Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 15:40, контрольная работа
Теоретической основой философии права, идеи свободы и справедливости явились идеи о привате человека как высшей социальной ценности общества и государства, высказанные в XVII–XVIII веках философами-просветителями Дж. Локком (1632–1704), Ш.Л. Монтескье (1689–1755), Ж.Ж. Руссо (1712–1778), Ф.М.А. Вольтером (1694–1778). Они считали, что человек обладает естественными, неотъемлемыми правами (право на жизнь, право на свободу и др.), принадлежащие ему от рождения, которые не могут быть отняты ни государством, ни обществом.
Любопытны рассуждения о боге и свободе русского философа Н. Бердяева – «Бог есть свобода, а не необходимость, не власть над человеком и миром, не верховная причинность, действующая в мире. То, что теологи называют благодатью, сопоставляя ее с человеческой свободой, есть действие в человеке божественной свободы». Можно сказать, что «существование Бога есть Хартия вольностей человека, есть внутреннее его оправдание в борьбе с природой и обществом за свободу».
Идея свободы и относительной индивидуализации человека в христианской религии заложила основы персоноцентристского учения. Однако подлинный духовный смысл христианства в значительной мере был заслонен внешними ритуалами, и религия утрачивала эти ростки персоноцентризма. Тем не менее, христианство в своей подлинной сущности обращается к свободной воле человека, открывало ему пути к совершенствованию, сознанию значимости своего выбора.
Особенности христианской религии
подготовили общественное сознание
к восприятию идеи свободы, ответственности
за свои действия. Однако теологическое
мировоззрение сковывало
Можно предположить, что
этот феномен способствовал
Сформировавшийся в Европе
цивилизационный архетип
Происходят начальные стадии «размывания» традиционных структур и ценностных стереотипов. Ценности европейской цивилизации очень медленно, с большими трудностями начинают внедряться в России, которая не может быть отнесена к какому-то определенному типу цивилизации, в том числе европейской. Достаточно вспомнить, что важнейшая составляющая европейской цивилизации – идея прав и свобод человека никогда не была значимой в философско-правовых доктринах мыслителей России и поэтому не могла завоевать общественного сознания и стать целью социального развития этой страны. Исследуя взаимоотношения Российского общества и индивида, А. Оболонский следующим образом формулирует свою позицию: «В основных ветвях российской народности господство системоцентристской этики на протяжении абсолютного большинства столетий ее исторического существования было практически безраздельно. Оппозиция «общество-личность» практически даже не воз-шкала. Но причиной этому, конечно, была отнюдь не гармония между этими двумя уровнями социального бытия, не отсутствие противоречий между индивидом и социальным целым, а совершенно однозначный, само собой разумеющийся вектор разрешения противоречий между ними – apriori в пользу целого».
Неудивительно, что попытки «даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов» в Манифесте 17 октября 1905 г. не могли изменить ситуацию в России, дать ей новые правовые ориентиры – права человека и свободу личности. Вековые традиции подавления инакомыслия и индивидуальности после провозглашения «дарованных» свобод вылились в массовые политические репрессии, был упущен исторический шанс на цивилизованное развитие общества, в основу которого были бы положены идеи прав и свобод человека. Все последующее развитие России подтвердило «особенность» ее пути, усугубило поглощение личности коллективом, подавление индивидуализма, жесткое пресечение любых попыток пойти наперекор системе. Н. Бердяев пишет, что в России рецепция идей демократии была оторвана от идеи прав человека и гражданина. «Идея демократии в той прямолинейной и упрощенной форме, которая была у нас принята, породила целый ряд нравственных последствий. Отвлеченно-демократическая общественная идеология сняла ответственность с личности, с духа человеческого, а потому и лишила личность автономии и неотъемлемых прав».
Заключение
Истинная свобода, истинное равноправие осуществимы лишь в правовом демократическом государстве, отличительной чертой которого является верховенство законов. Выполнение законов свидетельствует прежде всего о том, в какой степени реализуются общегражданские права, установленные в интересах всех и каждого. Объем таких прав в различных государствах, конечно, неодинаков, и зависит от уровня политической культуры государства. Однако каковы бы ни были эти права, они установлены как общее благо. Всю историю прав человека можно рассматривать как путь постепенного признания всеми народами достоинства и ценности человеческой личности. Каждая отдельная личность – это продукт социализации, единый по существу субъект деятельности и носитель определенных культурных ценностей. Рассматривая человека в структуре философских категорий «общее-особенное-единичное», можно представить его как человечество в целом и общечеловеческое в каждом конкретном представителе нашего рода; либо как определенную общность людей (расовую, национальную, классовую, конфессиональную, профессиональную, характерологическую и др.) и проявления этой общности в конкретных людях; или же как отдельного человека в конкретной единственности своего реального существования. Эта трехуровневая структура, по мнению исследователей, представляет собой одну из важнейших универсалий бытия и самосознания человека. Каждый из этих уровней существует как объективная реальность. Генетическая, экологическая, культурная общность человечества в разной степени отражается разными историческими эпохами; по-разному она осознается различными представителями одних и тех же эпох.
Список литературы
1. Бергер, А.К. Политическая мысль древнегреческой демократии. [Текст] М.: Наука, 2006. – 480 с.
2. Бердяев, Н. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии. [Текст] М.: Мысль, 2000. – 338 с.
3. Гегель. Философия права. [Текст] М.: Мысль, 2004. – 428 с.
4. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры. [Текст] М.: Просвещение, 1992. – 382 с.
5. Кистяковский, Б. Государство правовое и социалистическое [Текст] // Вопросы философии. – 2000. – №6. – С. 143.
6. Крашенинникова, Н.А. Цивилизационные подходы к изучению истории государства и права [Текст] // Методологические проблемы правоведения. Изд-во Московского Ун-та. 2004. – С. 10–32.
7. Монтескье, Ш. Избранные произведения. [Текст] М.: Просвещение, 2005. – 508 с.
8. Нерсесянц, В.С. Гегелевская философия права. [Текст] М.: Мысль, 2004. – 386 с.
9. Нерсесянц, В.С. История идей правовой государственности. [Текст] М.: Издательство Академического правового института РАН, 2001. – 264 с.
10. Оболонский, А.В. Драма российской политической истории: система против личности. [Текст] М.: АСТ, Астрель, 2004. – 322 с.
11. Утченко, С.Л. Политические учения Древнего Рима. [Текст] М.: Высшая школа, 2007. – 556 с.
12. Формация или цивилизация? (Материалы «круглого стола») [Текст] // Вопросы философии. – 2009. – №10. – С. 47.
Информация о работе Права человека как философско-правовая проблема