Предмет и объект философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 00:35, реферат

Описание работы

В современной науке сложились и стали общепринятыми представления о том, как определить предмет любой науки. Для этого необходимо: зафиксировать, какие объекты, процессы, область бытия или сознания изучает наука сегодня; определить возможные направления развития науки, т.е. направления исследований; уточнить границы изменения предмета науки, выходя за которые наука становится другой наукой или ненаукой.

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 42.28 Кб (Скачать)

Введение

В современной  науке сложились и стали общепринятыми  представления о том, как определить предмет любой науки. Для этого  необходимо: зафиксировать, какие объекты, процессы, область бытия или сознания изучает наука сегодня; определить возможные направления развития науки, т.е. направления исследований; уточнить границы изменения предмета науки, выходя за которые наука становится другой наукой или ненаукой. Однако применить эти критерии к философии  не представляется возможным. Почему? Потому что философия, по выражению  крупнейшего мыслителя современности Бертрана Рассела (1872–1970), «представляет собой размышление о предметах, знание о которых еще невозможно». И сегодняшнее значение философии в том, «что она заставляет нас осознать существование многих вопросов, не входящих сейчас в сферу науки». Например: существуют ли во Вселенной некие универсальные законы, действующие в природе, обществе и мышлении? Имеет ли смысл человеческая история для Космоса? Возможно ли справедливое государство? Что такое душа человека? То есть философия существенно отличается от специальных наук, существующих сегодня в нашем мире, и критерии вычленения "предмета науки", определения последнего к философии полностью не подходят. Как же быть? Можно обратиться к истории философии и посмотреть, как там определялся предмет философии. Классический подход, у истоков которого стоял Аристотель (384–322 до н.э.), в качестве критерия предмета философии выделял степень "общего". Философия занимается более общими вещами, вечными"и божественными первоначалами. Она показывает нам «первоначала бытия и познания». Философия – это учение о первопричинах или о первосущностях вещей. Так думали  и мыслители нового времени: Декарт, Гегель и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возникновение  философии

 

        Возникновение философии - это  революционный переворот в духовной  жизни всего человечества. Смысл  и содержание самого термина  «философия» связаны со стремлением  человека выйти за пределы  привычного, очевидного, найти изначальные  принципы, которые объединяют Космос  и человеческую жизнь в нечто целое.

Зарождение  философии - это своего рода интеллектуальный прорыв к осознанию смысла человеческого  бытия. Это духовное событие, отделившее мифический рассудок от разума, а человеческий разум - от божественной мудрости.

       Становление и развитие философской  мысли значительно расширило  интеллектуальные возможности человека. Он шагнул от образного (мифологического)  представления о мире к понятийному  суждению о нем. На передний  край познавательной деятельности  впервые выдвигается его творческая  рациональность, а разумные первоначала  бытия предстают как вечные  и неисчерпаемые. Их познание  уже тогда сделало философию  «царицей наук», ибо она методологически  понятнее и мировоззренчески  точнее стала ориентировать всех  исследователей природы и общества  на содержательное раскрытие  фундаментальных принципов человеческого  бытия, а широкие массы людей  - на созидательную практическую деятельность.

       Современное переосмысление проблемы  возникновения в античности философии  и ее функционального отделения  от мифологических представлений  и религии стало важнейшим  фактором становления новой духовной  культуры человечества. Поэтому  выяснение генезиса (гр. genesis - происхождение)  философии как нового духовного  явления и отношения ее к  нефилософским формам общественного  сознания позволяет лучше понять  и полнее раскрыть саму сущность  принципиально нового мышления, его роль и значение как  специфической формы целостного  общественного сознания. Это по  сей день является предпосылкой  для сравнительного осмысления  людьми социально-культурной реальности  прошлого и настоящего. С появлением  философского мышления круто  изменилось отношение к научному  познанию мира природы и творчеству  нового мира человека - культуре. Перед свободно и критически  мыслящим человечеством впервые  встали принципиально иные задачи  по поиску истины, определению  смысла жизни, достижению всеобщего  блага (счастья). Философские проблемы  осмысления общественного бытия  стали будоражить лучшие умы  человечества.

