Правовые учения Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:39, реферат

Описание работы

Определение данной дисциплины можно охарактеризовать как борьба взглядов и идей в развитии государства. Политические учения прошлого представлены в предмете истории политических и правовых учений в виде соответствующих теоретических исследований проблем государства как особого политического явления. Соединение политических и правовых учений можно объяснить внутренней взаимосвязью политических и правовых явлений и соответствующих понятий.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Политико-правовое наследие Древнего Китая 5
1.1. Конфуцианство 6
1.2. Даосизм 8
1.3. Легизм 9
1.4. Моизм 11
Глава 2. Теократическое учение В.С. Соловьева 14
2.1. Вселенская теократия 14
2.2. Философия всеединства 18
Заключение 23
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

Правовые учения Древнего Китая.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

     Выдвигалась идея о сосредоточении власти в руках  самого императора, который установить законы и с их помощью наведет порядок. Намечалось также упразднить передачу должностей по наследству. От чиновников, по их идее, требовалось полное и беспрекословное повиновение, а не знания.

     Особенной чертой легизма были элементы исторического  подхода к общественным явлениям. Интересы новой аристократии противоречили устоям общинной жизни. Легисты были далеки от изучения действительных исторических процессов. Они ограничивались простым противопоставлением современности прошлому. Исторические взгляды легистов подготавливали условия для создания светской политической теории, посредством преодоления традиционалистских воззрений.

     Легисты считали необходимым подчинение патронимии и семейных кланов к местному управлению и администрации. Целью  проектов реформ легистов был контроль власти государства над народом. Ими же предлагалось установить единые для всех законы, хотя по концепции легизма закон – это указы правительства государства и репрессивная политика. Исходя из этого народ и власть стороны враждующие.

     Легисты считали необходимым ограничить общинное самоуправление. Не отрицая общинного самоуправления в принципе, легисты выступали с проектами реформ. Среди них: чиновничество и районирование государства. Это должно было привести к контролю населения. Вследствие этих реформ, в Китае произошло территориальное разделение. Высшей целью деятельности государя – это создание могущественной власти, способной объединить Китай только посредством захватнических войн.

       Легистами предполагалось установление  единых законов для всего государства. По мнению Шан Яна «Когда народ сильнее своих властей – государство слабое; когда власти сильнее своего народа – армия могущественна».4

     Легисты не имели представления о законных гарантиях и правах населения, например, проступок, по их мнению, должен караться только смертной казнью. Закон выступает у него средством устрашающего террора. Применение легизма на практике вылилось в негативные последствия, влекло за собой эксплуатацию населения и деспотизм. Однако, наблюдая недовольство народа, последователи легизма внесли больше морального содержания в идеи своего учения. 

     1.4. Моизм

     Мо-цзы (479-400 гг. до н.э.) – основатель моизма и школы моистов. Он выдвинул и  развил идею равенства людей, считал, что в основе государства лежит  идея принадлежности народа к власти. Именно Мо-цзы внес идею договорного происхождения управления и государства. Данная идея была направлена против власти и его произвола. Моизм представлял интересы торговцев, ремесленников, землевладельцев.

     Мо-цзы  и моисты не принимали назначение государственных постов по родству, считая, что все люди равны по происхождению. По мнению Мо-цзы источник мудрости – это знание, только выраженное не в чтении книг, а в жизненном опыте народа т.е. управление государством не требует знаний и обучения. Идеи и учения моизма о выдвижении мудрых содержало в основе идею равенства и обосновывало возможность передачи верховной власти представителям трудового народа. Они считали, что все люди равны перед божественным небом. Эта идея противоречила конфуцианству и его человеколюбию. Мо-цзы говорил о всеобщей любви. Однако, всеобщая любовь была представлена Мо-цзы как взаимная выгода. Это предавало концепции иной смысл. Теперь любовь – это расчет, с целью получения выгоды.

     Он  считал, что человеколюбие – это  справедливое и равное отношение ко всем людям. Истинное человеколюбие, считает Мо-цзы, справедливое отношение ко всем людям, не смотря на их неравенство. Говорил, о необходимости людей помогать друг другу, учить друг друга. Здесь концепция основывалась на бытовавшие в общинах представления о взаимовыручке. В политической программе моизма просматриваются как консервативные, так и прогрессивные тенденции.

