Права человека как философско-правовая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 15:40, контрольная работа

Описание работы

Теоретической основой философии права, идеи свободы и справедливости явились идеи о привате человека как высшей социальной ценности общества и государства, высказанные в XVII–XVIII веках философами-просветителями Дж. Локком (1632–1704), Ш.Л. Монтескье (1689–1755), Ж.Ж. Руссо (1712–1778), Ф.М.А. Вольтером (1694–1778). Они считали, что человек обладает естественными, неотъемлемыми правами (право на жизнь, право на свободу и др.), принадлежащие ему от рождения, которые не могут быть отняты ни государством, ни обществом.

Работа содержит 1 файл

контрольная по философии.docx

— 42.65 Кб (Скачать)

Введение

Теоретической основой философии  права, идеи свободы и справедливости явились идеи о привате человека как высшей социальной ценности общества и государства, высказанные в XVII–XVIII веках философами-просветителями Дж. Локком (1632–1704), Ш.Л. Монтескье (1689–1755), Ж.Ж. Руссо (1712–1778), Ф.М.А. Вольтером (1694–1778). Они считали, что человек обладает естественными, неотъемлемыми правами (право на жизнь, право на свободу и др.), принадлежащие ему от рождения, которые не могут быть отняты ни государством, ни обществом.

Эти философско-правовые положения  юридически закреплены в нормативно-правовых актах того времени – английской Великой Хартии Вольностей 1215 г., Петиции  о праве 1628 г., Хабеас Корпус Акт 1679 г. (Англия) (Акт о лучшем обеспечении  подданного и о предупреждении заточений  за морями), и других юридические  документах. Невозможно отрицать их важную роль в развитии современной юриспруденции  и философии права.

1. Права человека  как философско-правовая проблема

Современному человеку нелегко  понять, что философские идеи о  правах и свободах человека в прошлом  воспринимались как социальные утопии, идеи великих философов-мыслителей прошлого, на много опередивших свое время и оказавшие огромное влияние  на все последующие политические события, очень трудно приживались  в сознании людей и обществе в  целом. От буржуазных революций во Франции, Англии, Америке, когда были предприняты  первые попытки воплотить эти  идеи в реальность, именно тогда  на законодательном уровне были закреплены основные права и свободы человека, используемые и поныне. Так, во Франции 26 августа 1789 г. была провозглашена  Декларация прав и свобод человека и гражданина и гражданина, а в  Америке 26 сентября того же года – Билль  о правах (поправка к Конституции  США). Однако, фактически, вплоть до гигантских социальных потрясений XX века – первой мировой войны, Октябрьской революции 1917 г., второй мировой войны – даже в государствах с давними республиканскими и демократическими традициями фактически не признавалось не только равенство всех людей, но и возможность защиты человека, за которым признаются индивидуальность и полное уважение его прав и свобод вне зависимости от взглядов, уровня культуры, образования, места в обществе, благосостояния, расы, национальности и цвета кожи. Достаточно вспомнить отношение к евреям и другим национальностям в фашистской Германии и России.

Наиболее четкое понимание  правового статуса человека и  гражданина было сформулировано в Американской Декларации 1776 г., где сказано, что:»… все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем равными неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью». Однако признание обществом правового статуса человека и гражданина предполагало не только некий общественный договор, который призывал людей уважать личность, но и создание правовойсистемы, защищающей человека от произвола властей. История человечества показала, что права и свободы человека не могут быть ограничены узко национальными рамками, поскольку все крупнейшие мировые события, независимо от территориальных, идеологических или иных барьеров, накладывают на нее свой отпечаток. Поэтому вполне закономерно, что мировое сообщество пришло к пониманию и осознанию правового статуса человека и гражданина как важнейшей фундаментальной проблемы предмета философии права.

Такое отношения к идеям  прав и свобод человека во многом стало  возможным благодаря учрежденной  в 1945 году Организации Объединенных Наций и ее деятельности. Ее основной задачей является поддержание мира, безопасности, уважение правового статуса  человека и гражданина и распространение  идей об этих правах. Так, 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН  приняла Всеобщую Декларацию прав человека. Трудно переоценить значение этого  международного правового акта. Впервые  в международной практике Декларация отразила идею о неразрывной связи  и взаимообусловленности всего  комплекса основных прав и свобод человека. Это положение нашло дальнейшее развитие в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 4 декабря 1986 года: «Все права человека и основные свободы неделимы и взаимозависимы; и развитие и защита одной категории прав не могут служить предлогом или оправданием для освобождения государств от развития и защиты других прав».

