философии он видел в создании метода как орудия, обеспечивающего действительное познание. Начала всех вещей, по мысли Декарта, открываются в искусстве привального мышления, которое рассматривалось по аналогии с механическим производством.
Природа перед наукой и техникой Нового времени выступила главным образом как технический материал труда, объект производственной эксплуатации. Такое односторонне-утилитарное отношение к природе было связано с общим активно – практическим духом времени, отражавшим потребности и возможности складывающегося нового буржуазного способа производства.
Рассмотрение
природы с точки зрения ее доступности
для техники и
Природа – с этой точки зрения – огромный механизм, раз и навсегда заведенная самодействующая машина и такое толкование природы надолго переживает Новое время.
То, что человек видит в природе, зависит от того, что он способен и хочет увидеть в ней.
Мера, которую человек прилагает к природе, выражает меру самого человека, меру его собственных исторических возможностей. В эту эпоху проблема единства человека и общества обретала новое звучание.
Западная философская мысль разрешала ее по двум путям:
понимание
человека как простой части природы,
растворение законов
выявление
специфики человеческого
Первое направление связано с широким фронтом естественнонаучного материализма и примыкающей к нему философии. Второе – с развитием идеалистической философии, особенно немецкого классического идеализма.
Материализм, используя быстро растущий естественнонаучный материал, обосновал идею, что сущность человека не в противопостановлении природе, а в единстве с ней. В этой концепции человек рассматривается как один из маленьких звеньев в бесконечной цепи мироздания. Здесь деятельным элементом во взаимоотношении природы и человека оказывалась природа[11].
По
мнению автора контрольной работы,
именно в эпоху Нового времени
человек почувствовал свою власть над
природой. Этому послужили Великие
географические открытия, развитие науки
и техники. Началась бездумная эксплуатация
природы.
2.3. Понятие о ноосфере
Чрезвычайно важной в настоящее время является разработка общей теории взаимодействия природы и общества. Такая теория призвана вскрыть наиболее общие и глубокие законы развивающегося процесса взаимодействия природы и общества, позволила бы видеть и оценивать не только ближайшие, но и более отдаленные перспективы этого процесса.
Общий фундамент такой теорий заложен классиками науки. Отдельные наметки есть в трудах социологов, философов, естествоиспытателей.
Всю историю можно в общих чертах разделить на несколько основных этапов эволюции взаимодействия природы и общества.
Древнейший
этап — характеризуется
Допромышленный этап — экстенсивный рост земледелия, развитие ремесел, городов, гужевого транспорта. К концу периода возникает простое товарное производство (мануфактуры).
Промышленный этап — век пара, электричества, ядерной энергетики. В хозяйственный оборот оказались втянутыми огромные количества минеральных, органических и иных ресурсов. Получили бурное развитие города, средства связи, наука.
Этап начала техногенной цивилизации.
Природные ресурсы не являются неисчерпаемыми. Техническая мощь человечества становится сравнимой с мощностью природных планетных стихий (ветра, воды, природного теплового баланса). Люди не могут более бесконтрольно потреблять запасы природы.
В ХХ столетии понятие о сфере взаимодействия природы и общества стало в науке особенно актуальным.
Антропосфера,
техносфера, социосфера, ноосфера —
последний термин делает упор на активную
роль сознания и науки в целесообразно
направляемом процессе взаимодействия
природы и общества. Термин введен
французским философом-
Вернадский понятие ноосферы насытил естественнонаучным содержанием.
Под понятием ноосфера подразумевают особым образом организованную сознательной деятельностью человека сферу взаимодействия природы и общества, в которой люди сознательно и целесообразно, в соответствии с собственными потребностями и познанными законами природынаправляют и контролируют ход природных процессов.
Структура
ноосферы сложна. В производственно-
1-люди;
2-орудия труда, техника в широком смысле слова;
3- объект воздействия людей — природа (живая и неживая и организмы людей).
В территориально-географическом плане в ноосфере могут быть выделены следующие структурные элементы:
1-экономические;
2-оздоровительные;
3- научные.
Независимо
от критерия подхода к структуре
ноосферы главный элемент человек,
взаимодействующий с
Необходимо помнить, что ноосфера в целом – особый структурный элемент космоса, выделяемый по социальному охвату природы.
