Природа и общёство

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 11:49, реферат

Описание работы

Цель исследования – установить аспекты взаимодействия общества и природы.
Задачи исследования:
раскрыть проблему отношения человека и природы в философии;
рассмотреть исторические формы отношения человека к природе;

Работа содержит 1 файл

оригинал реф природа и общество.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

    Введение

    Природа в философии понимается как все  сущее, весь мир, подлежащий изучению методами естествознания. Общество – особая часть природы, выделившаяся как  форма и продукт деятельности человека. Взаимоотношение общества с природой понимается как отношения между системой человеческого общежития и средой обитания человеческой цивилизации. В широком смысле слова под природой понимается все сущее, в узком смысле она рассматривается как то, что породило и окружает человека, служит для него объектом познания. Природа – это объект естествознания, рамки которого определяются технологическими возможностями человечества для познания закономерностей мира и его изменения в соответствии с потребностями человека.

    В философском  плане природа, прежде всего, соотносится с обществом, поскольку она является естественным условием существования людей. Общество предстает как обособившаяся часть природы, условие и продукт человеческой деятельности. Взаимоотношение природы и общества – вечная и всегда актуальная проблема философии и всего гуманитарного знания. Самой острой проблемой современности считается соотношение человечества и живой и неживой сфер нашей планеты. Общество и природа пребывают в органической связи и единстве. Это проявляется, во-первых, в том, что общество возникло как продукт природы, в результате ее длительной эволюции. Во-вторых, общество не может существовать отдельно и независимо от природы. Человек живет природой, она - его часть. С нею человек, чтобы не умереть, должен оставаться в процессе постоянного общения. В-третьих, единство природы и общества заключается в их материальности. Материальность находит свое выражение в общей связи процессов и предметов. Природа и общество существуют объективно, вне сознания человека и независимо от него. В-четвертых, единство между обществом и природой подтверждается тем, что в обществе, как и в природе, действуют единые, общие законы развития.

    С появлением человеческого общества природа  стала испытывать на себе антропологическое  влияние (влияние деятельности человечества). В ХХ столетии резко усилилось воздействие человека на природу. Уже в конце XIX века появились первые признаки ухудшения качества биосферы вследствие развития техногенной цивилизации. Это стало началом эры покорения природы. Природа стала рассматриваться человеком не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник в производственной деятельности. В результате произошедшей в XX веке научно-технической революции антропогенное влияние приблизилось к катастрофическому порогу. Главная проблема антропологического влияния – несоответствие потребностей человечества и его влияния на природу и возможности самой природы.

    Цель  исследования – установить аспекты  взаимодействия общества и природы.

    Задачи  исследования:

    раскрыть  проблему отношения человека и природы в философии;

    рассмотреть исторические формы отношения человека к природе;

    рассмотреть проблемы во взаимодействии общества и природы. 
     
     
     
     

    Глава 1. Единство и различие природы и общества.

    Природа и общество находятся в единстве, в котором они останутся до тех пор, пока будет существовать Земля и человек. Понятие природа как философская категория охватывает всю материю, включая и общество. В более узком понятии термин природа означает материальный мир, за исключением общественной формы движения материи, т. е. весь органический и неорганический мир со множеством сбалансированных связей и установившимся круговоротом веществ и энергии [7].

    К. Маркс  и Ф. Энгельс впервые  раскрыли научные принципы взаимодействия природы и общества [1]. Человек является частью природы, по выражению К. Маркса — «...непосредственно природным существом», представляющим собой высшую ступень ее развития [2].

    К. Маркс  и Ф. Энгельс подчёркивали, что  и природа и общество обладают двойственным характером. Природа оказывается  в результате преобразовательной деятельности общества включённой в систему общественных связей и выступает как один из компонентов материального субстрата жизни общества, его общественного тела. Именно благодаря этому и становится возможным говорить о «социальной роли» природы [8]. Общество же, являлось особой, высшей формой движения материи, не сводимой к другим её формам, не существует помимо своего материального субстрата, включено через него в систему взаимодействий живой и неживой природы, закономерным результатом развития которой явилось появление человечества [4].

    «Человеческая сущность природы, - писал К. Маркс, - существует только для общественного  человека; ибо только в обществе природа является для человека звеном, связывающим человека с человеком, бытием его для другого и бытием другого для него, жизненным элементом человеческой действительности; только в обществе природа выступает как основа его собственного человеческого бытия». Вопреки идеалистической философии, игнорирующей природу как основу общественного развития, отрывающей историю от естествознания и производства, усматривающей «лоно истории» не в материальном мире, а в «туманных облачных образованиях на небе», диалектико-материалистическая философия именно в природе видит первооснову развития общества. Таким образом, продолжает К. Маркс, «общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы» [3].

    Отмечая значение природы как предпосылки  возникновения человека и человеческого  общества, классики марксизма указывали  на сущностную и предметную связь человека с природой на протяжении всей истории. Природное и социальное в человеке представляют собой внутреннее и сущностное единство [9]. В «Немецкой идеологии» К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга» [6].

    Из  марксистского решения проблемы единства природы и общества следует, что люди не могут существовать вне  природной среды, без непрерывной  производственной и других связей и  взаимодействий с ней.  
     
     
     
     

    1.1.Проблема  отношения человека и природы в философии

    Проблема  отношения человека и природы  вырастает из объективного противоречия, характеризующего положение человека в природе: человек, являясь природным  существом, противопоставляет себя остальной природе посредством  своей деятельности. Материальная практика соединяет человека с природой (осуществляется естественный обмен между ними) и одновременно выделяет человека из природы, формируя несводимую к природным закономерностям человеческую сущность, специфические законы развития, подчиняющего себе, в конечном счете, и саму природную историю.

