Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 11:29, научная работа
Поступок, по Бахтину, становится со-бытием, совершаемым свободно и сознательно, ответственным участием человека в едином бытии единственным ему предназначенным образом. В таком понимании человеческий поступок обретает чрезвычайно важную особенность «ответственного «вхождения» в бытие», непосредственного и ответственного участия в его формировании.
Введение
Глава I Проблема поступка в древнегреческой философии
1.1 Поиски Сократом оснований поступка. Поступок и закон
1.2 Аристотель: «ничего слишком…»
Глава II Философия поступка М.М. Бахтина
2.1 Поступок как ответственное «вхождение» человека в единое бытие
2.2 Поступок и проблема манипуляции человеческим поведением
Заключение
Список используемой литературы
Но далее Аристотель делает важное пояснение: «… все это, когда следует в должных обстоятельствах, относительно должного предмета, ради должных целей и должным образом» [1,с.86]. То есть как добродетель, так и соответствующий ей поступок осуществляются в совершенно конкретных условиях бытия человека.
Размышляя о добродетельном
Совершать проступок, считает
философ, можно по-разному,
Однако, рассуждает далее Аристотель,
не всякий поступок, как и не
всякая страсть, допускает
Аристотель также разделяет
Таким образом, Аристотель внес существенный вклад в понимание человеческого поведения, находящего свое выражение в многочисленных поступках. Сделал он это, как и Сократ, в рамках классической, субстанциальной онтологии, стремящейся найти и описать устойчивое состояние человеческого существования, одним из них является поступок как момент бытия, и античные философы стремились по-своему определить его, выявить сущность, правильность и неправильность и т.д.
Заслуга Аристотеля состоит в
том, на мой взгляд, что он, во-первых,
предпринял попытку преодолеть
рассмотрение поступка с точки зрения
сократовского интеллектуализма, считая
его абстрактным, оторванным от жизни,
он анализирует конкретные поступки и
лежащие в их основе добродетели. Во-вторых,
поступок у Аристотеля – не только и даже
не столько знание. Он связан с чувствами,
переживаниями людей, главное из которых
удовольствие и страдание. Аристотель
вводит понятие «свободного выбора», благодаря
которому человек может выбирать наилучшее.
В поступке таковым является середина,
избыток же и недостаток становятся основой
проступка и преступления. В-третьих, Аристотель
предпринимает попытку классифицировать
поступки (нравственные – ненравственные,
произвольные – непроизвольные, добродетельные
– порочные). И хотя в основном это касается
области нравственности, у него много
примеров поступков в других областях
деятельности, что снимает иллюзию поступка
только как происходящего в сфере нравственности
(например, действия врага, полководца,
строителя и т.д.). И, в-четвертых, намечается
структура поступка, где выделяется и
особо рассматривается правильный выбор
цели, средств ее достижения, сам процесс
овладения добродетелью. Конечной же целью
любого поступка Аристотель называет
достижение определенного, вполне конкретного
блага, а через него и высшего блага для
человека – его счастья.
Глава II. Философия поступка М.М. Бахтина
2.1 Поступок как ответственное «вхождение» человека в единое
бытие
Иной, чем в классической онтологии,
подход к поступку
По сравнению с Аристотелем, который обозначает этим термином фундаментальную онтологию и считает, что ей «надлежит исследовать сущее как сущее – что оно такое и каково все присущее ему как сущему» [3,с.119], М.М. Бахтин рассматривает «первую философию» как онтологию человеческого бытия, которая призвана преодолеть дихотомию жизни и культуры через поступок, индивидуально-ответственное поступление, где только, и может быть преодолена дурная неслиянность и невзаимопроникновенность культуры и жизни» [4,с.12]. И далее он поясняет: «вся жизнь человека в целом может быть рассмотрена как некоторый сложный поступок: Я поступаю своей жизнью, каждый отдельный акт и переживание есть момент моей жизни – поступление» [4,с.12].
М.М. Бахтин начинает свою
На этот, новый подход к бытию
и месту в нем поступка
Категория поступка становится
ключевой в системе новой
Отстаивая новое понимание
В категориях теоретически безучастного сознания, заключает полемику с рационалистами М.М. Бахтин, - бытие – событие неопределяемо, но лишь в категориях действительного причащения, то есть поступка, в категориях участно – действительные переживания» [4,с.20]. Поступок, таким образом есть присутствие, бытийственная причастность человека ко всему происходящему в мире.
Для осознания активной причастности человека бытию со своего единственного места М.М. Бахтин вводит еще один образ – понятие – «не-алиби в бытии». Если «алиби» есть попытка доказать свою непричастность к чему-либо, то «не-алиби в бытии» лишает человека нравственного права на «алиби», то есть на уклонение от той единственной ответственности, которой является реализация его неповторимого места «в бытии, от неповторимого поступления, каковым является вся его жизнь». Пафос моей маленькой жизни и бесконечного мира, - пишет М.М. Бахтин, - пафос моего участного е-алиби в бытии есть ответственное расширение контекста действительно признанных ценностей с моего единственного места» [4,с.49]. Поступок выступает как осуществленность этого не-алиби в бытии, как нераздельное утверждение себя в нем, как способ бытия человека в мире с другими.
В связи с этим ведущую роль
в бахтиновской философии
Поступок поэтому не может
быть какой-то отвлеченной
Акцентируя внимание на
Если же происходит отрыв от единственного контекста, потеря при специализации единственной персональной ответственности, что, замечает М.М. Бахтин, часто имеет место в политической деятельности, поступки начинают разлагаться, «в последнем случае мы имеем не поступок, а техническое действие» [4,с.53], ибо оно не укоренено в единственном единстве. Здесь нет причастности к единому бытию единственным образом. В то время как в поступке ответственное не растворяется в специальном действии, которое я уполномочен совершить.
В связи с этим М.М. Бахтин четко выделяет два способа бытия человека в мире – ответственный и безответственный. Первый, как мы уже уяснили, - поступок, второй философ называет «самозванством» [4,с.50] и поясняет: «Пытаясь понимать свою жизнь как скрытое представительство и каждый свой акт как ритуальность, мы становимся самозванцами» [4,с.50]. Самозванство, таким образом, есть такой способ бытия, при котором действия человека не удостоверяются персональной ответственностью, то есть они не основаны на признании своего не-алиби в бытии. Они не являются личностно ориентированными, индивидуальными и свободно совершаемыми.
Комментируя условия возможности осуществления самозваного, то есть не собственного способа бытия, М.М. Бахтин пишет: «Я прячется в другое и других, хочет быть только другим для других, войти до конца в мир других как другой, сбросить с себя бремя ответственности в мире Я (я-для-себя)».
В ответственном поступке
2.2 Поступок и проблема манипулирования человеческим
поведением
Информация о работе Преступление как предмет философского анализа