     Совершенной моделью управления считалось государство  с мудрым императором и верными  ему исполнителями. Причиной непорядка в государстве считали правителей, которые преданы алчности и распространяют бедность. Однако в учении моистов появились противоречия при изложении методов и способов управления государством.

     По  мнению Мо-цзы доносы и единомыслие  являлись залогом прочности власти. Можно сделать вывод, что моизм нес идею централизации власти, поскольку исключалась возможность участия населения в управлении государством, и восхвалялись бюрократия и деспотия. Исходя из этого, можно сделать вывод, что идеи равенства были забыты в моизме.

     В политической мысли Древнего Китая  Мо-цзы и его учения занимает место  между теорией легистов и патриархальным конфуцианством. Моизм представлял собой эволюцию от патриархальной общины (по конфуцианству) в территориальную (по легизму). Он отражал развитие отношений, которые выстроены на выгоде, расчете. Как следствие, моистам характерны утопические идеи, конформизм, нестабильность, предлагаемых ими реформ.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Теократическое учение В.С. Соловьева

2.1. Вселенская теократия

     Владимир Сергеевич Соловьев русский писатель XIX века, философ. Искание правды отражается во всем его творчестве. В.С. Соловьев - первый русский философ, который создал систему. Даная система включала в себя и эстетику, и антропологию, и гносеологию, и онтологию. Еще в детстве и юности В.С. Соловьев был увлечен нигилизмом и материализмом. После сделал вывод, что человечество может духовно возродиться благодаря истине во Христе и, вследствие этого поступил в московский университет на естественный факультет. Во время учебы в связи с изменениями своего материалистического мировоззрения, меняет естественный факультет на историко-филологический. Изучает философию.

     В.С. Соловьев особо уделял внимание церкви, религии и теологии. В 80-ых годах  пишет работы «История и будущность теократии», «Духовные основы жизни», «Русская идея». Большое значение в трудах В.С. Соловьева имеет проект теократической утопии, которая основана на взаимосвязи церкви и самодержавия. Но уже в 90-ые годы в творчестве философа прослеживается проблематика, как следствие разочарования в теократической утопии. Среди работ того периода «Оправдание добра» и «Теократическая философия». Помимо этого разрабатывал мистическую философию.

      В мае 1888 года в Париже В.С. Соловьев прочитал лекцию «Русская идея». Именно с тех пор это словосочетание имеет философское значение. В этой лекции стоял вопрос о смысле существования России в истории мира. По мненью В. С. Соловьева каждое государство должно выполнять определенную задачу, миссию. Данная миссия есть национальная идея, которая задана Богом. По В.С. Соловьеву: «Идея нации есть не то, что сама она думает о себе во времени, но, то что Бог думает о ней и вечности».5

     Русская идея она же и историческая миссия, задача России, заключается в том, чтобы стать инициатором в создании европейского сообщества стран на основе христианских ценностей, в создании теократии. Русская же идея чрезвычайно важна, при поиске  основ для духовного возрождения нации, для нахождения нового мира.

      Можно выделять три периода в творчестве В.С. Соловьева: теософский, теократический, теургический. В теократический период В.С. Соловьев возлагает надежды на преобразование человечества через создание справедливого государства и справедливого общественного порядка, в которых будут осуществлены христианские идеи.

     В трудах Соловьева «Великий спор и христианская политика», «Россия и вселенская ценность» и «История и будущность теократии» происходит разработка утопического проекта теократии.

     У Соловьева сложилось отношение  к идеалу теократии, в обсуждении которого он отдал дань увлечения идеей вселенской теократии под началом Рима и с участием самодержавной России. В обсуждении проблем организации теократии («богочеловеческого теократического общества») Философ выделяет три элемента ее социальной структуры: священники; князья и начальники; народ земли. Такое разделение, по его суждению вытекает из необходимости исторического процесса и составляет органическую форму теократического общества, причем эта форма «не нарушает внутреннего существенного равенства всех с безусловной точки зрения».

     Необходимость личных руководителей народа обусловливается  «пассивным характером народной массы»  это изложено в его труде «История и будущность теократии».

     Вселенская  теократия – это продолжение  принципа всеединства. Дословно, теократия – богословие. Ее главная задача – объединение всех христианских народов. По предположению после соединения всех народов их главой должен быть Папа Римский, своего рода, глава духовной власти. На ряду с духовным главой особое место должны занимать пророки. Их задачи заключаются в пропаганде и теории. Теократия противостоит материализму и нигилизму.

