Преступление как предмет философского анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 11:29, научная работа

Описание работы

Поступок, по Бахтину, становится со-бытием, совершаемым свободно и сознательно, ответственным участием человека в едином бытии единственным ему предназначенным образом. В таком понимании человеческий поступок обретает чрезвычайно важную особенность «ответственного «вхождения» в бытие», непосредственного и ответственного участия в его формировании.

Содержание

Введение
Глава I Проблема поступка в древнегреческой философии
1.1 Поиски Сократом оснований поступка. Поступок и закон
1.2 Аристотель: «ничего слишком…»
Глава II Философия поступка М.М. Бахтина
2.1 Поступок как ответственное «вхождение» человека в единое бытие
2.2 Поступок и проблема манипуляции человеческим поведением
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Работа по философии.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

         Идея М.М. Бахтина о поступке как «участном мышлении» или «участном сознании», глубоко нравственном по своей направленности, означающем факт действительного понимания своей причастности к единому бытию-событию имеет огромное мировоззренческое значение. Ведь человек своим поступком, ответственным и глубоко осознанным, обозначает время и место своей собственной позиции в бытии других людей и в природном мире посредством ценностей, о которых он заявляет через поступок.

         Это особенно важно, так как  помогает человеку ориентироваться  в сложном современном мире, когда  культура, основанная на личностном  начале, начинается уступать место  культуре, основанном на системе.  Отдельная личность начинает испытывать большое давление со стороны разного рода систем: экономических, военных, социальных, политических, информационных и других. И современный человек мучительно переживает тот факт, что он постоянно утрачивает фундаментальную ценность, которую он обрел на протяжении всей истории, - ценность авторитетной индивидуальности. Под воздействием различных систем его индивидуального «Я» превращается в «Оно», по словам одного из основоположников диалогической философии, еврейского мыслителя М. Бубера (1878-1965гг). Согласно его учению, «Я-Оно» помещает человека в мир «ставшего», где он является «вещью среди вещей», то есть одним из множества отчужденных друг от друга индивидов. Существования человека в таком мире предполагает его «использование» в качестве функции общественной системы, превращает его в управляемый объект, которым можно манипулировать. Говорить об «ответственном поступке» в таком случае нет никакой возможности. Скорее речь может идти о разрушении личностных характерных таких как ответственность, совесть, забота, чувство долга и другие. Их потенциал в плане психологической заботы перед системой манипуляции объективно снижается.

         Термин «манипуляция» имеет латинский  корень manus – рука и ple – наполнять. В новоевропейских языках он трактуется как обращение с объектами с определенными намерениями и целями. Постепенно это понятие получило переносное значение – ловкое обращение с людьми как объектами, вещами. В английском словаре этим понятием обозначают «акт влияния на людей или управление ими с ловкость», то есть скрытое управление и ли обработка. «Американец Дойл Карнеги рассматривает манипуляцию  в качестве одного из видов управления сознанием и поведением человека и признает ее не только допустимой, но и предпочтительным, «прогрессивным» средством».

         Если обобщить точки зрения  и подходы к определению манипуляции  сознанием, то можно выделить  такие ее черты:

  1. Это вид духовного, психологического воздействия психические структуры человеческой личности с тем, чтобы вызвать определенное поведение. Причем такое воздействие не только побуждает человека делать что-то, оно заставляет хотеть это сделать.
  2. Это всегда скрытое управление, факт которого объект манипуляции не замечает.
  3. Это воздействие, которое требует определенного мастерства и знаний. Отсюда появились люди-профессионалы, владеющие соответствующими технологиями, требующие особой подготовки кадров, наличия научных учреждений и научной литературы.
  4. Это технология власти, а не партнерских отношений.
 

         Целью манипуляции является внедрение в сознание людей новых ценностей и жизненных ориентиров, нового образа жизни, а также разрушения традиций, снятие культурных запретов и норм, на которые прежде в своих поступках опиралась личность. Основной же задачей выступает намерение изменить людей с тем, чтобы регулировать и контролировать их, другими словами, отключить здравый смысл, деморализовать, заставить человека усомниться в жизненных целях и ценностях.