          Впервые в истории духовной  культуры теоретически основательно  философские проблемы были сформулированы  легендарным греческим мудрецом  Фалесом из Милета (ок. 624-547 до  н.э.), которого справедливо называют  одним из первых философов.  Именно он глубокомысленно вопрошал: «Что есть все?» Он же первым  сделал попытку рационально объяснить первопричину мира и смысл бытия вещей и явлений, источники саморазвития космической и земной природы. Фалес высказал мысль об одушевленности первоначала. Он утверждал, что все возникает из воды и в нее же превращается: «Вода есть наилучшее». Последователи Фалеса Анаксимандр (ок. 610-ок. 540 до н.э.) и Анаксимен (ок. 588-ок. 525 до н.э.) расширили и углубили его умозрительные теории об основных элементах природы в их космическом порядке. Взгляды Анаксимандра на развитие органического мира представляют интерес и сегодня. Он полагал, что все животные возникли из воды без участия божественных сил. А по учению Анаксимена, все вещи возникли путем сгущения воздуха различной степени. У него впервые в античной философии появилась мысль о переходе количества в иное качество.

Научно-философские  исследования природы, начатые мыслителями  милетской школы, не прекращались никогда  и продолжаются поныне. Можно сказать, что «философская» инициатива, предпринятая мудрыми милетцами, дала богатые  интеллектуальные всходы как в научном  понимании развития природы, так  и в более тонких метафизических размышлениях об основных проблемах  «разумного» устройства Вселенной. Осмысление «разумности» Вселенной  древними мыслителями органично  сопрягалось с изучением человеческого  разума (греч. nus - ум), его потенциальных  творческих возможностей. В поздней  античности разум представлялся  как наивысшая практическая ценность для общества и каждого отдельного человека. Именно тогда у культурных людей сложилась внутренняя потребность  в теоретическом (умозрительном) обосновании  и философском определении разума и самой мудрости при одновременном  поиске их истоков и критериев.

Философию поныне нередко представляют как  некое абстрактное знание, оторванное от повседневной жизни. Нет ничего более  далекого от истины, чем подобные представления. В действительности все свои проблемы философия черпает из реальных противоречий жизни и решает их с единственной целью - помогать людям жить по-человечески, совершенствуя свой разум и чувства. При этом следует иметь в виду, что философия, как гуманитарная дисциплина, с древних времен осмысливала  практические наблюдения и выводы людей  о добропорядочности своей жизни, их раздумья о мире и о себе, о  смысле и целях существования  всего человечества. Особая ценность философских размышлений и прежде усматривалась в том, что именно они позволяли критично судить о  добре и зле, служили морально-этическим  руководством для нравственного  поведения и здорового образа жизни. Все вышесказанное доказывает, что философия учит мудрости, сама обладая ее признаками. При этом она с самого начала заявляла о  себе как о стремлении к мудрости (Пифагор) и о самоотделении от мудрости божественной (Сократ).

Избрав  мудрость в качестве исходной целевой  задачи, античные философы осознали главную  ее проблему - трудность осмысления целостности мира, его происхождения, устройства и закономерностей развития. Понять этот мир нельзя, не осознав самого себя и способ своего мышления. В XVII столетии ученый и философ Декарт (1596-1650), не меняя существа философии, придал ей, по сути, новое звучание: на первый план им выдвигается бытие человека как субъекта познания мира - «Я мыслю, следовательно, я существую». Исходным началом философ считает индивидуальное мышление, которое, безусловно, подчиняясь законам природы, само рисует картину мира. Тем самым, по резонному замечанию философа-классика Л. Фейербаха (1804-1872), «новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии» . Иными словами, целью философии стали критические раздумья и теоретические рассуждения о цельном, всеобъемлющем миросозерцании, формирующем общую (философскую) картину мира и оценивающем критерии теоретико-познавательной и культурно-созидательной практики человечества. Все это предполагает не просто философские взгляды на мир, но формирование новых философско-мировоззренческих позиций.

Таким образом, философия призвана развивать новые  мировоззренческие взгляды, помогая  людям в преобразовании стихийно сложившихся у них мнений о  мире и обществе. Объект любого мировоззрения - мир в целом. Предмет мировоззрения - взаимоотношения внешнего мира и  внутреннего мира человека. Мировоззренческий  каркас человеческого сознания базируется на теоретически обобщенных философией знаниях и понятиях. Философское  мировоззрение - это целостная совокупность знаний о вещах, предметах, явлениях и процессах их взаимосвязи. Оно  отличается от простой суммы естественнонаучных знаний тем, что в центре его стоит  вопрос о единстве объективной истины и ее субъективной оценки. Мировоззрение  человека во многом зависит от воздействия  среды и социального воспитания, уровня и качества образования. Поэтому  философская культура выступает  в качестве основы мировоззренческой  и профессиональной зрелости личности. Это связано с тем, что на философию  возлагается функция «интеллектуальной  разведки», которая может служить  всем людям побуждающей методологией в плане заполнения ими познавательных пробелов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет  и  объект  в  философии

 

Рассматривая  различные варианты понимания философии  на всем протяжении ее истории, можно  обнаружить, что для них характерно признание своеобразной «двойственности» ее предмета. Философия всегда рассматривалась, с одной стороны, как рационально-теоретическое постижение бытия, а с другой стороны, как определенная форма ценностного сознания. В конкретных философских системах эти две стороны философии могут сочетаться самым различным образом.