Важной исторической вехой  в развитии прав и свобод человека, в деле укрепления и развития международных  процессов в военно-политической, торгово-экономической, экологической, гуманитарной, правовой областях, стал Итоговый документ Венской встречи  представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1989 г.). Во время Венской встречи впервые официально вошел в юридический лексикон философский термин «человеческое измерение». Это означало поворот хельсинского процесса в сторону человека, его интересов и забот, это сделало человека отправной точкой всех принимаемых юридических договоренностей. В философско-правовом смысле под «человеческим измерением» понимается весь комплекс прав человека: гражданских, политических, экономических, социально-культурных и др., а также контакты между людьми, сотрудничество в области информации, культуры, образования.

2. Философско-правовая  концепция прав человека

Следует отметить, что философско-правовая концепция прав человека заключает  два основных момента. Первый состоит  в том, что неотъемлемые и неотчуждаемые  права «первого поколения» (право  на жизнь, право частной собственности, неприкосновенность жилища, частной  жизни) присущи человеку просто потому, что он человек. Это естественные (личные) права, которые вытекают из самой человеческой природы каждого  индивидуума, и назначение их в том, чтобы поддерживать в человеке чувство  собственного достоинства. Ко «второму поколению» прав человека относятся  права, устанавливаемые в соответствие с нормотворческими процессами, происходящими  как на национальном, так и на международном уровнях (гражданские, политические, избирательные, социально-культурные и др. права). Философско-правовой основой прав второго поколения является согласие тех, на кого они распространяются, то есть согласие субъектов права, тогда как основу первого поколения прав составляет естественный порядок вещей.

В общих философских чертах права человека можно определить как права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как биосоциальное существо в  обществе подобных себе индивидов. Таким  образом, права и свободы человека дают возможность полного развития и использования человеческих качеств, интеллекта, талантов и способностей, возможностей удовлетворять духовные и иные запросы. Они основаны на растущей потребности человечества в такой  жизни, при которой неотъемлемое достоинство и ценность каждой человеческой личности пользовались бы уважением  и защитой со стороны государства.

право философский теологический свобода

 

3. Развитие идей  прав и свобод человека и  правового государства

История становления философских  идей правового государства насчитывает  тысячелетия. Она включает те прогрессивные  представления о цивилизованном государстве, несовместимом с единоличным  произволом и насилием, которые начали формироваться еще в античном мире, в древних государствах-полисах, достигших в тот период (V–IV вв. до н.э.) высоких ступеней политического  и культурного развития на власть, либо выступал в качестве бесправного  лица, несущего бремя обязанностей. Неравенство правовых и обязательственных  позиций индивида было свидетельством ограниченности свободы, отсутствия демократии и в конечном итоге правовой неразвитости государственности, низкого уровня правовой культуры общества. Установление формального правового равенства  и единства адресата нормы права  явилось важнейшим историческим прорывом к свободе, новому этапу  развития государственности – правовому  государству.

Так называемая гражданская  идея, т.е. представление о гражданине, наделенном определенными правами  и обязанностями (правовой статус), возникла в VI–V вв. до н.э. Она была связана  с тем регионом мира, где сформировалась наиболее высокая духовная культура – философско-правовая и политическая мысль, наука, искусство, литература и  т.д. Речь идет об античных полисах, в частности об Афинах и Риме. Полис – первая в истории человечества форма сообщества, которую можно определить как гражданский коллектив. Один из исследователей истории древнего полиса, С.Л. Утченко, отмечает: «Благодаря именно этим своим особенностям полис сумел выработать и затем передать в наследство грядущим поколениям огромное духовное богатство, идеи гражданства, демократии, республиканизма». Вполне понятно, что сложившиеся в условиях древнего полиса идеи гражданственности и демократии претерпели весьма существенную трансформацию за более чем двухтысячелетнюю историю своего существования и развития.

Философские идеи о правах человека и гражданина органично  включались в политические и философские  концепции представителей античности. Уже прогрессивная философско-правовая мысль древних демократий выдвигала  идею равноправия (Перикл, Демосфен). В  этой связи интересно высказывание древнегреческого мыслителя-философа Демосфена в речи «Против Лептина»: «Закон устраняет все противоречащее ему, чтобы относительно каждого (обстоятельства) среди существующих имелся один закон, чтобы закон не приводил в смущение рядовых граждан и чтобы они  не оказывались в невыгодном положении  сравнительно с тем, кто знает  все законы. Закон должен быть таким, чтобы давать одно и то же ясное и полное знание о том, что является правом».