         Некоторыми распространенными методами манипуляции являются:

- метод  социального убеждения;

- метод  психоанализа;

- метод  внушения;

- метод  создания стереотипов сознания.

         Так, считают политологи, миф о  правовом сознании Запада сыграл  центральную роль во всей программе  манипуляции в годы перестройки  в СССР. В сознании людей постоянно внедрялись стереотипы «антигосударственности», «обделенного народа», «страха голода» и т.д. Существуют мнения, согласно которым все, что происходит сегодня в России, есть следствие выполнения определенных программ по манипуляции сознанием наших граждан, которое приносит огромные выгоды ее «исполнителям» и огромный вред нашей стране. 

         Методы манипуляции сознанием  дополняются различными приемами  и средствами, самым мощным из  которых является язык слов, символов, жестов. Довольно часто используются такие приему манипуляции как: прямая ложь, умолчание,  размывание и подмена понятий, разрушения памяти и нравственности и т.д. Существуют так называемые языковые диверсии, когда в язык внедряются слова, не связанные с реальностью.

        Для целенаправленного воздействия на массовую аудиторию используются различные технологии.  На первых парах это были различного рода лозунги, эмоциональный заряд которых сообщался массе, которая в свою очередь подзаряжала своей энергетикой лозунг. С появлением телевидения возможности информационно-психологического воздействия на аудиторию значительно расширились. Преимущество его по сравнению с лозунгом связаны с тем, что, во-первых, оно позволяет включить в воздействие зрительные образы, во-вторых, превратить людей, находящихся друг от друга на расстоянии нескольких тысяч километров, в единую «психологическую толпу». Так, например, за последние 10-15 лет оно приучило людей спокойно взирать на самые жуткие события в жизни и в стране. Наиболее эффективными средствами информационного воздействия в последние годы стали электронные СМИ, Интернет.

      К основным каналам связи манипулятора и объекта манипуляции можно  отнести:

  • Индустрию «субкультуры детства» (детская литература и искусство, игрушки, технологии воспитания, игры и т.д.);
  • Систему образования (школьного, вузовского, послевузовского);
  • Систему государственной идеологии и пропаганды;
  • Массовые политические движения (партийные и молодежные организации, демонстрации и т.д.)
  • Систему организации и стимулирования массового потребительского спроса (реклама, мода, секс-индустрия), формирующую в общественном сознании стандарты престижных профессий, стилей жизни, «элитных образцов»;
  • Индустрию формирования имиджа;
  • Индустрию досуга.

      Все это уводит человека от ответственного, сознательного и свободно выбранного поступления в бытии –  со-бытии  в сторону самозваного, по словам М.М.Бахтина, безответственного поведения. Человек теряет свое единственное, неповторимое место и время в жизни, превращаясь в одного из толпы, пассивно следующего навеянным извне образцам деятельности.

      Можно ли защитить себя от подобных воздействий, остаться автономной самостоятельной  личностью, вся жизнь которой  складывается из поступков в понимании  М.М.Бахтина? Наверное, можно.

      А для этого, на наш взгляд, надо:

  1. сохранять человеческие связи как средства защиты своей личности. Важно, чтобы эти связи складывались по типу «человек-человек», а не «человек-вещь», чтобы в них присутствовал диалог, партнерство, сотрудничество, которые преодолевают отношения отчуждения и включают человека в отношении «Я – мы».
  2. всячески избегать потери своего «Я» и соединения с толпой в любых ее видах.
  3. постоянно усваивать укрепляющие средства духовной культуры.
  4. принять как постулат, что СМИ сегодня – инструмент идеологии, а не информации. Надо научиться читать «скрытый» смысл информации, то есть занять позицию своеобразного интерпретатора.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Проведенное исследование поступка позволяет сделать  очень важные выводы мировоззренческого и методологического характера. И первый из них вытекает уже из размышлений древнегреческих философов. Сократа и Аристотеля, в частности о том, что поступок – это сама жизнь, он может быть правильным или неправильным. Важной задачей для них стало отыскание основания, мерила его «правильности». Когда-то таковым являлась традиция, авторитет предков, позже – воля богов. Сократ, Аристотель заменили волю богов безусловным нравственным началом, положив в основу поступка добродетели, главным из которых выступало благо. Поступок трактовался как способность человека во всем поступать наилучшим образом. Мало того, Аристотель рассматривает поступок в плане человеческой воли, сознательного выбора наилучшего. Тем самым он замечает, что человек ответственен за свои поступки и свою судьбу.