Выступая  как рациональное познание бытия, философия, безусловно, устремлена к науке как  к некоему идеалу, хотя сама философская  рациональность внутри философии понимается гораздо шире, так же как и поле применения такой рациональности. Чем  отличается философия от науки? Чтобы  ответить на этот вопрос, сначала надо определить, как понимается здесь понятие «наука»? Отвечаем: «Самым традиционным образом, на уровне обыденного сознания: наука – это, прежде всего естествознание, иногда к нему прибавляется математика, и весь этот комплекс называется точными науками». Дискуссии о критериях научности применительно к философии, со времен Канта потрясавшие мировое сообщество философов, логиков и методологов, не имели никакого результата, но привели к ситуации, которую мы ранее обозначили как «конец классической философии» и которая поставила под сомнение правомерность философии именоваться наукой.

Кроме того, философия – многосистемное и  многофункциональное образование, которое при решении тех или  иных проблем оборачивается к  ним одной из своих сторон. Этими  сторонами выступают конкретные философские концепции. Единая цель, объединяющая все философское знание, – выяснение сущности бытия и  человека, а также взаимоотношения  между миром и человеком, между  человеком и обществом – достигается  различным образом, что создает  целостную палитру представлений, хотя каждая из философских концепций  претендует на единственно правильное понимание проблемы.

Прежде  всего, это связано со сложностью вычленения собственного предмета философии, поскольку в философию долгое время включались знания о самых  различных сторонах бытия, и эти  знания позже становятся объектами  специальных наук. "Философия  подобна королю Лиру, который раздал своим детям все свое имущество  и которого вслед за тем как  нищего выбросили на улицу". Однако наряду с «отпадением" от философии ряда специальных дисциплин происходит как бы процесс "очищения" ее собственного предмета, который П.В. Алексеев удачно обозначил как процесс "предметного самоопределения философии».

Философия рассматривается как высший вид  теоретического знания о фундаментальных  основах бытия и принципах  его познания. Как учение о всеобщем. В этом смысле на протяжении всей истории  предмет философии, как справедливо отмечает П.В. Алексеев, оставался стабилен. «Процесс дальнейшего развития проблематики, дифференциация и интеграция не изменяют раз найденного предмета науки, а лишь уточняют, углубляют его понимание».

Для философии  всегда представляла интерес проблема выявления сущности и предназначения Человека, размышление о его месте  в мире, о его отношениях с миром  и с другими людьми и т.д. В  этом плане философия отвечала  на  запросы эпохи, выступая самосознанием культуры.

Наиболее  четко предметная область философии  представлена у И. Канта. Прежде всего, он выделяет два самостоятельных  уровня философии, выполняющих  разные задачи в общественном сознании.

Первый  он обозначает как «школярскую» философию. Данная характеристика не является негативной. Это некоторая совокупность наиболее общих представлений о философии, философах, проблемах, которые стояли в ее истории и с которыми должен ознакомиться каждый культурный и образованный человек в рамках своего самовоспитания, так же как он должен знакомиться с религией, искусством, правом, не становясь при этом обязательно верующим, художником или юристом. Знакомиться с такой философией следует на ранних стадиях обучения, в школах, гимназиях и лицеях, говоря современным языком, в рамках среднего школьного образования. Сами по себе эти знания не учат философии, а лишь дают знания о том, что понимали под философией другие люди.

Однако, кроме этого, существует философия  как особая наука о последних  целях человеческого разума, которая  придает ценность всем другим видам  знания, выявляя их значение для  человека. Именно в этом плане она  выступает как философская мудрость. Философ, стремящийся к такой  мудрости, должен постигать то, насколько  знание может способствовать достижению высших целей Человека и Человечества. «Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которой я учу – а именно подобающим образом занять указанное человеку место в мире – и из которой можно научиться тому, каким быть, чтобы быть  человеком».

Кант  формулирует основные вопросы, на которые  должна отвечать это философия в ее всемирно-историческом значении:

Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я могу надеяться?

Что такое  человек?

Можно сказать, что в общем плане предметом  философии является бытие как  особая сложная система, включающая такие его подсистемы, как Мир  и Человек. Философия выступает  как знание о предельных взаимоотношениях (закономерностях) между миром и  человеком на всех уровнях бытия.

Информация о работе Предмет и объект философии