Подведем некоторый итог сказанному. Обзор и обобщение данных об эволюции взаимодействия природы и общества от становления человека и до наших дней позволяет отчетливо сформулировать два главных закона:
Неуклонное возрастание мощности, охвата и глубины воздействия общества на природную среду в ходе развития общества;
Вытекающий из первого – закон расширения ноосферы.
О взаимодействии
биосферы и ноосферы необходимо сказать,
что живое вещество – высший организующий
элемент биосферы; общество – в ноосфере[12].
Глава 3. Проблемы во взаимодействии общества и природы
3.1. Проблема народонаселения
Воспроизводство общества не только биологический, но и социальный процесс. Многие философы отвергают идеи о том, что рост народонаселения является определяющей силой в развитии общества.
Количество и плотность населения играют определенную роль в развитии производительных сил, но не главную.
Человеческое население распределено на Земле неравномерно: 7% суши занимают 70% всего населения планеты, а 10% суши (горы, приполярные области, пустыни) – совершенно необитаемы[13].
Проблема народонаселения с течением времени приобретает все более острый характер. Основной ее аспект – рост населения – ведет к усилению эксплуатации природы; численность населения приближается к количественному порогу, технический прогресс не успевает за ростом численности населения и его потребностями, не хватает материальных средств для обеспечения нормальных условий жизни членов общества.
К.Э.
Циолковский говорил: «Человечество
не останется вечно на Земле, но в
погоне за светом и пространством
сначала робко проникнет за пределы
атмосферы, а потом завоюет себе
все околосолнечное пространство».
3.2. Экологическая проблема
Все
большее значение в современную
эпоху приобретает решение
Взаимоотношения общества и природы носят сложный и противоречивый характер. Они исторически менялись. Сначала люди просто пользовались окружающей их природой, дарами земли, лесов, рек, морей и т.д. На этой основе развивались охота, рыболовство, приручение животных, простые формы скотоводства и земледелия. Постепенно их влияние на природу углублялось и расширялось. Материал природы подвергался все более основательному воздействию в их производственной деятельности. Применялись более сложные способы обработки почвы, вводились севообороты, промышленные способы обработки шкур животных, более развитые формы рыболовства. Вводились новые виды растений и природы животных. Развивались деревообрабатывающее производство, судостроение, производство одежды и других изделий из льна, шелка, хлопка и кожи, а также строительство дорог, зданий, всевозможных сооружений. Словом, по мере развития производительных сил — орудий труда, технологии различных производств, знаний и навыков людей — все более возрастало их господство над окружающей природой, за счет которой удовлетворялось всё большее количество их потребностей.
Однако,
увеличивая свою власть над природой,
люди попадали во все большую зависимость
от нее. Эта зависимость особенно
усилилась с развитием
В этом
и заключается диалектико-
Проблема взаимоотношения общества и природы есть глобальная, всечеловеческая экологическая проблема. Она давно вышла на первый план и особенно обострилась во второй половине ХХ века, когда масштабы и характер воздействия человека на природу приобрели угрожающий характер для самого его существования. Сущность современной экологической проблемы заключается в глобальном изменении природной среды существования человечества, в быстром уменьшении ее ресурсов, в ослаблении восстановительных процессов в природе, что ставит под вопрос будущее человеческого общества.
Глобальная экологическая проблема, сущность которой была определена выше, имеет множество сторон. Каждая из них представляет собой самостоятельную, нередко масштабную экологическую проблему, тесно связанную с другими. В настоящее время чаще всего отмечаются следующие экологические проблемы:
нерациональное использование невозобновимых природных ресурсов (полезных ископаемых, минеральных ресурсов);
нерациональное использование возобновимых природных ресурсов (почв, вод, растительного и животного мира);
борьба с загрязнениями и другими поражениями природной среды (ядохимикатами, радиоактивными отходами и т.д.);
защита природы от некомпетентного и безответственного вмешательства в ее процессы[16].
Надо сказать, что действия человека по отношению к природе носят все более некомпенсируемый характер. Так, например, естественный процесс угля, нефти, газа и других полезных ископаемых длится миллионы лет. Однако огромная их часть извлечена из недр земли всего лишь за последние сто пятьдесят—двести лет. Сегодня эти ресурсы на исходе, в то же время их потребление многократно возрастает. Возникла реальная опасность их полного исчерпания в ближайшие несколько десятков лет.