Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:32, реферат
На протяжении всей истории философской науки возник целый ряд разнообразных теорий о человеке, существенные различия которых обусловлены особенностями исторической эпохи, а также личными качествами, мировоззренческими установками мыслителей, которые проживали в рассматриваемое время. Данные концепции в настоящий момент обобщены и в значительной мере изучены, но их рассмотрение недостаточно для воссоздания реального образа человека в каждой эпохе. Если ранее образ человека определенного исторического периода строился на основании взглядов мыслителей прошлого, то на современном этапе развития философской антропологии становится очевидным изучение конкретного человека, исходя из того, что каждая культурно-историческая эпоха формирует специфический образ человека как личности, в котором отражается индивидуальность этой эпохи.
1. Человек это продукт общества, эпохи, культуры и типа цивилизации, в которых он проживает…………………………………………………….3-4
2. Представления о совершенном человеке есть в каждой культуре разных эпох
2.1. Древний Мир……………………………………………………………...5-6
2.2.Античность………………………………………………………………...7-9
2.2. Средневековье………………………………………………………….10-11
2.3. Возрождение……………………………………………………………12-13
2.4. Новоевропейская эпоха
2.4.1. Новое время……………………………………………………14-15
2.4.2. Просвещение……………………………………………………...16
2.4.3.Немецко-классическая………………………………………...17-19
2.4.4. ХХ век……………………………………………………………..20
3. Одна из важнейших тенденций развития современной философии является все большее внимание к человеку…………………………..21-22
Список используемой литературы……………………………………........23
Схоластическая
философия средневековья
Человек, по мнению Абеляра, как сотворенное существо, должен знать о своем несовершенстве и ограниченности, вести себя перед Богом спокойно, смиренно. Смирение, покорность - первая ступень познания, вторая - сочувствие, третья - созерцание, на вершине познания человек общается с Богом, забывает о себе.
Человеческой
душе, по Экхарту, присуще некое несотворенное,
единосущное Богу начало (“свет”, “искра”
души), с помощью которого она
проходит путь отрешения, последовательного
освобождения от всех сил, образов, определений
и погружается в божественное “ничто”,
включаясь в процесс вечного порождения
Богом самого себя. Такая точка зрения
могла быть истолкована в духе пантеизма,
что делало ее неприемлимой для ортодоксального
христианства.
2.3. Возрождение
Человек
- некое сплетением телесного и
божественного начал. Человек - венец
природы, все внимание уделяется
ему. Индивидуализм как
Идея о "срединном" положении человека между земным, животным и божественным. Обладая свободной волей, он может снизойти до скота или возвысится до богоподобного существа. Основная концепция антропологии Возрождения: человек сам творит свою судьбу, является "собственным скульптором и творцом", способен к безграничному самосовершенствованию и счастливому бытию на земле, а не на небесах.
Смысл жизни на земле Данте видит не в аскетизме, не в бегстве от земных благ, а наоборот, в жизни сообразно с природой, человеческими, земными целями и в совершенствовании земных условий жизни.
Петрарка говорит, что он ничего не знает, что он невежда в философии. Эти слова — одновременно ирония и истина, так как Петрарка действительно не имел философского образования. А далее он делает вывод: о Божественных делах пусть рассуждают небожители, а человек как существо земное должен рассуждать о земных, человеческих делах. Петрарка иронически замечает: мы живем в счастливое время, потому что раньше был один, два, самое большее семь мудрецов, теперь же их буквально толпы, стада, которые наполнили все университеты. В трактате «О презрении к миру» Петрарка рассуждает о смысле человеческой жизни.
Чтение
мистиков укрепляет в Лютере веру
в то, что спасение может быть
достигнуто не благими делами, а
верой в Иисуса Христа, личным общением
с Богом. Так постепенно он приходит
к мысли, что «только верою
оправдывается человек». В эпоху европейского
ренессанса было легко прийти к этому
положению, ибо католицизм благими делами
зачастую считал отнюдь не то, что считаем
мы. Известный догмат об индульгенциях
(о сокровищнице благих дел) приводил к
порочной практике. Одна из проблем, которая
возникала в философии и Эразма, и Лютера,
— проблема свободы воли. Лютер утверждал,
что воля человека подобна вьючному животному,
от которого не зависит, какой всадник
его оседлает. Так и от воли человека не
зависит, какой всадник его оседлает —
Бог или сатана. Человек не имеет свободной
воли, все его действия предопределены
свыше. Люди от своего рождения (и даже
от сотворения мира) предопределены —
одни к спасению, другие к вечному осуждению.
