Предмет и объект философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 00:35, реферат

Описание работы

В современной науке сложились и стали общепринятыми представления о том, как определить предмет любой науки. Для этого необходимо: зафиксировать, какие объекты, процессы, область бытия или сознания изучает наука сегодня; определить возможные направления развития науки, т.е. направления исследований; уточнить границы изменения предмета науки, выходя за которые наука становится другой наукой или ненаукой.

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 42.28 Кб (Скачать)

  С  помощью философии мировоззрение  достигает   высокой степени  упорядоченности, теоретичности  и обобщенности. Со своей стороны,  крупные открытия и повороты  в развитии научного знания  приводили, как правило, и к  смене сложившихся философских  представлений о мире. Так было, например, в связи с появлением  теорий Н. Коперника, Ч. Дарвина,  А. Эйнштейна и других известных  ученных, а так же дают представление  о развитии различных научных  теорий, например, теория черных  дыр, аннигиляции  пространства и т.д.

Развитое, богатое по своему содержанию мировоззрение  стимулирует и облегчает постановку и осмысление человеком философских  вопросов. Это становится возможным  благодаря самым разнообразным  знанием о мире, которые обретает человек по мере формирования собственного мировоззрения.

Философия нередко определяет характер и общую  направленность мировоззрения. Например, в эпоху возрождения оно было антропоцентрическим, в связи с  активным осмыслением в философии  и культуре феномена  человека. Идея человека как некого центра мировоззрения  пронизывала собой не только передовую  философскую мысль того времени, но и иные формы общественного сознания.

Мировоззрение и философию объединяет постановка и решение проблемы человека различных  ее аспектах. Мировоззрении включает в себя различные сведение о человеке, почерпнутые из многих источников:  из религии, из обыденного познания, из науки и т.д.. Философия же решает эту проблему в самой общей  форме, отвечая, прежде всего на вопросы  о том, что такое человек, каково его место  в мире, для чего он живет.

В развитых мировоззренческих системах философия, как правило, является основным интегрирующим  началом. Без нее нет и не может  быть завершенного «достроенного» мировоззрения. Вот почему принято считать, что  философия является теоретическим  стержнем мировоззрения.  Во многом благодаря этому и существует ее особая роль в духовном опыте  человека и общества.

      Раскрывая миссию философии, следует  отметить, что ей присуща методологическая, или поисковая функция. Философия   формирует исходные принципы (правила,  подходы) познания для всего  комплекса частных наук. Это, например, принципы единства и развития  окружающего мира, принципы неисчерпаемости  познания, принципы творческой свободы  человека и многие другие. Данные  подходы реализуется в различных  формах познания  (искусство, наука)  и в практической деятельности.

Функция социальной критики означает, что философия дает оценку сущего, т.е. имеющегося в обществе порядка вещей (политический строй, нравы и т.д.) с  точки зрения их соответствия идеалу.

Прогностическая функция проявляется в том, что философия стремится предвосхитить наступление грядущего, заглянуть в будущее. Философии присуща также и идеологическая функция, которая означает участие философии в работе идеологии как системы взглядов, ценностей и идеалов, той или иной социальной группы, функция отражения культуры предполагает, что философия является стержнем «душой» духовной жизни общества. Она улавливает и формирует наиболее типичные и значительные идеи и умонастроения, идеалы своего общества. В этих целях она опирается на все иные области духовной культуры общества (религия, искусство и др.) и как бы «присутствует» в них изнутри.

Аксиологическая функция означает, что философия формирует ценностные предоставления и ориентиры человека.

           Кроме названных выше, философия  выполняет также и интеллектуальную функцию. Поскольку философия является синтезом совокупного знания человечества, то ее изучения (особенно это относится к истории философской мысли), есть прямой путь к развитию у человека способности к теоретическому мышлению.  Через философию передаются познавательный опыт и образы (формы, способы) мышления от поколения к поколению. Р.Декарт подшучивал, что философия отличает нас от дикарей и варваров, и каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют. В этом смысле философия выполняет социализирующую функцию, помогая человеку войти в мир культуры и освоить его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Любая наука  имеет свой предмет и объект исследования и определенный категориальный аппарат, но если философия имеет особенность, то взгляд на объект и предмет исследования неоднозначен. Одни ученые отождествляют  объект и предмет, ссылаясь на то, что  слово объект в латинском означает предмет и поэтому объект философии  – природу и предмет философии  – феноменальную деятельность человека они отождествляли. Герцен говорит: другие науки по сравнению с философией имеют  непроницаемый предмет в пространстве и во  времени.

Гоббс указывает  – предмет философии – всякое тело, которое есть в реальности, которое можно постичь с помощью  научных понятий и которое  сравнимо с другими телами. С зарождения марксизма предметом философии  становится понятие "материя". Но если предмет определяется субъективным мышлением философа, то и объект философии определяется сознанием  – говорит  Фихте.

Бердяев доказал, что философия исследует  не объект реальности, а мучается смыслом  личной судьбы и жизни людей. Объект – это то, что интригует жизнь  людей, то есть судьба субъекта, в которой  трепещет вся Вселенная. Т.е., творческое сознание личности, когда все осмысливается  на уровне Вселенной.

Герцен  подчеркивает, что непроницаемый  предмет, т.е. то, что может быть как материальным, так и идеальным.

Понятие объекта всегда связано с объективной  реальностью, которая существует независимо от воли и желания человека, т.е. объектом человеческой мысли может быть любой  предмет, вещь, процесс объективной  реальности, которая включается в  человеческую деятельность и начинает осваиваться субъектом, т.е. объект – это форма человеческой деятельности в процессе человеческой деятельности, которая выработана в процессе человеческого бытия (и язык, и знание, наука, предметы научного познания).

Предмет философии – это вещи, явления  или отдельная часть чего-то, обладающая определенными свойствами и выступающая  в отношениях с другими  вещами или явлениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Балашов Л.Е. Философия. – М, 2005. – 672 с.
  2. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е – М.: Республика, 2003.-623 с.
  3. . История философии: Энциклопедия. – Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. – 1376 с.
  4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.: Проспект, 2005.-608 с.

 

 


Информация о работе Предмет и объект философии