Древнегреческий философ-материалист  Демокрит выдвинул идею о долге гражданина, который состоял в заботе каждого гражданина о благополучии полиса, как этической категории. По его мнению, связи между гражданами и полисом коренятся в этических, а не правовых началах и носят характер нравственного, а не правового отношения. Другой древнегреческий философ-материалист Гераклит выразил идею, связанную с незыблемостью закона в обществе, подчеркнув, что «народ должен сражаться за закон, как за свои стены». Анализируя концепцию Гераклита, которая явилась предтечей развитой естественно-правовой доктрины, философ-правовед В.С. Нерсесянц отмечает: «Можно сказать, что к гераклитовской концепции восходят все те естественно-правовые доктрины античности и нового времени, которые под естественным правом понимают некое разумное начало (норму всеобщего разума), подлежащее выражению в позитивном законе». При всех прогрессивных чертах древнегреческого полиса, следует отметить, что в древних полисах с гражданством были связаны прежде всего политические права: свобода, право на решение государственных дел, участие в правосудии и т.д. При этом такими правами наделялись лишь те, кто не занимался физическим трудом. Физический труд считался постыдной обязанностью, выполнение которой исключало человека из сферы гражданства и равенства. При всей замкнутости и ограниченности гражданства древних полисов такой институт мог быть порожден лишь высоким уровнем культуры, выступая в то же время как средство функционирования этой культуры, ее дальнейшего развития и обогащения. Не случайно в ту эпоху идея и институт гражданства были характерны лишь для такой уникальной формы государственного устройства, как полития.

Первоначальные представления  о гражданстве и правах человека, заботе каждого гражданина о благополучии полиса формировались в общем  русле философско-правовых концепций, отстаивающих высокую ценность закона и законности (Платон, Сократ, Аристотель, Перикл, Демосфен и др.).

Последующее развитие философско-правовой мысли подтвердило неразрывность  взаимодействия прав человека и господства закона в обществе, которые свидетельствовали  о великом историческом прозрении  древних мыслителей относительно прогрессивных  направлений и форм развития государственности  на пути свободы и гуманизма.

Уместно напомнить, что в  этот же исторический период в других регионах мира с иным культурным полем  возникали другие философско-правовые идеи и концепции о взаимоотношениях человека и власти, основанные на полном подчинении человека государственной  власти. Например, философские воззрения  одного из виднейших древнекитайских  легистов Шан Яна (390–338 гг. до н.э.) обосновывали абсолютизацию царской власти, установление тотального контроля над личностью, способы превращения подданных в слепые орудия царей, средства унификации мышления и всеобщего оглупления народа как обязательного направления государственной деятельности. Подобные философско-правовые доктрины были характерны для деспотических государственных режимов древности, органично вытекая из общего строя их экономических отношений и характера культуры.

Процессы разложения рабовладельческого строя и формирование феодального  общества отразились в философско-правовых концепций прав человека. Важным шагом по пути развития свободы явилось возвращение в социальную структуру общества полностью бесправных и наделение их правами. Разумеется, нет необходимости напоминать о сосредоточении всей полноты прав в руках господствующего класса, однако было бы упрощением представлять феодальное общество как общество беззакония и произвола. Феодальное общество было строго ритуализировано, все действия его членов должны были соответствовать традиции, обычаю, предписанию закона, опиравшимся на «освященную» старину». Роль закона в феодальном обществе по сравнению с эпохой рабовладения несколько возрастала, что связано с традиционализмом феодального строя.

В философском исследовании А.Я. Гуревича «Категории средневековой  культуры» на основе анализа юридических  документов и материалов феодального  права раскрывается своеобразие  концепции феодального права  и неразрывно с ней связанного правового положения личности в  условиях феодализма. Личность в условиях феодального строя была еще недостаточно индивидуализирована, все стороны  ее деятельности были ритуализированы, подчинены праву и обычаю, которые в значительной мере формировали саму личность. Особенность положения личности в эпоху средневековья состояла в том, что член феодального общества всегда от кого-то зависел, между тем как значительные слои этого общества считались юридически свободными. «Как свобода не исключала зависимости, так и зависимость не означала отсутствия всяких прав. Средневековое общество – общество, знающее широкий диапазон градаций свободы и зависимости».

Информация о работе Права человека как философско-правовая проблема