Заключение.
Развитие отношений
между обществом и природой имеет
диалектический характер. На заре своего
существования человек был почти
слит с природой. Это было первоначальное
и примитивное единство, когда
человек материально полностью зависел от природы, а духовно
не выделял себя из нее.
Но это примитивное
единство отрицается с возникновением
скотоводства и земледелия —
первых форм активного преобразования
человеком природных условий
его существования, с возникновением ремесла и т. д. Человек начинает все более
выделяться из природы. Этот процесс с
самого начала был внутренне противоречивым.
С одной стороны, человек втягивает в свою
хозяйственную деятельность все новые
элементы и силы природы и тем самым устанавливает
с ней все более многосторонние связи.
С другой, он все более отдаляется от природы,
замыкаясь в создаваемой им искусственной
среде. Преобразуя природу, человек приспосабливал
ее к своим потребностям и считался при
этом со своими интересами, а не с тем,
какие последствия его действия имеют
для самой природы.
С возникновением
капиталистической промышленности,
изменением технической базы
сельскохозяйственного производства,
развитием процессов урбанизации
отделение человека от природы
доходит до крайности, до прямого противопоставления, до резкой
противоположности. Господство над природой
оборачивается ее разрушением, вовлечение
в хозяйственный оборот все большей массы
вещества и видов энергии — расхищением
ее богатств, отделение человека от природы
— их отчуждением. Все эти противоречия
концентрируются в тех экономических,
экологических, демографических коллизиях
и проблемах, которые, властно ставят перед
человечеством задачу ликвидации капитализма
как предпосылки и условия кардинального
решения этих проблем.
Задачей современного
общества является преодоление
отрыва от природы, восстановление
их единства на основе достижений
всего предшествующего развития.
Соединение достижений научно-технической
революции с социалистическими
общественными отношениями создает необходимые условия и предпосылки
для установления гармоничных отношений
человека и природы на новой, социальной,
технической и научной основе. Восстановление
единства общества и природы означает
здесь не господство человека над природой
и не подчинение его природе, а установление
гармоничных отношений между обществом
и природой, при котором сама природа становится
моментом планомерного, рационально организованного
процесса жизнедеятельности общества
Список литературы.
- Алексеев П.В. Социальная философия. М.: Проспект, 2004.
- Барулин В.С. Социально-философская антропология. М., 1994.
- Кириленко Г.Г., Шевцова Е.В. Философия: Учебник. М.: СЛОВО, 2003.
- Крапивенский С.Э. Социальная философия. М., 1998.
- Лавриненко В.Н. Философия: Учебник. М.: Юристъ, 2004.
1
Социальная философия. / Алексеев П.В. -
М.: Проспект, 2004. С. – 15.
2
Философия: Учебник. / Кириленко Г.Г., Шевцова
Е.В. - М.: СЛОВО, 2003. С. – 468.