      Идея  ответственности становиться ключевой в новой онтологии, которую разрабатывает отечественный мыслитель М.М.Бахтин. Бытие у него –  это человеческое бытие или мир поступков. Поступок – со-бытие, единственное доказательство того, что человек существует, что он «укоренен» в бытии и своим сознанием, и своими переживаниями, и характером своих действий. Человек причастен бытию единственным и неповторимым образом. Бытийственная причастность человека ко всему происходящему в мире делает его персонально ответственным за свои поступки, а значит, и за бытие в целом.

      Рассмотрение  человеческого поступка как ответственного «вхождения» в бытие обязывает  нас по-иному взглянуть на решение  острейших глобальных проблем современности, экологических, освоения космоса и  мирового океана, предотвращение войн, борьбы с терроризмом и человеконенавистничеством во всех его проявлениях.

      Идеи  М.М.Бахтина о поступке как «участном  сознании» важны и потому, что  в современном мире культура, основанная на личностном начале, стала уступать место культуре, основанной на системе. Отдельная личность сегодня испытывает большое давление со стороны различного рода систем, частью которых является человек: экологических, военных, социальных, политических, информационных и других. Он мучительно переживает тот факт, что постепенно утрачивает фундаментальную ценность, которую обрел на протяжении всей своей истории, ценность автономной индивидуальности быть самим собой.

      Современный человек вынужден либо замыкаться в  себе, питая собственный эгоизм, который выражается в предпочтении личных интересов интересам других, и это нарушает участливое отношение к другому и к миру и разные формы взаимности и понимания. Либо человек пытается раствориться в других в конформистском приспособлении (бахтиновское «самозванство»), пассивном принятии существующего, теряя свои собственные позиции, перекладывая ответственность на других. Что еще хуже, он позволяет манипулировать собой. Сегодня широко известны всевозможные методики и технологии  манипулирования, общий смысл которых прост: заставить человека отказаться от собственного «Я» и персональной ответственности, сделать его «вещью среди вещей» и использовать в качестве функции (штифтика, говорил, М.Ф.Достоевский) общественной системы, превратив его в управляемый объект. Говорить об ответственном поступке, в таком случае, нет никакой возможности. Скорее речь идет о разрушении таких личностных характеристик, как ответственность, совесть, чувство долга и др. 

          
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Аристотель. Никомахова этика/Аристотель – в4т. Т. 7 – М.: Мысль, 1983г
  2. Аристотель. Большая этика/Аристотель – в 4т. Т.4 - М.: Мысль, 1983г
  3. Аристотель. Метафизика/Аристотель – в 4т. Т.1 – М.: Мысль, 1975г
  4. Бахтин М.М. Философия поступка/М.М. Бахтин – Работа 1920х годов.

          Киев, 1994г

5.       Бахтин М.М. Русская философия:  Словарь/Под общ. ред. М.А.Маслина       

          - М.: Республика, 1995

6.       Бахтин М.М. Новейший философский  словарь/Сост. А.А. Грицапов. –

          Мн.: Изд-во В.М. Скакун, 1998г

  1. Диоген Лаэртский. О жизни, успехе и изречениях знаменитых 

        Философов/Диоген Лаэртский – М.: Изд-во Мысль, 1979г

  1. Кесседи Ф.Х. Сократ/Ф.Х. Кесседи – М.: Изд-во Мысль, 1976г
  2. Мельник В.А. Современный словарь по политологии – Мн.: Книжный Дом, 2004г
  3. Платон. Апология Сократа. Протагор. Критон/Платон – в 3т. Т. 3 – М.: Изд-во Мысль, 1968г
  4. Платон. Законы/Платон – в 3т. Т. 3 (2) – М.: Изд-во Мысль, 1972г
  5. Стрельцова В.М. Человеческий поступок как предмет философской онтологии
  6. Цицерон. О старости, дружбе, об обязанностях. – М.: Изд-во Наука, 1975г

Информация о работе Преступление как предмет философского анализа