Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 20:24, контрольная работа
Прагматизм (от др.-греч. Πράγμα, родительный падеж πράγματος — «дело, действие») — философское течение, базирующееся на практике как критерии истины и смысловой значимости.
Основные проблемы и понятия прагматизма: сомнения – веры, проблематической ситуации, учения как делания и др.
Ч.С. Пирс – основоположник прагматизма.
Учение Уильяма Джемса.
Инструментализм Джона Дьюи.
Прежде всего, общий способ
решения проблемы приспособлен к
моральным и социальным ситуациям,
откуда Дьюи экстраполирует его на
все остальные возможные
Процедура решения проблематической включает 5 этапов:
1. Ощущение затруднения, неприятное и тревожное. Здесь прежде всего необходимо выяснить его источник и для самого себя осознать проблему, ответить на вопрос: в чем именно она состоит.
2. Когда трудность установлена, проблема сформулирована, то неопределенная ситуация превращается в собственно проблематическую. Иногда первый и второй этап сливаются вместе. Это бывает в тех случаях, когда с самого начала ясно, в чем состоит проблема. Естественно, что понимание проблематической ситуации включает как осознание трудности, так и понимание той цели, к которой мы стремимся.
3. На этом этапе происходит выдвижение гипотезы, которая должна решить проблему, окончательно устранить трудность, достигнуть определенности.
Этот этап требует работы
понятийного мышления, формирования
- если нужно - определенных идей, содержащих
предвидимые последствия
12.
4. Четвертый этап состоит
в критическом рассмотрении
5. Этот этап состоит уже не в чисто теоретической проверке гипотезы, а в ее экспериментальной проверке, в выяснении того, как она фактически работает, и что с ее помощью может быть достигнуто. Обращает на себя внимание и имеет особое значение для Дьюи чрезвычайная конкретность всего того материала, который имеет место на каждом этапе.
Описанная процедура преобразования проблематической, неопределенной ситуации в ситуацию решенную рассматривается Дьюи как функционирование и использование подлинно научного метода исследования, того метода, которого, по его мнению, так недоставало в наше время для решения социальных проблем вообще, моральных в особенности.
Из описания указанных Дьюи ситуаций становится ясно, что его метод, хотя и рекомендуется Дьюи в качестве всеобщего, приспособлен специально к решению социально-этических проблем. Тем не менее, этот метод с самого начала предлагался Дьюи в качестве универсального.[8]
Д. Дьюи справедливо называют
создателем принципиально новой
педагогики, которую сам автор
называл прогрессирующим
Как иногда утверждается, «философия Дьюи очень популярна в США, и 80 % американцев, знакомых с философией, считают Дьюи лучшим философом Америки своего времени»
13.
ЛИТЕРАТУРА: