Предмет и объект философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 00:35, реферат

Описание работы

В современной науке сложились и стали общепринятыми представления о том, как определить предмет любой науки. Для этого необходимо: зафиксировать, какие объекты, процессы, область бытия или сознания изучает наука сегодня; определить возможные направления развития науки, т.е. направления исследований; уточнить границы изменения предмета науки, выходя за которые наука становится другой наукой или ненаукой.

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 42.28 Кб (Скачать)

Мир –  это окружающая нас природа на всех ее уровнях, включая общество. Это-то материально-всеобщее (вспомним чувственно-материальный космос у древних  греков), что противостоит человеку и частью чего он одновременно является в качестве одухотворенного существа. Человек, с одной стороны, рассматривается в философии как творческий субъект познания и носитель сознания и мышления, а с другой стороны, как самостоятельный объект философского познания, объект самосознания. Человеческое «Я» – это и сознание, и мышление, и дух, и особая мыслящая структура бытия. Поэтому противопоставление мира и человека, духа и материи является условным, так как они слиты в едином бытии. Выявление сущности человека есть фактически выявление различных сторон его взаимоотношений с миром, базирующихся на представлениях об истинном знании. «Истина есть отношение Человека к Миру, Действие есть действие Человека в Мире, Красота есть  переживание  Человеком  Мира».

Человек, будучи частью бытия (мира) и взаимодействуя с ним, ставит вопросы о сущности и происхождении мира, вопросы  о том, что лежит в основе мира: материальная или духовная субстанция. Он пытается выявить основные формы  проявления мира, ставит вопросы о  том, един или множественен мир, в  каком направлении он развивается  и развивается ли вообще. Частные  науки также отвечают на данные вопросы  в рамках собственного предмета. Но лишь философия ставит их в предельной форме, говоря о наиболее общих предпосылках бытия, о наиболее общих взаимоотношениях между миром и человеком. Данный предметный уровень мы можем обозначить как онтологический.

Различные философские решения онтологических проблем задают и различные философские  направления. Например, философы, по-разному  решающие вопрос о том, что лежит  в основе мира: дух или материя, дают нам идеалистическое или  материалистическое решения данного  вопроса. Философы, которые кладут в  основу мира одну или несколько субстанций (духовных или материальных), подразделяются на монистов или плюралистов (чаще всего дуалистов).

Являясь частью бытия, человек в то же время  противостоит ему и осознает это  свое противостояние. Это позволяет  ему рассматривать весь окружающий мир как объект познания, причем не, только внешний мир, но и самого себя как часть мира, а также  организованную совокупность людей  – общество. На этом уровне философия  в предельной форме ставит вопрос о познаваемости мира и обоснованности наших знаний о нем. Представитель  частных наук в рамках своего предмета никогда не ставит вопрос о познаваемости  мира, ибо сам предмет науки  строится на ограничении бытия, и  это позволяет воспринимать его, как принципиально познаваемое.

Если  математик выделил некую систему  количественных отношений, т.е. описал мир математически, то он тем самым  познал некоторые его структуры. Если ему это не удалось, значит, математика в данной области просто не применима. Если физик выявляет физические закономерности каких-то процессов, он познает, лишь их физические характеристики, не вникая   в сущность данных объектов.

Общая гносеологическая проблематика находит самые разнообразные  варианты ее решения в философии. Есть философские направления, представители которых не признают познаваемости мира. Есть философские концепции, в которых познаваемость мира признается, но выводится это из разных начал, как материалистических, так и идеалистических. Имеются философские системы, которые значительно огрубляют процесс познания, сводя его к воздействию объекта на субъект, или отрицающие возможность познания части бытия, например социального. Для представителей частных наук такие вопросы могут показаться с точки зрения предмета их наук просто бессмысленными. Здесь вопрос о том, возможно познание или нет, не может даже ставится, ибо тогда не будет науки. Наука всегда реализует познавательную установку, философ вправе в ней сомневаться.

Человек является существом одухотворенным. Он не только познает мир, но и эмоционально переживает свое существование, взаимоотношения  с другими людьми, свои права и  обязанности, а также трагичность  своего существования: невозможность  абсолютного познания, смертность, греховность, отсутствие абсолютных критериев  добра, красоты, истины и пр. Философия  исследует эти ценности человеческого  существования, их обоснованность и  необходимость. Эту область философских  исследований можно обозначить как  аксиологический предметный уровень. Соответственно, и здесь возможны самые различные варианты философских  решений , от атеистических до религиозных.

Человек осуществляет свою деятельность в результате практического освоения бытия, предметного  мира. Практика является как бы активным связующим моментом между миром  и человеком, между бытием и мышлением. Человек познает закономерности бытия, оценивает их значимость для  своего развития и развития человечества в целом, имея возможность творчески  использовать полученные знания. Он способен активно воздействовать на окружающую его действительность, может направить  течение тех или иных событий  в желаемое русло, практически осуществляя, например, свои собственные представления  об устройстве мира и общества. Однако человек может осуществить и  такие преобразования, которые представляют угрозу существованию самого человечества. В этом плане задача философии  – на основании познания общечеловеческих ценностей и интересов выработать некую общую систему норм данной деятельности, ее параметры и ограничения. Эта область исследований относится  к праксеологическому предметному уровню философии.

Каждому уровню философии соответствует  определенная философская дисциплина. Кроме того, имеются «вспомогательные» философские дисциплины. Рассмотрим области философского знания.

Философская антропология в качестве предмета исследования рассматривает человека. Попытка выявить общечеловеческое в существовании людей способствует самосознанию человека и выяснению его собственного места в мире, отличия его от живой природы. Особое значение приобретает данная дисциплина в наше время, когда развитие человечества в целом становится все более осмысленным и человек остро ощущает, что его саморазвитие должно сочетаться с развитием общества, последнее же должно обеспечить каждому человеку достойное существование.

Этика в основном рассматривает вопросы, связанные с проблемой добра. Цель этики – выявить фундаментальные, предельные основания справедливых и разумных действий в совместной жизни людей. При этом выдвигаемые этические принципы должны быть общезначимыми и понятными, их обоснование не должно опираться на какие-то внешние авторитеты или соглашения. Поэтому по отношению к действующей морали, господствующей на конкретном историческом этапе, этика занимает критическую позицию, подвергая эту мораль (эмпирически данную) критическому осмыслению (теоретическому анализу). В рамках данной дисциплины развивается также метаэтика, задача которой заключается в анализе языковых форм морали, этических высказываний.

Эстетика предлагает общие определения прекрасного и исследует формы его проявления в искусствах и природе, а также его воздействие на воспринимающего. Эстетика может быть либо чисто функционально-описательной (анализ эстетических объектов), либо нормативно-дискурсивной (анализ некоторых критериев прекрасного). Эстетика включает в себя теорию искусств, анализ эстетического суждения, а также форм эстетического ощущения и переживания. В современной эстетике активно используются информационно-коммуникативные и логические подходы к анализу эстетического языка.

Метафизика и онтология. Первая представляет собой раздел философии о принципах и началах бытия. В ряде философских систем она отождествляется с онтологией. Вторая традиционно, от Аристотеля, считается важнейшей частью метафизики и исследует бытие как таковое, его наиболее общие свойства, сущности и категории. Кроме этого, в ряде философских концепций исследуются божественное бытие (философская теология), душа (психология) и общая взаимосвязь всего сущего (космология).

Социальная философия – дисциплина, связанная с выяснением вопросов о том, что такое общество, что можно отнести к общественным явлениям, как реализуют себя в общем бытии социальные закономерности. Разделом социальной философии является философия истории, которая исследует сущность, смысл и ход истории общества и человека как субъекта исторического процесса.

По своему формальному статусу данная дисциплина должна быть отнесена к разряду вспомогательных, о которых речь пойдет ниже. Однако поскольку человек реализует  себя как личность прежде всего в  обществе, вопросы общественного  развития, путей его изменения  чрезвычайно важны для человека, что и позволяет говорить о  социальной философии как одной  из основных философских дисциплин.

Логика, представляющая собой учение о последовательном и упорядоченном мышлении, изучает формы выражения мыслей и формы развития знаний, приемы и методы познания, а также особые законы мышления. Классическая формальная логика подразделяется на элементарные учения о понятии, суждении и умозаключении, а также учение о методах логического исследования, доказательства и опровержения. Кроме того, в ней выделяются логико-методологические и логико-семиотические проблемы. Современная логика стремится к предельной формализации и математизации. Она работает с логическими исчислениями, понимаемыми как система знаков (символов) с соответствующими правилами оперирования над ними. Современная логика изучает также многозначные системы, в которых высказывания могут принимать большее количество значений, чем истина или ложь. Важный раздел современного логического знания – неклассические логики, изучающие своеобразные способы рассуждений, связанные с использованием модальностей, времени, нормативных и оценочных понятий, вопросно-ответных методик, нестандартных условий истинности (например, без использования некоторых основных законов логики или с ограничением области их применения).

Гносеология выступает как раздел философии, исследующий условия, сущность и границы познания, отношение знания к реальности, а также условия достоверности и истинности познания. Кроме того, в теории познания исследуется и теория науки (эпистемология), как один из видов познавательной деятельности. Сюда наряду с общегносеологическими вопросами включаются также исследования особых познавательных процедур в науке, критериев и способов создания идеализированных объектов, которыми оперирует наука, изучение соотношения эмпирического и теоретического уровней исследования и пр. Весь комплекс указанных проблем часто выделяют в специальный раздел знания, который называют методологией науки.

Философия религии ставит вопрос о сущности феноменов религиозной веры и религиозного сознания, о специфике их функционирования в обществе, о значении религии для человека. Здесь выясняются фундаментальные предпосылки такого феномена, как вера, критически анализируются религиозные положения.

Философия права решает проблемы обоснования права. Исследует, из чего исходит право, существует ли некая высшая правовая норма. Она занимается проблемами соотношения права с моралью, религией, политикой, государством, властью, экономикой.

Политическая философия конкретизирует положения социальной философии, рассматривает построение, функцию и смысл государства, закономерности его развития и особенности управления, основные движущие силы (социальные группы, партии).

Сущность философии как формы теоретического сознания определяется не только предметом, но и методом. Проблема выделения общего философского метода достаточно сложна.

 

 

 

Функции   философии

 

           Специфическое место и роль  философии в культуре, в жизни  человека и общества проявляется  в функциях философского знания. Являясь развивающейся системой  теоретического знания, философия  выполняет в первую очередь,  мировоззренческую функцию (мировоззрение,  кратко говоря, это совокупная  картина мира, создаваемая мыслящим  человеком. Оно формируется на  основе духовно-практической деятельности  человека и под влиянием различных  источников знания). Задача философии  заключается, прежде всего в  том, чтобы, говоря словами  Г. Гегеля, «постичь то, что есть»  и сформировать целостную картину  мира и бытия человека в  нём. В этом и заключается  основная или «генеральная» функция  философского знания в рамках  всей его истории. Эта функция  проявляет себя при решении  философских вопросов в рамках  всех областей философствования (онтология, гносеология, антропология  и др.)   В своём исходном  определении философия была сформулирована  нами как особого рода форма  познания, стремящаяся сформировать  картину мира и бытия человека  в нём. Решая эту задачу, она  влияет на мировоззрение человека (да и всего мира в целом). Какое же отношение имеет философия к мировоззрению человека?

Мировоззрение вбирает в себя весь опыт познания человеком окружающего мира. Философия  же, как форма познания. Ориентированы  на расходные наиболее общих (коренных) принципов устройства этого мира и важнейших его характеристик, определяет методы познавательной и  практической деятельности человека. Она не стремится, да и не в состоянии  ответить на все познавательные вопросы. Своими средствами философия решает лишь наиболее общее, фундаментальные  вопросы. К числу таковых относится, прежде всего, вопросы о том, что  есть миф, что есть человек и т.д. На частные же  вопросы типа «какова  скорость света?», «Каков состав у воды?»  ответы дают соответствующие науки  – физика, химия, иные источники  знаний.

Информация о работе Предмет и объект философии