    Что же является определяющим в отношении  человека и природы: то, в чем он сходен, един с природой, или то, чем  он принципиально отличается от нее?

    Решение этого вопроса предполагает понимание сущности человека, его места, роли, назначения в природе, мире.

    Поэтому исследование отношения человека к  природе с самого начала было связано  с самопознанием человека. Эта  связь обусловлена и тем, что  человек, в отличие от всех других природных существ, относится к природе главным образом не непосредственно, а через других людей - через посредство общественных связей с другими людьми.

    Природа раскрывается людям в общественно  развитых способах их человеческой деятельности как «очеловеченная», носящая на себе печать самого человека. Человек в известном смысле соотносится в природе с самим собой.

    Природа выступает для человека в зависимости  от того, как человек выступает  по отношению к ней, т.е. каковы те социальные условия, тот общественный организм, внутри которого человек осваивает и «присваивает» природу.

    Как человек увидит природу и что  он в ней увидит, обусловлено и  тем, сквозь какие «очки», т. е. с точки  зрения каких общественно развитых задач, возможностей он на нее смотрит.

    Но  это значит, что вопрос об отношении человека к природе вовсе не есть абстрактно-познавательный или же производственно-технический вопрос, а есть, прежде всего, социально-исторический вопрос, содержание которого выражает общественные условия человеческой деятельности. Центром тяжести его являются реальные люди в их конкретном общественном бытии. Закономерно, что проблема отношения человека к природе всегда имела особо острый характер в переломные эпохи истории, в периоды ломки общественных отношений прежних формирований, когда открывались новые перспективы общественного сознания.

    Не  случайно, что в античной философии  интерес к человеку с особой силой  выступил в эпоху начала кризиса  древнегреческого мира, когда нараставшие  экономические противоречия разрушили  привычные социальные пропорции, общепринятые нормы, оценки.

    Обостренный интерес к человеку возник вместе с поисками устойчивых оснований  его гражданственности, нравственной и познавательной деятельности.

    Не  случайно, что позже интерес к  человеку вспыхнул с новой силой  в эпоху Возрождения — начало кризиса феодального общества. Европа просыпалась от «средневековой спячки». В это время европейское общество выступило против средневековой регламентации.

    Костры  Мигеля Сервета, Джордано Бруно, Лючилио  Ванини, осуждение Галилео Галилея наглядно показали, в какой мере научное исследование человека явилось актом остросоциального значения.

    И, наконец, не случайно, что проблема человека и природы. Отношения общества и  природы остро встали в современную  эпоху.

    Современная социальная картина мира характеризуется тем, что ярко обозначилась агония старого мира. Противоречия исторического процесса никогда не достигали такого накала.

    В двух прошедших мировых войнах сила разума, творчества, созидания обернулась разгулом неразумия, варварства, разрушения. В 1944г., в разгар войны, крупнейший русский ученый и гуманист Владимир Иванович Вернадский писал: «Человек на наших глазах становится могучей геологической силой, все растущей. В геологической истории биосферы перед человекам открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд самоистребление». Последнее столетие в мире все явственнее обнаруживается антигуманный характер технического прогресса.

    Все сильнее слышатся голоса, полные тревоги  за судьбу человека, человеческого общества.

    В середине XVIII века К. Линней в своей «Системе природы ввел человека как особый вид homo sapiens – человек разумный. В  том же веке американский физик и  социолог Вениамин Франклин определил  человека как «животное, делающее орудия»[9].

    В ХХ веке американский палеонтолог В. Грегори  назвал человека «разрушителем с большим мозгом».

    Рассмотреть отношения человека и природы  – значит раскрыть специфическую  позицию человека в природе, в  мире. Философия должна показать, в  чем специфичность человеческого отношения к природе, его противоречивость, возможности. Философия ставит вопрос не только о месте человека в мире, но и о соответствии мира человеку, не только о природности человека, но и о человечности мира. Этот гуманистический горизонт философского исследования составляет его характерную черту [10]. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Глава 2. Исторические формы отношения человека к природе

    2.1. Античная философия, средневековая христианизированная философия, философия Эпохи Возрождения

    Античная  философия разрабатывала и обосновывала идеи гармонии человека и природы, космоса. Человек есть частица Космоса («микрокосмос»), в нем нет ничего, чего бы не было в Космосе в неизмеримо больших размерах. Подобно тому, как тело его состоит из элементов, рассеянных в Космосе, так и разум его есть частица мирового разума. С другой стороны, сам Космос рассматривался как некий живой и одушевленный, совершенный, упорядоченный организм. Жизнь природы наделялась человеческими свойствами. Природа одушевляется и одухотворяется. Перенося свои свойства на природу, человек хотел сделать себя понятным природе, включить себя в природное целое.

    Аристотель  наиболее основательно в древней  философии разработал проблему отношения  человека и природы. Он первый ввел слово «антропология». Он выдвинул идею «лестницы существ» - ряд последовательного усложнения организации живых существ. Аристотель ставил вопрос о специфическом отличии человека от других живых существ. Отличие он видел в разуме человека.

    Древние греки принимали природу в  ее непосредственной полноте, в богатстве и своеобразии живого бытия. В этом отношении очень характерна философия стоиков, основным мотивом которой было: жить в соответствии с природой.

Информация о работе Природа и общёство