Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 00:35, реферат
В современной науке сложились и стали общепринятыми представления о том, как определить предмет любой науки. Для этого необходимо: зафиксировать, какие объекты, процессы, область бытия или сознания изучает наука сегодня; определить возможные направления развития науки, т.е. направления исследований; уточнить границы изменения предмета науки, выходя за которые наука становится другой наукой или ненаукой.
Введение
В современной
науке сложились и стали
Возникновение философии
Возникновение философии - это
революционный переворот в
Зарождение философии - это своего рода интеллектуальный прорыв к осознанию смысла человеческого бытия. Это духовное событие, отделившее мифический рассудок от разума, а человеческий разум - от божественной мудрости.
Становление и развитие
Современное переосмысление
Впервые в истории духовной
культуры теоретически
Научно-философские
исследования природы, начатые мыслителями
милетской школы, не прекращались никогда
и продолжаются поныне. Можно сказать,
что «философская» инициатива, предпринятая
мудрыми милетцами, дала богатые
интеллектуальные всходы как в научном
понимании развития природы, так
и в более тонких метафизических
размышлениях об основных проблемах
«разумного» устройства Вселенной.
Осмысление «разумности» Вселенной
древними мыслителями органично
сопрягалось с изучением
Философию
поныне нередко представляют как
некое абстрактное знание, оторванное
от повседневной жизни. Нет ничего более
далекого от истины, чем подобные представления.
В действительности все свои проблемы
философия черпает из реальных противоречий
жизни и решает их с единственной
целью - помогать людям жить по-человечески,
совершенствуя свой разум и чувства.
При этом следует иметь в виду,
что философия, как гуманитарная
дисциплина, с древних времен осмысливала
практические наблюдения и выводы людей
о добропорядочности своей
Избрав мудрость в качестве исходной целевой задачи, античные философы осознали главную ее проблему - трудность осмысления целостности мира, его происхождения, устройства и закономерностей развития. Понять этот мир нельзя, не осознав самого себя и способ своего мышления. В XVII столетии ученый и философ Декарт (1596-1650), не меняя существа философии, придал ей, по сути, новое звучание: на первый план им выдвигается бытие человека как субъекта познания мира - «Я мыслю, следовательно, я существую». Исходным началом философ считает индивидуальное мышление, которое, безусловно, подчиняясь законам природы, само рисует картину мира. Тем самым, по резонному замечанию философа-классика Л. Фейербаха (1804-1872), «новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии» . Иными словами, целью философии стали критические раздумья и теоретические рассуждения о цельном, всеобъемлющем миросозерцании, формирующем общую (философскую) картину мира и оценивающем критерии теоретико-познавательной и культурно-созидательной практики человечества. Все это предполагает не просто философские взгляды на мир, но формирование новых философско-мировоззренческих позиций.
Таким образом,
философия призвана развивать новые
мировоззренческие взгляды, помогая
людям в преобразовании стихийно
сложившихся у них мнений о
мире и обществе. Объект любого мировоззрения
- мир в целом. Предмет мировоззрения
- взаимоотношения внешнего мира и
внутреннего мира человека. Мировоззренческий
каркас человеческого сознания базируется
на теоретически обобщенных философией
знаниях и понятиях. Философское
мировоззрение - это целостная совокупность
знаний о вещах, предметах, явлениях
и процессах их взаимосвязи. Оно
отличается от простой суммы
Предмет и объект в философии
Рассматривая различные варианты понимания философии на всем протяжении ее истории, можно обнаружить, что для них характерно признание своеобразной «двойственности» ее предмета. Философия всегда рассматривалась, с одной стороны, как рационально-теоретическое постижение бытия, а с другой стороны, как определенная форма ценностного сознания. В конкретных философских системах эти две стороны философии могут сочетаться самым различным образом.
Выступая как рациональное познание бытия, философия, безусловно, устремлена к науке как к некоему идеалу, хотя сама философская рациональность внутри философии понимается гораздо шире, так же как и поле применения такой рациональности. Чем отличается философия от науки? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала надо определить, как понимается здесь понятие «наука»? Отвечаем: «Самым традиционным образом, на уровне обыденного сознания: наука – это, прежде всего естествознание, иногда к нему прибавляется математика, и весь этот комплекс называется точными науками». Дискуссии о критериях научности применительно к философии, со времен Канта потрясавшие мировое сообщество философов, логиков и методологов, не имели никакого результата, но привели к ситуации, которую мы ранее обозначили как «конец классической философии» и которая поставила под сомнение правомерность философии именоваться наукой.
Кроме того,
философия – многосистемное и
многофункциональное
Прежде всего, это связано со сложностью вычленения собственного предмета философии, поскольку в философию долгое время включались знания о самых различных сторонах бытия, и эти знания позже становятся объектами специальных наук. "Философия подобна королю Лиру, который раздал своим детям все свое имущество и которого вслед за тем как нищего выбросили на улицу". Однако наряду с «отпадением" от философии ряда специальных дисциплин происходит как бы процесс "очищения" ее собственного предмета, который П.В. Алексеев удачно обозначил как процесс "предметного самоопределения философии».
Философия рассматривается как высший вид теоретического знания о фундаментальных основах бытия и принципах его познания. Как учение о всеобщем. В этом смысле на протяжении всей истории предмет философии, как справедливо отмечает П.В. Алексеев, оставался стабилен. «Процесс дальнейшего развития проблематики, дифференциация и интеграция не изменяют раз найденного предмета науки, а лишь уточняют, углубляют его понимание».
Для философии всегда представляла интерес проблема выявления сущности и предназначения Человека, размышление о его месте в мире, о его отношениях с миром и с другими людьми и т.д. В этом плане философия отвечала на запросы эпохи, выступая самосознанием культуры.
Наиболее четко предметная область философии представлена у И. Канта. Прежде всего, он выделяет два самостоятельных уровня философии, выполняющих разные задачи в общественном сознании.
Первый он обозначает как «школярскую» философию. Данная характеристика не является негативной. Это некоторая совокупность наиболее общих представлений о философии, философах, проблемах, которые стояли в ее истории и с которыми должен ознакомиться каждый культурный и образованный человек в рамках своего самовоспитания, так же как он должен знакомиться с религией, искусством, правом, не становясь при этом обязательно верующим, художником или юристом. Знакомиться с такой философией следует на ранних стадиях обучения, в школах, гимназиях и лицеях, говоря современным языком, в рамках среднего школьного образования. Сами по себе эти знания не учат философии, а лишь дают знания о том, что понимали под философией другие люди.
Однако,
кроме этого, существует философия
как особая наука о последних
целях человеческого разума, которая
придает ценность всем другим видам
знания, выявляя их значение для
человека. Именно в этом плане она
выступает как философская
Кант формулирует основные вопросы, на которые должна отвечать это философия в ее всемирно-историческом значении:
Что я могу знать?
Что я должен делать?
На что я могу надеяться?
Что такое человек?
Можно сказать, что в общем плане предметом философии является бытие как особая сложная система, включающая такие его подсистемы, как Мир и Человек. Философия выступает как знание о предельных взаимоотношениях (закономерностях) между миром и человеком на всех уровнях бытия.