      Теократия, по суждению Соловьева, - социальная форма  Богочеловечества. Она олицетворяет собой принцип троичности Божества т.е. Отец, Сын и Святой дух.

     Соловьев  признает функции первосвященство  за папой римским. Однако Византия не справилась с задачей в воплощении теократии, считая Россию наследницей. От народа, являющегося носителем  силы, необходимо возвышение над национальными  интересами и свобода от ограниченности. Эти свойства присущи в особенности национальному характеру русского народа. Именно идеалы русского народа носят религиозный характер. Русский народ может сочетать культуры Запада и Востока. Он способен на самоотречение.

      Пророческое служение появилось в форме протестантства, возникшее из споров Константинополя  и Рима. Оно существенно исказило это третье теократическое начало: оно не подарило миру и истинных пророков и отделило священство от пророчества.

      По  мнению философа Соловьева, вселенской теократии необходимо быть свободной, т.е. объединение наций происходит на добровольных началах. В сфере теократии принуждение к вере исключалось полностью. Поэтому Соловьев не поддерживал, когда православная церковь России стремилась к повсеместному насаждению веры и, считал это псевдотеократией.6 Помимо этого, говорил о том, что создать фундамент самостоятельности церковной власти под силу лишь католической церкви. Для того чтобы это стало под силу России ей необходимо первым делом искоренить национальный эгоизм. Для осуществления национальной идеи нужно преобразовать русскую православную церковь и соблюдать гражданскую свободу.

      Ожидалось, что Россия, при создании вселенской теократии внесет в Европу и ее народ непосредственности. И напротив, Запад поможет России в борьбе с нигилизмом и варварством.

     Объединение с Европой помогло бы России более  тесно влиться в сообщество христианских стран. А это, в свою очередь, дало бы твердую гарантию сохранения христианских основ культуры России.

     К концу жизни Соловьева постигло пессимистическое настроение и разочарование в мессианском предназначении России и во всемирной теократии, что отразилось в его труде «Три разговора».  В сочинении «Три разговора» понимает, что зло принимает обличие добра, а Антихрист – бескорыстный благотворитель. Парадоксально, но здесь Антихрист является создателем теократии. Е. Трубецкой считал, что В.С. Соловьев в своем труде усомнился, разочаровался и отрекся от теократии. После чего была написана статья «Крушение теократии в творениях В.С. Соловьева». Однако под «крушением теократии» необходимо понимать ее невоплощенность. В логике рассмотрения Соловьевым в теократии есть долг или моральное обязательство.

     Таким образом, под крушением теократии  Соловьева, видимо, следует понимать ее историческую невоплощенность. Причем рискованность теократического проекта ощущалась Соловьевым не только в последние годы жизни. Именно поэтому в его логике рассмотрения теократия обязательно присутствует горизонт «морального обязательства» или долга. Из-за невыполнения этого долга сокрушена, может быть, сама Россия: в мире моральной необходимости невыполнение замысла Бога о народе карается смертью.

     В. С. Соловьев принадлежит к числу  тех мыслителей, которым удалось  создать самостоятельную целостную и всестороннюю философскую систему - учение, которое охватывает все области философского знания. В системе несколько принципов, из логически выводятся положения и идеи. Философская система - это Теория, которая позволяет решать все философские вопросы с единой позиции – это философская система.

     Соловьев  стремился к созданию независимого и самостоятельного учения, обобщал  идеи разного происхождения с  точки зрения философии. Философия  Соловьева уникальное явление в  истории мысли, в основу которой  он заложил принцип о всеединстве. Его философия - совершенно своеобразное и неповторимое явление в истории мысли. В основу своей философской системы он положил принцип о всеединстве.

     В философии В.С. Соловьева соединились  различные тенденции. Философия  исходила из признания единосущного начала, которое имеет два равнозначных полюса. Соловьев верит в прогресс и науку. И, самое главное в то, что русский народ верит в богоизбранность. Он боролся за единство, понимание и человечество. Он доносил народу традиционный древнейшие принципы и ценности христиан, только посредством философии. Идея всеединства – это органическое соединение развитого личностного начала с всеобщим.  

Информация о работе Правовые учения Древнего Китая