2.4. Новоевропейская
эпоха.
2.4.1. Новое
время.
Влияние господства частного интереса на представления о человеке, мотивы его поведения и жизненные установки со всей очевидностью выражены в концепции Т.Гоббса. В противоположность Аристотелю он утверждает, что человек по природе своей существо не общественное. Напротив, «человек человеку — волк» (homo homini lupus est), а «война всех против всех» является естественным состоянием общества. Его методологический индивидуализм и номинализм тесно связаны с социологическим и этическим индивидуализмом. Глубинной же основой такого состояния является всеобщая конкуренция между людьми в условиях новых экономических отношений. Сам он в этой связи пишет:
«Человеческая жизнь может быть сравнима с состязанием в беге... единственная цель и единственная награда каждого из участников, это — оказаться впереди своих конкурентов»
Влияние развития науки на представления о человеке и обусловленный им антропологический рационализм ярко обнаруживается в философских взглядах Б.Паскаля (1623—1662), который утверждал, что все величие и достоинство человека «в его способности мыслить».
Однако
основателем новоевропейского рационализма
вообще и антропологического рационализма
в частности по праву считается
Р.Декарт. Согласно ему, мышление является
единственно достоверным
Этот
механистический взгляд на человека,
рассматриваемого в качестве машины, получил
широкое распространение в философии
Нового времени. Согласно ему, существует
лишь единая материальная субстанция,
а человеческий организм — это самостоятельно
заводящаяся машина, подобная часовому
механизму.
2.4.2. Просвещение.
Человек в философии XVIII века предстает, с одной стороны, как отдельный, изолированный индивид, действующий в соответствии со своими частными интересами. С другой стороны, отменяя прежние, добуржуазные формы общности, философы XVIII века предлагают вместо них новую - юридическую всеобщность, перед лицом которой все индивиды равны. Во имя этой новой всеобщности просветители требуют освобождения от профессиональных, национальных и сословных границ. В этом отношении характерно творчество немецких просветителей, в частности Лессинга.
Характерна
эволюция просветительского
2.4.3.Немецко-классическая.
Немецкая классическая философия начинает, в лице И.Канта, с того, что ставит человека в центр философских исследований. Для него вопрос «что такое человек?» является основным вопросом философии, а сам человек «самый главный предмет в мире». Человек, по Канту, с одной стороны, принадлежит природной необходимости, а с другой — нравственной свободе и абсолютным ценностям. Как пишет Кант, идеалом красоты может быть только то, "Что имеет цель существования в себе самом, а именно человек, который разумом может сам определить себе свои цели, или где он должен заимствовать их из внешнего восприятия, все же в состоянии соединить их с существенными и всеобщими целями и затем также и эстетически судить о согласии с ними – только человек, следовательно, может быть идеалом красоты, также как среди всех предметов в мире только человечество в его лице, как мыслящее существо, может быть идеалом совершенства".3 Как составная часть чувственного мира явлений он подчинен необходимости, а как носитель духовности — он свободен. Но главная роль отводится Кантом нравственной деятельности человека.
Кант стремится утвердить человека в качестве автономного и независимого начала и законодателя своей теоретической и практической деятельности. Его антропология призвана исследовать то, что человек «как свободно действующее существо делает или должен делать из себя самого», в то время как антропология в «физиологическом» отношении призвана изучать, «что делает из человека природа». При этом исходным принципом поведения человека должен быть категорический императив — формальное внутреннее повеление, требование, основанное на том, что всякая личность является самоцелью, самодостаточна и поэтому не должна рассматриваться ни в коем случае как средство осуществления каких бы то ни было даже очень благих задач.
Человек, пишет Кант, «по природе зол», но вместе с тем он обладает и задатками добра. Задача нравственного воспитания и состоит в том. чтобы добрые задатки смогли одержать верх над изначально присущей человеку склонностью ко злу. Хотя зло изначально преобладает, но задатки добра дают о себе знать в виде чувства вины, которое овладевает людьми. Вина составляет основу морали. Человек, который всегда прав и у которого всегда спокойная совесть, — такой человек по Канту, не может быть моральным. Основное отличие человека от других существ — самосознание. Из этого факта вытекает и эгоизм как природное свойство человека, но философ выступает против эгоизма, в каких бы формах он ни проявлялся.
В своем учении Кант затрагивает проблему сознания и бессознательного. Он говорит о наличии у человека «темных представлений», не контролируемых разумом. И сфера этих неосознанных представлений гораздо больше, чем сфера сознания. Кантовская философская антропология, таким образом, еще до Фрейда поставила вопрос о соотношении сознания и бессознательного в человеке. При этом если, по Фрейду, основной принцип удовольствия был связан с удовлетворением биологических потребностей, то для Канта «работа — лучший способ наслаждаться жизнью». Человек прожил тем больше, чем больше он сделал, и получил тем больше удовольствия в жизни, чем больше его жизнь была заполнена деятельностью.
Антропологическая концепция Гегеля как и вся его философия, проникнута рационализмом. Само отличие человека от животного заключается прежде всего в мышлении, которое сообщает всему человеческому его человечность. Он с наибольшей силой выразил положение о человеке как субъекте духовной деятельности и носителе общезначимого духа и разума. Личность, в отличие от индивида, начинается только с осознания человеком себя как существа «бесконечного, всеобщего и свободного». «Человек обладает бесконечной ценностью»4– зеркальное отражение этой фразы мы находим в «Истории философии». «Человек является целью в себе самом благодаря своему божественному началу»5– указывается в «Философии истории». В социальном плане его учение ярко выражает методологический и социологический коллективизм, т.е. принцип приоритета социального целого над индивидом.
В
отличие от немецкого идеализма
материалист Л. Фейербах утверждает
самоценность и значимость живого, эмпирического
человека, которого он понимает, прежде
всего, как часть природы, чувственно-телесное
существо. Антропологический принцип,
являющийся стержнем всей его философии,
предполагает именно такое понимание
человека. Антропологический монизм Фейербаха
направлен против идеалистического понимания
человека, против дуализма души и тела
и связан с утверждением материалистического
взгляда на его природу. Но самого человека
Фейербах понимает слишком абстрактно.
Его человек оказывается изолированным
от реальных социальных связей и деятельности.
В основе его философской антропологии
лежат отношения между Я и ТЫ, при этом
особенно важными в этом плане оказываются
отношения между мужчиной и женщиной.
2.4.4. ХХ
век.
В
противовес рационализму стали развивать
неклассическую философию, в которой
в качестве первичной реальности
стали представлять жизнь (философия
жизни), существование человека (экзистенциализм).
Произошло "разрушение" разума: вместо
разума на первый план выдвинулись воля
(А. Шопенгауэр, Ф. Ницше), инстинкты (психоанализ
З. Фрейда) и т.д. В философии XX века было
подвергнуто сомнению стремление философской
классики представить общество как объективное
образование, аналогичное природным объектам.
В современной философии ярко выражено
стремление приблизиться к отдельному
живому человеку. ХХ век прошел под знаком
своеобразного "антропологического
бума" в философии. Новый образ социальной
реальности, характерный для философии
ХХ века, связан с понятием "интерсубъективность".
Оно призвано преодолеть деление на субъект
и объект, характерное для классической
социальной философии. Интерсубъективность
основана на представлении об особого
рода реальности, складывающейся при взаимоотношениях
людей. В своих истоках эта реальность
есть взаимодействие "Я" и "Другого".
3.
Одной из важнейших
тенденций развития
современной философии
является все большее
внимание к человеку.
Одной из важнейших тенденций развития современной философии является все большее внимание к человеку. Для исследования человека как сложного объекта научного познания философская мысль выработала целый ряд понятий, позволяющий достаточно полно и развернуто ответить на вопрос о сущности и природе человека, смысле его существования.